12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
Гражданское общество – свободное, гуманистическое, демократическое, правовое, индивидуализированное, структурированное (институционализированое), самоуправленческое общество состоящее из индивидуальных субъектов и общественных институтов, связанных между собой нормами и отношениями социального характера по поводу удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей и интересов, высшей ценностью которого является человек.
Гражданское общество имеет сложную и текущую структуру: это комплекс социальных групп, частных лиц, их ассоциаций и институтов (включая семью, школу, церковь, добровольные объединения по профессиональным, возрастным, творческими и иными интересами, разнообразные клубы, союзы, общества, общественные организации, движения, политические партии), взаимодействие которых регулируется гражданским правом.
Структура общества - это внутренняя его строение, воспроизводит многогранность и взаимодействие составляющих общества, обеспечивает его целостность и динамизм развития.
Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти систем, которые отвечают определенным сферам его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, духовно-культурной, информационной.
Социальная система - определенная совокупность объективно сложившихся взаимосвязей между ними, а именно:а) институты семьи и отношения, обусловливающие ее существования;
б) отношения, которые отражают социальную сущность человека (клубы, объединения);
в) отношения, возникающие между социальными общностями (группами, нациями, расами и т.д.).
Экономическая система - это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе производства, обмена, распределения и потребления совокупного продукта, реализации права собственности. Структурными элементами экономической системы являются: частные хозяйства;
акционерные общества;
кооперативные хозяйства;
фермерские хозяйства, индивидуальные, частные предприятия граждан
Политическая система - это совокупность целостных саморегулируемых элементов:а) государство;
б) политические партии в) общественно-политические движения и отношения, что между ними возникают.
Духовно-культурная система - это отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом в отношении духовно-культурных благ и разного рода материализованных институтов, через которые реализуются данные отношения, связанные с образованием, наукой, культурой, религией.
Информационная система - это система, которая состоит в результате общения людей и через масс-медиа (предприятия, объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации). В ходе национального самоопределения должны быть осуществлены все принципы национального бытия - в том числе и социальные, и экономические, общим выражением которых выступает гражданское общество. Неотъемлемыми признаками гражданского общества являются социальная структурированность, дифференцированность, плюралистичность, разнообразие интересов и приоритетов индивидов, и, соответственно, укладов жизни.
Сформировавшееся гражданское общество предполагает относительную свободу группировок личностей, которые выражают интересы определенных слоев населения и деятельность которых законодательно и морально ограничивается исключительно интересами других групп. В таком понимании гражданское общество предстает неким механизмом социального партнерства, что делает возможным вызревания политической нации.
Процессы самоорганизации гражданского общества можно считать первоначальной предпосылкой формирования и становления политической нации. Однако оно разворачивается и развивается гораздо успешнее, если для этого создаются благоприятные негентропійні условия. В значительной степени эти условия создает государственная власть посредством принятия необходимых законов, стимулирования демократического стиля работы государственных структур, инициации или обеспечение условий для социального контроля за соблюдением установленных демократических норм.
Принципы гражданского общества- 1. Принцип свободы. 2. гражд общество- открытое общество. 3. оно строиться на принципах самоорганизации и самоуправления. 4. Принцип экономической свободы, равенства всех, многообразия форм собственности. 5. принцип равенства всех перед законом, надежная правовая защита личности. 6. свобода слова, печати, независимости СМИ. 7. взаимная ответственность государства и личности, общества.
Гражданское общество в сфере ограничения гос власти основывается на определенных институтах – 1. Полититические партии и другие организации – религиозные, общественные, др. 2. Социально-экономические отношения и соответствующие институты- собственность, труд, предпринимательство. 3. Сферы образования, науки, культуры, воспитания. 4. Средства массовой информации – пресса, радио, телевиденье. 5. Церковь. 6. Местное самоуправление, территориальная громада. 7. Семья.
Средства обеспечения функционирования - закон, не нарушения законов и принципов функционирования гражд общества органами гос власти.. обеспечение существования общества с помощью органов гос власти, конституционное закрепление прав и свобод человека, с помощью КУ и коснтитуц суда, судебная защита.
13. Конституційна характеристика України як демократичної, правової, соціальної держави.
В статье 1 Конституции говорится, что Украина - правовое государство.
Идея правового государства впервые достаточно четко была сформирована в статья 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой записано: «всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции».
