6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
Правоотношения в конституционном праве являются результатом действия норм КП, основой их возникновения является непосредственная практическая деятельность субъектов конституционного права.
Характерные признаки:
1) существуют общественные отношения, возникающие в сфере осуществления власти народом страны;
2) разновидность политико-правовых отношений, так как предметом регулирования является также политика;
3) особый круг субъектов, главным признаком которого является реализация государственно-властных полномочий в основном путем выражения своей воли;
4) особый способ реализации прав и обязанностей участников отношений;
5) возникают и реализуются в сфере государственной деятельности как таковой.
Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Специфика конституционно-правовых отношения состоит в следующем:
= они отличаются свои содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
= им свойственен субъективный состав, среди субъектов государственно-правовых отношений, имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;
Особый субъективный состав – народ нация.
= большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.
Виды конституционно-правовых отношений:
наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения, на их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные прав и обязанности;
правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности;
особым видом правоотношений являются так называемые правовые состояния, в них четкая определенность субъектов правоотношения, содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, к ним относится состояние в гражданстве;
по сроку действия – постоянные и временные;
материальные и процессуальные, в материальных реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий;
по целевому назначению: правоустановительные и правоохранительные правовые отношения, в первых в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционных нормах.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Действия, – волевое поведение – правомерные юридические (акты, поступки), неправомерные..
Субъекты – участники общественных отношений, наделенные конст правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью, которые определены нормами конст права.
Субъекты – народ, нация, государство – внутригосударственные отношения и внешние связи, органы гос власти, гос терр образования – АРК, депутаты, служебные и должностные лица,органы местного самоуправления, пол партии и общ организации, человек в гражданских состояниях – гражданин, иностранец, апатрид и тд.
Объекты – предметы и явления реальной действительности. Есть объекты материального и не материального характера. Материального характера – государственная территория, природные ресурсы, имущественные благо.
Не материального характера – основы конст строя, интересы общества и государства, публичная власть, личные неимущественные права, действия организации гос, мест самоуправления, объед граждан, мир и международное сотрудничество.
Содержание – субъективные права и юридические обязанности сторон.
Конституционный конфликт является необходимой формой развития конституционно-правовой реальности, сочетающий в разных пропорциях деструктивные и конструктивные компоненты, которые обогащают людей новым социальным опытом как негативного, так и позитивного характера. Он рассматривается как вид юридического конфликта и составляет противостояние в политико-правовой взаимодействия субъектов конституционных отношений, которое отображается в институционально-норматизованих взаимонаправленных действиях этих субъектов относительно признания, удовольствие, защиты своих интересов, потребностей, целей, представляющие собой ценность с точки зрения их социальной значимости. То есть в общем виде конституционный конфликт является конфронтационным типом взаимодействия субъектов конституционно-правовых отношений.
Такими субъектами, как известно, есть и органы государственной власти, объединения граждан, отдельные граждане и т.д. Из этих и других позиций недостаточно обоснованным представляется выбор категории «государственно-правовой конфликт», что определяется ее сторонниками как «наиболее приемлемой для конституционно-правовых исследований».
Ю. Барабаш считает, что «этот термин более точно отражает содержание основной (курсив мой. - А. Есть.) массы конфликтных противостояний, которые возникают в сфере отношений, регулируемых конституционным правом». И в этом он, конечно, прав, но термин «конституционный конфликт» более точно отражает содержание всей массы конфликтных противостояний, которые возникают в конституционно-правовой сфере, а потому является более приемлемым.
Термин «государственно-правовой конфликт», подержанный Ю. Барабашем в его научных трудах, является абсолютно правильным, когда речь идет о конфликтах с участием субъекта публичной власти. Так, он отмечает, что «субъектами государственно-правовых конфликтов чаще всего выступают органы публичной власти и их должностные лица. В отдельных случаях государственно-правовые конфликты могут возникать между политическими партиями и государством в лице его органов или должностных лиц или между группами людей, и властными институтами». Кроме того, автор определяет государственно-правовые конфликты «как противостояние, возникающие по поводу реализации субъектами публичной власти», «между несколькими институтами, властным институтом (институтами) и институтами общества, социальными сообществами» по поводу осуществления публичной власти или завладение ею.
Следовательно, всегда в государственно-правовом конфликте одной из сторон является «властная институция». Такая категория конфликтов в конституционно-правовой сфере действительно должна называться государственно-правовыми. Но еще существуют конфликты, возникающие между субъектами конституционного права, не наделены государственно-властными полномочиями (между гражданами, избирателями, политическими партиями, общественными организациями и т.д.) - это не государственно-правовые конфликты, но конституционные конфликты.
Одним из признаков конституционно-правового характера конфликта выступает его предмет - фактические отношения противостояния, то есть проблема, которая составляет основное противоречие и является причиной столкновения сторон, или, наоборот, вызванная таким столкновением, а также действия, которые осуществляются или должны (могут) по отношению к объекту конституционного конфликта. Каждая из сторон пытается решить эту проблему в свою пользу за счет интересов другой стороны, «конституировать собственные потребности, обеспечить признание их особой значимости и ценности, закрепление на высшем уровне правового регулирования, что предполагает меры гарантирования, обеспечения и правовой защиты.
Предметом конституционного конфликта может стать проблема разделения властей, сохранение существующего конституционного строя или его обновление, защита прав и свобод личности, определение приоритетов государственной политики.
Конституционно-правовая природа предмета юридического конфликта всегда указывает на то, что это конфликт конституционный и окончательно предопределяет его сущность. И в этом случае не имеет значения, которые в этом конфликте участники, который его объект, причины и т.д. Так, например, противостояние любых субъектов (парламентские фракции, лоббистские группы, субъекты законодательной инициативы, граждане, что бастуют) по поводу принятия любого закона является конституционным конфликтом, поскольку отношения по законотворчества является сугубо конституционно-правовой материей. Поэтому для определения в этом случае конфликта конституционного неважной есть даже сфера регулирования настоящего закона.
Объект конституционного конфликта не всегда имеет конституционно-правовой, или вообще правовой характер. Это может быть власть, государственный суверенитет, национально-культурная автономия и тому подобное, а может быть и земля, инвестиции, экспортно-импортные операции, приватизация и т.д. То есть среди объектов конституционных конфликтов могут быть ценности материального, социального, духовного характера, а сущность конституционного конфликта в таком случае обусловлено другими факторами - субъектным составом, например. Так, под определение конституционного конфликта вполне подпадает противостояние между парламентскими фракциями по поводу принятия закона о пересмотре таможенных тарифов, который предложен правительством.
Сторонами настоящего конституционного конфликта является правительство, что предложил проект закона, и парламентские фракции, что его поддерживают, с одной стороны, и парламентские фракции, которые, исходя из своих интересов, выступают против принятия такого закона.
Предметом конфликта здесь является фактические конституционные отношения по рассмотрению определенного законопроекта, а объектом - таможенно-тарифная политика. И хотя объект этого конфликта не является конституционно - правовой ценностью, субъектный состав и предмет конфликта придают ему конституционно-правовой сущности. В любой конфликтной взаимодействия противостояние разворачивается вокруг двух вещей - по поводу жизненно важных ресурсов (материальных, духовных, социальных и т.д.) и контроля над ними.
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения