logo
OTVETY_na_GOS_ekzamen

2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.

Конституционное право – это совок-сть прав. норм, закрепляющих и регулирующих обществ. отношения, через кот обеспечивается организационное и функциональное единство общ-ва как целостной социал. системы, основы конституц. строя, статус человека и граж-на, взаимоотношения личности и гос-ва, систему и принципы деят-ти органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Предмет любой отрасли права – это группа обществ-х отношений, регулируемых данной отраслью права. Исходя из этого, любая отрасль права явл. Пр. моделью этой группы обществ-х отнош-й, а все отрасли права вместе взятые – есть пр. модель общ-ва в целом. Главная проблема, относящаяся к конституц. праву – это проблема основания выделения конституционного права как отрасли права и юридической науки.

Правовая система имеет, в качестве первичного основания деление на отрасли, предмет правового регулирования. По предмету создается первичная правовая система и выделяется первичный уровень отраслей права. Но дальнейшее движение, развитие системы, «приращивание» правового материала в дальнейшем по предмету невозможно.

Метод правового регулирования не может быть органичен применительно к конституционному праву только способом воздействия данной отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования – это вся субъектно-субъективная сторона правового регулирования. Условиями такого подхода являются: признание сложности состава метода правового регулирования;

невозможности, при помощи какого-либо элемента метода, определить отраслевую принадлежность конституционной нормы;

необходимость при определении предмета конституционного права пользоваться принципом субординации элементов.

Основным предметом правового регулирования Конституционного права в Украине является общественные отношения, возникающие и действующие в процессе осуществления власти народом Украины.

Предмет конституционного права включает в себя 4 группы общественных отношений:

= отношения, складывающиеся в области народовластия и суверенитета народа (сущность полновластия народа проявляется в: политических основах общественной жизни;

экономических предпосылках разнообразия общественных отношений;

социальных основах);

= отношения, определяющие строительство, государственное устройство, как организацию власти народа (власть – необходимый способ организации общества, процессов происходящих в нем);

= отношения, определяющие основополагающие принципы функционирования государства (гуманизм, демократизм, разделение властей);

= отношения, определяющие характер связей между государством и конкретным лицом (отношения правового статуса личности, гражданства, гарантии реализации прав и свобод, отношения, вытекающие из факта ответственности).

Метод конституционного права в значительной мере предопределяется предметом конституционно-правовых отношений, в основе которых лежат властные общественные отношения политического характера. Метод конституционного права, или метод конституционно-правового регулирования - это система способов, приемов целенаправленного юридического воздействия норм конституционного права на общественные отношения, являющиеся предметом конституционно-правового регулирования.

Метод конституционно-правового регулирования является производным от метода правового регулирования как способа воздействия юридических норм на общественные отношения. Ему свойственны те же общие признаки (квалификации), и метода правового регулирования в целом. Он касается только юридических норм;

обеспечивает единство правового регулирования;

гарантируется в необходимых случаях средствами государственного принуждения;

является одним из основных критериев деления норм права на отрасли.

Специальные признаки позволяют разграничивать эту отрасль национального права с другими, обнаруживают ее особенности, специфические качества, а именно: регулирует важнейшие политические, экономические, социальные, культурные (духовные) и другие, тесно связанные с ними общественные отношения;

обусловлен функциями конституционного права;

имеет, в основном, императивный (категорический) характер;

способствует реализации интегративной функции конституционного права в отношении других отраслей национального права;

представлен совокупностью разнообразных способов (методов) специального воздействия на конституционно-правовые отношения и т.д.

Для конституционного права традиционно характерным методом правового регулирования является метод субординации или императивный метод, предусматривающий регулирование общественных отношений сверху вниз на собственно-императивных началах. Применяется в конституционном праве при определении основных принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Хотя, императивный или метод субординации в современном конституционном праве теряет свои исключительные позиции. Это сказалось на том, что многие субъекты конституционного права не состоящих между собой в императивно-субординационных связей.

Методы конституционного права продолжают сохранять императивный характер, что обусловливается признанием доминирования в конституционно-правовых отношениях двух основных субъектов, наделенных абсолютным суверенитетом - народа Украины и Украинского государства. Все другие субъекты конституционного права прямо или косвенно находятся в состоянии субординации с этими субъектами и зависят от народного суверенитета и государственного суверенитета. Поэтому для современного конституционного права присуще органическое сочетание двух основных методов правового регулирования - субординационной и координационного, с доминированием императивного метода.

Общими методами осуществления юридического воздействия права на общественные отношения, активно применяющихся и в конституционном праве, является метод позитивного обязательства, метод разрешения и метод запрета.

Метод конституционного обязательства оказывается в побудительном относительно субъектов конституционного права характере конституционных предписаний. Например, ст. 66 КУ определяет: "Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки".

Метод конституционного разрешения находит свое нормативное выражение в положениях действующего конституционного законодательства Украины о меру возможного правового поведения субъектов конституционного права.