Обеспечение прав человека и гражданина, разделение властей являются основополагающими признаками правового государства. Такое государство характеризуется господством права, верховенством закона. Устанавливая правовые нормы, государство само обязано их соблюдать, поддерживать правопорядок. В правовом государстве нормы права обязательны для государственных структур в той же степени, что и для граждан. Органы государственной власти действуют только в пределах, установленных законом, и им разрешено лишь то, на что уполномочил их закон. Исходя из этого, статья 6 Конституции Украины устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией рамках и в соответствии с законами Украины. Правовое государство характеризуется верховенством закона в правовой системе. Это означает, что законы имеют высшую юридическую силу в системе правовых актов, действующих в государстве, а потому разнообразные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам и не противоречить им. Это основа законности. Правовое государство действует на основе принципа разделения властей. С помощью этого принципа, закрепленного в статье 6 Конституции Украины, государство функционирует в правовом режиме, обеспечивается сбалансированность и равновесие, взаимный контроль во взаимоотношениях государственных структур.
Важным условием функционирования правового государства есть независимый суд. Верховенство права, установленное в статье 8 Конституции, предусматривает, что суд является независимым от какого-либо влияния государственных или общественных структур. Одной из основных задач власти в условиях правового государства является соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина.
Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство права, равенство всех перед ЗУ и независимым судом, где гарантируются права и свободы человека, а в основу государственной власти положены принцип распределения власти и законность. Для формирования в Украине правового государства недостаточно ее провозглашения на конституционном уровне. Она должна сложиться как система гарантий от необъективного вмешательства государственных структур в функционировании саморегулирующегося гражданского общества, от попыток перейти к неконституционному способа реализации власти, ограничить конституционные права и свободы личности. Для правового государства характерно реальный режим верховенства права, который обеспечивает весь спектр основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Важнейшие его проявления - приоритет прав и свобод человека и гражданина, независимость суда как важного гаранта прав и свобод, верховенство конституции по отношению ко всем другим нормативно-правовых актов. Эти признаки нашли свое закрепление в статьях 3, 6, 8, 126 Конституции Украины.
Экономическую основу правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многосоставности экономики, различных формах собственности. Конституция Украины устанавливает: государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики, все субъекты права равны перед ЗУ (статья 13);
общественная жизнь в Украине основано на принципе экономической многогранности (статья 15), каждый имеет право владеть, использовать и распоряжаться своей собственностью, результатами своей деятельности (статья 41).
Социальную основу правового государства составляет самоурегулированное гражданское общество в центре которого находится человек, его разносторонние интересы. Исходя из этого, Конституция Украины закрепляет, что права и свободы человека, их гарантии устанавливающие содержание и направленность деятельности государства. Правовое государство является социальным государством.
Моральный ее основу составляют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, ее чести и достоинства. Эта сторона правового государства нашла свое отражение в части 1 статьи 3 Конституции Украины: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью». Важно данное положение реально воплотить в жизнь.
Правовое государство - это, прежде всего, конституционное государство. Конституция - центр правовой системы, где на базе ее норм формируется механизм законности. Положение о том, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей (статья 8) - это не только отражение роли Основного Закона в правовой системе Украины, но и важный аспект характеристики государства Украина как конституционного.
Формирование правового государства неотъемлемое от демократии, поскольку самоуправления народа может осуществляться только при верховенстве права, Конституции и закона, исключая деспотию и анархию, любые проявления произвола должностных лиц. Правовое государство является не только одной из высших социальных ценностей, которая призвана утверждать гуманитарные начинания, но и инструментом обеспечения прав и свобод человека, его чести и достоинства, средством борьбы с бюрократией, формой осуществления народовластия. Идея правового государства связано с утверждением суверенитета народа, обеспечению его прав, подчинению государства обществу. В таком направлении на сегодня и должен идти процесс формирования в Украине правового государства.
В политико-правовой практике Украины и общественном мнении важно добиться обеспечения и понимание необходимости верховенства права во всех сферах общественных отношений, равенства граждан и государства, контроля народа за деятельностью государственных структур. Общество должно базироваться на правовых принципах, которым подчиняется государственная власть. Одним из таких основополагающих принципов является обеспечение интересов человека и гражданина, их защита от любого посягательства. Мировая практика конституциализма свидетельствует, что деформация социальной системы начинается там, где в основу ставится не человека и его интересы, а интересы государства.
