logo
OTVETY_na_GOS_ekzamen

6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.

Правоотношения в конституционном праве являются результатом действия норм КП, основой их возникновения является непосредственная практическая деятельность субъектов конституционного права.

Характерные признаки:

1) существуют общественные отношения, возникающие в сфере осуществления власти народом страны;

2) разновидность политико-правовых отношений, так как предметом регулирования является также политика;

3) особый круг субъектов, главным признаком которого является реализация государственно-властных полномочий в основном путем выражения своей воли;

4) особый способ реализации прав и обязанностей участников отношений;

5) возникают и реализуются в сфере государственной деятельности как таковой.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Специфика конституционно-правовых отношения состоит в следующем:

= они отличаются свои содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

= им свойственен субъективный состав, среди субъектов государственно-правовых отношений, имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;

Особый субъективный состав – народ нация.

= большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения, на их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные прав и обязанности;

правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности;

особым видом правоотношений являются так называемые правовые состояния, в них четкая определенность субъектов правоотношения, содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, к ним относится состояние в гражданстве;

по сроку действия – постоянные и временные;

материальные и процессуальные, в материальных реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий;

по целевому назначению: правоустановительные и правоохранительные правовые отношения, в первых в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционных нормах.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Действия, – волевое поведение – правомерные юридические (акты, поступки), неправомерные..

Субъекты – участники общественных отношений, наделенные конст правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью, которые определены нормами конст права.

Субъекты – народ, нация, государство – внутригосударственные отношения и внешние связи, органы гос власти, гос терр образования – АРК, депутаты, служебные и должностные лица,органы местного самоуправления, пол партии и общ организации, человек в гражданских состояниях – гражданин, иностранец, апатрид и тд.

Объекты – предметы и явления реальной действительности. Есть объекты материального и не материального характера. Материального характера – государственная территория, природные ресурсы, имущественные благо.

Не материального характера – основы конст строя, интересы общества и государства, публичная власть, личные неимущественные права, действия организации гос, мест самоуправления, объед граждан, мир и международное сотрудничество.

Содержание – субъективные права и юридические обязанности сторон.

Конституционный конфликт является необходимой формой развития конституционно-правовой реальности, сочетающий в разных пропорциях деструктивные и конструктивные компоненты, которые обогащают людей новым социальным опытом как негативного, так и позитивного характера. Он рассматривается как вид юридического конфликта и составляет противостояние в политико-правовой взаимодействия субъектов конституционных отношений, которое отображается в институционально-норматизованих взаимонаправленных действиях этих субъектов относительно признания, удовольствие, защиты своих интересов, потребностей, целей, представляющие собой ценность с точки зрения их социальной значимости. То есть в общем виде конституционный конфликт является конфронтационным типом взаимодействия субъектов конституционно-правовых отношений.

Такими субъектами, как известно, есть и органы государственной власти, объединения граждан, отдельные граждане и т.д. Из этих и других позиций недостаточно обоснованным представляется выбор категории «государственно-правовой конфликт», что определяется ее сторонниками как «наиболее приемлемой для конституционно-правовых исследований».

Ю. Барабаш считает, что «этот термин более точно отражает содержание основной (курсив мой. - А. Есть.) массы конфликтных противостояний, которые возникают в сфере отношений, регулируемых конституционным правом». И в этом он, конечно, прав, но термин «конституционный конфликт» более точно отражает содержание всей массы конфликтных противостояний, которые возникают в конституционно-правовой сфере, а потому является более приемлемым.

Термин «государственно-правовой конфликт», подержанный Ю. Барабашем в его научных трудах, является абсолютно правильным, когда речь идет о конфликтах с участием субъекта публичной власти. Так, он отмечает, что «субъектами государственно-правовых конфликтов чаще всего выступают органы публичной власти и их должностные лица. В отдельных случаях государственно-правовые конфликты могут возникать между политическими партиями и государством в лице его органов или должностных лиц или между группами людей, и властными институтами». Кроме того, автор определяет государственно-правовые конфликты «как противостояние, возникающие по поводу реализации субъектами публичной власти», «между несколькими институтами, властным институтом (институтами) и институтами общества, социальными сообществами» по поводу осуществления публичной власти или завладение ею.

Следовательно, всегда в государственно-правовом конфликте одной из сторон является «властная институция». Такая категория конфликтов в конституционно-правовой сфере действительно должна называться государственно-правовыми. Но еще существуют конфликты, возникающие между субъектами конституционного права, не наделены государственно-властными полномочиями (между гражданами, избирателями, политическими партиями, общественными организациями и т.д.) - это не государственно-правовые конфликты, но конституционные конфликты.

Одним из признаков конституционно-правового характера конфликта выступает его предмет - фактические отношения противостояния, то есть проблема, которая составляет основное противоречие и является причиной столкновения сторон, или, наоборот, вызванная таким столкновением, а также действия, которые осуществляются или должны (могут) по отношению к объекту конституционного конфликта. Каждая из сторон пытается решить эту проблему в свою пользу за счет интересов другой стороны, «конституировать собственные потребности, обеспечить признание их особой значимости и ценности, закрепление на высшем уровне правового регулирования, что предполагает меры гарантирования, обеспечения и правовой защиты.

Предметом конституционного конфликта может стать проблема разделения властей, сохранение существующего конституционного строя или его обновление, защита прав и свобод личности, определение приоритетов государственной политики.

Конституционно-правовая природа предмета юридического конфликта всегда указывает на то, что это конфликт конституционный и окончательно предопределяет его сущность. И в этом случае не имеет значения, которые в этом конфликте участники, который его объект, причины и т.д. Так, например, противостояние любых субъектов (парламентские фракции, лоббистские группы, субъекты законодательной инициативы, граждане, что бастуют) по поводу принятия любого закона является конституционным конфликтом, поскольку отношения по законотворчества является сугубо конституционно-правовой материей. Поэтому для определения в этом случае конфликта конституционного неважной есть даже сфера регулирования настоящего закона.

Объект конституционного конфликта не всегда имеет конституционно-правовой, или вообще правовой характер. Это может быть власть, государственный суверенитет, национально-культурная автономия и тому подобное, а может быть и земля, инвестиции, экспортно-импортные операции, приватизация и т.д. То есть среди объектов конституционных конфликтов могут быть ценности материального, социального, духовного характера, а сущность конституционного конфликта в таком случае обусловлено другими факторами - субъектным составом, например. Так, под определение конституционного конфликта вполне подпадает противостояние между парламентскими фракциями по поводу принятия закона о пересмотре таможенных тарифов, который предложен правительством.

Сторонами настоящего конституционного конфликта является правительство, что предложил проект закона, и парламентские фракции, что его поддерживают, с одной стороны, и парламентские фракции, которые, исходя из своих интересов, выступают против принятия такого закона.

Предметом конфликта здесь является фактические конституционные отношения по рассмотрению определенного законопроекта, а объектом - таможенно-тарифная политика. И хотя объект этого конфликта не является конституционно - правовой ценностью, субъектный состав и предмет конфликта придают ему конституционно-правовой сущности. В любой конфликтной взаимодействия противостояние разворачивается вокруг двух вещей - по поводу жизненно важных ресурсов (материальных, духовных, социальных и т.д.) и контроля над ними.