Так, ч. 1 ст. 41 КУ закрепляет: "Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей Интеллектуальной, творческой деятельности". Значительно реже в конституционном праве применяется метод запрета. Как правило, этот метод предусматривает юридическое ограничение правосубъектности участников конституционно-правовых отношений, имеет целью предубеждения конституционного деликта. Например, ст. 74 Конституции Украины запрещает проведение всеукраинского референдума по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

Специальные методы конституционно-правового регулирования (присущие исключительно или преимущественно именно этой отрасли национального права).

К таким методам конституционного права можно отнести метод конституционного установления, смысл которого заключается в нормативном установлении, определении основ общественного и государственного строя, непосредственной демократии, правового статуса человека, организации и функционирования органов государственной власти, общих принципов местного самоуправления. Этот метод, в частности, обьективизируется в конституционных нормах-принципах и нормах-дифенициях. Примером применения в Украине устанавливающего метода является ст. 1 Конституции Украины: "Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство".

Метод конституционного нормирования, по мнению О. Ф. Фрицького, является характерным для закрепления правового статуса лица (за исключением политических прав) в пределах и объеме конституционного закрепления без конкретизации этого Института. Не исключается возможность обнаружения и других методов конституционно-правового регулирования.

Общие и специальные методы регулирования важнейших общественных отношений, являющихся предметом конституционного права и находящихся в устойчивых структурно-функциональных связях, образуют систему методов конституционно-правового регулирования, более известную в юридической науке как категория "метод конституционного права".

Источники права - это форма (способ) осуществления правовых норм. Под источником права в юридическом смысле понимают то формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные или административные прецеденты, правовые обычаи, а также, иногда, международные и внутригосударственные договора.

ЗАКОН - ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Закон в широком смысле - это установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле закон - это нормативно-правовой акт, принятый представительным органом законодательной власти или путем непосредственного волеизъявления народа (референдумом), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой в системе законодательства Украины.

Конституционные законы (КЗ) - особые нормативно-правовые акты в системе украинского законодательства, которые по своему политико-правовому смыслу, предметом правового регулирования и юридической силой занимают после Конституции особое место, органично развивают, продолжают ее: о статусе Президента Украины;

политические партии;

территориальное устройство Украины;

о местном самоуправлении;

собственность;

международные договоры;

внешнеэкономическую деятельность. По порядку принятия, структуре, форме и другим признакам КЗ ничем не отличается от обычных законов. Понятие "конституционный закон" в официальном законодательстве не случается.

РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Регламент, как процессуальный нормативный акт, фиксирующий правовую регламентацию порядка деятельности Верховной Рады Украины. Регламент - производный от Конституции акт, который принимается на ее основе, конкретизирует ее положения, обеспечивает переход норм Конституции с "статики" в "динамику". Принципиально важным является вопрос соотношения Конституции и Регламента, проблема разграничения сфер, которые регулируются Основным ЗУ и нормируются Регламентом. Как и любой нормативный акт, Регламент должен конкретизировать конституционные предписания, причем граница такой конкретизации может быть достаточно широкой.

АКТЫ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА. Законы Украины, как уже отмечалось, могут быть приняты народным голосованием (всеукраинским референдумом). Референдум - это прямое волеизъявление народа, направленное на установление, изменение или отмену правовых норм. Референдум - особый вид правотворчества, когда верховным законодателем, творцом права выступает сам народ, минуя представительные и иные органы власти.

АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Некоторые его акты могут содержать конституционно-правовые нормы. Речь идет о тех решениях Конституционного Суда, которые принимаются по вопросам несоответствия нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, Конституции и законам Украины и признанным Украиной международным актам.

АКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ Практика делегирования полномочий, под которой обычно понимают передачу полномочий одного субъекта общественных отношений другом, имеет давнюю историю и получила достаточно широкое распространение. Народ передает законодательные полномочия представительным органам, те, в свою очередь, - исполнительным. Полномочия передаются по горизонтали и вертикали.

АКТЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ Количество актов КМУ, которые являются источником конституционного права, весьма незначительна. Это и понятно подавляющее большинство постановлений и распоряжений Кабинета Министров касается его исполнительской деятельности, регламентируется преимущественно нормами административного права. В то же время случаются акты, которые содержат нормы конституционного права. Такими, например, является "Положение о порядке легализации объединений граждан";

"Положение о порядке регистрации символики объединений граждан",

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Практика знает немало указов Президента нормативно-правового характера, что вполне согласуется с его конституционным статусом.

Законопроектные работы - это внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые касаются административного права, внесение проектов законов касательно основных сфер жизнедеятельности, которые регулируют эти отрасли, усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. Распоряжение КМУ «Об утверждении ориентировочного плана законопроектных работ на 2013 год» (такое распоряжение принимается каждый год) от 20. 03. 2013 г. № 147-р. (Законопроекта - о внесении