Смещение приоритетов в отношениях «государство - личность» в пользу государства - это путь к формированию тоталитарных и авторитарных политических режимов. Утверждение принципов правового государства в Украине идет нелегко, встречает и обязательно будет встречать сопротивление, поскольку это требует ломки стереотипов, отказ от административно-командных методов управления, преодоление правового нигилизма и субъективизма. 70 годовой утверждения тезиса о том, что государство преобладает над правом привело к тому, что последняя выступала в роли создателя права и сама решала предоставить лицу права или ограничить их. Отказ в свое время от правовых принципов, которые нашли свое воплощение в советской конституционно-правовой практике обернулась для украинского народа тяжелыми политическими, социальными и моральными потерями. Правовая незащищенность человека, политической системы и ее структур стала одной из существенных причин чудовищных преступлений власти против своего народа, которые не должны повториться.
Большинство конституционных характеристик Украины прямо указана в тексте Основного Закона государства - "суверенное, демократическое, социальное, правовое государство", "унитарное государство", "республика". Фактическое наличие других конституционных характеристик прямо вытекает из содержания непосредственных конституционных положений, например, - "национальное государство" (часть третья Преамбулы, часть первая статьи 2, пола 10, 11, 12, часть вторая статьи 133 Конституции Украины). Соответственно эти и другие конституционные положения раскрывают содержание и сущность определенных (закрепленных) Основным ЗУ государства конституционных характеристик Украины. Так, Украина, как суверенное государство, то есть государство, которое самостоятельно и независимо от власти других государств осуществляет функции на своей территории и за ее пределами, выступает самостоятельным в международных отношениях, характеризует следующее: территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной;
государственная система обороны Украины, защиты ее суверенитета и территориальной целостности, недопустимость размещения на территории Украины иностранных военных баз, наличие в Украине института единого гражданства.... и т.д. Как суверенное государство, Украина имеет все необходимые государственные атрибуты: государственные символы, язык, собственную национальную денежную единицу - рубль, столицу, официальное название т.д.
Положение статьи 1 Конституции Украины провозглашает наше государство демократическим. Как правило, демократической называют государство, устройство и деятельность которого соответствует свободному выражению воли народа, которая гарантирует права и свободы народа, человека и гражданина. Отсюда логичным является наличие в тексте Конституции Украины положения о том, что "единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Конституция Украины четко и однозначно определяет Украину как унитарное государство с республиканской формой правления.
Почти все классические признаки современного государства с республиканской формой правления можно найти в Украине, а именно: формирование государственных органов путем свободных выборов на определенный Конституцией и законодательством срок;
личное участие граждан в управлении государством;
ориентация государственного строя на общечеловеческие ценности и идеалы;
отказ от любого длинного обладание властью на основе индивидуального права (недопустимость личной диктатуры).
Важными для организации публичной власти на принципах демократии есть принципиальные положения о том, что в Украине государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а само государство признает и гарантирует местное самоуправление. Статья 1 Конституции определяет Украину правовым государством. Государство является правовым при условии, когда основой ее функционирования является право, которое гарантирует права и свободы граждан, ограничивает государство, а государственная власть осуществляется на принципах верховенства права и разделения власти. Речь идет о следующем: "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства.
Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства";
Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и нерушимыми";
"Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только в порядке, установленных законом";
"Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом";
В Украине действует верховенство права, Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативные акты должны приниматься на основе Конституции и должны соответствовать ей" и т.д.
Отдельное положение статьи 1 Конституции Украины говорит об Украине как государстве социальную. Понятием социального государства охватывается пониманием государства, деятельность которой "... должна быть направлена на создание реальных стандартов материального благосостояния, образования, здравоохранения и обеспечения таких стандартов для всех граждан (индивидов), а также на минимизацию фактической социального неравенства с ее экономическими последствиями и создание системы социальной поддержки (защиты) тех, кто в этом нуждается.
Содержание конституционного положения об Украине как социальное государство раскрывается прежде всего теми положениями Основного Закона государства, которые закрепляют наличие в Украине института частной собственности (статья 41 Конституции Украины), права на труд (статья 43),на предпринимательство (статья 42), на отдых (статья 45), на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (статья 49), право на жилище (статья 47), право на образование (статья 53) и особенно - право граждан на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом;
при этом это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения;
созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.
Определение на конституционном уровне Украины как суверенного национального государства, государства унитарной, демократической с республиканской формой правления, а также государства социальной и правовой, есть и остается дальнейшем генеральным направлением развития Украины на ближайшую и дальнейшую перспективы.
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения