2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
Конституционное право – это совок-сть прав. норм, закрепляющих и регулирующих обществ. отношения, через кот обеспечивается организационное и функциональное единство общ-ва как целостной социал. системы, основы конституц. строя, статус человека и граж-на, взаимоотношения личности и гос-ва, систему и принципы деят-ти органов гос. власти и органов местного самоуправления.
Предмет любой отрасли права – это группа обществ-х отношений, регулируемых данной отраслью права. Исходя из этого, любая отрасль права явл. Пр. моделью этой группы обществ-х отнош-й, а все отрасли права вместе взятые – есть пр. модель общ-ва в целом. Главная проблема, относящаяся к конституц. праву – это проблема основания выделения конституционного права как отрасли права и юридической науки.
Правовая система имеет, в качестве первичного основания деление на отрасли, предмет правового регулирования. По предмету создается первичная правовая система и выделяется первичный уровень отраслей права. Но дальнейшее движение, развитие системы, «приращивание» правового материала в дальнейшем по предмету невозможно.
Метод правового регулирования не может быть органичен применительно к конституционному праву только способом воздействия данной отрасли права на общественные отношения.
Метод правового регулирования – это вся субъектно-субъективная сторона правового регулирования. Условиями такого подхода являются: признание сложности состава метода правового регулирования;
невозможности, при помощи какого-либо элемента метода, определить отраслевую принадлежность конституционной нормы;
необходимость при определении предмета конституционного права пользоваться принципом субординации элементов.
Основным предметом правового регулирования Конституционного права в Украине является общественные отношения, возникающие и действующие в процессе осуществления власти народом Украины.
Предмет конституционного права включает в себя 4 группы общественных отношений:
= отношения, складывающиеся в области народовластия и суверенитета народа (сущность полновластия народа проявляется в: политических основах общественной жизни;
экономических предпосылках разнообразия общественных отношений;
социальных основах);
= отношения, определяющие строительство, государственное устройство, как организацию власти народа (власть – необходимый способ организации общества, процессов происходящих в нем);
= отношения, определяющие основополагающие принципы функционирования государства (гуманизм, демократизм, разделение властей);
= отношения, определяющие характер связей между государством и конкретным лицом (отношения правового статуса личности, гражданства, гарантии реализации прав и свобод, отношения, вытекающие из факта ответственности).
Метод конституционного права в значительной мере предопределяется предметом конституционно-правовых отношений, в основе которых лежат властные общественные отношения политического характера. Метод конституционного права, или метод конституционно-правового регулирования - это система способов, приемов целенаправленного юридического воздействия норм конституционного права на общественные отношения, являющиеся предметом конституционно-правового регулирования.
Метод конституционно-правового регулирования является производным от метода правового регулирования как способа воздействия юридических норм на общественные отношения. Ему свойственны те же общие признаки (квалификации), и метода правового регулирования в целом. Он касается только юридических норм;
обеспечивает единство правового регулирования;
гарантируется в необходимых случаях средствами государственного принуждения;
является одним из основных критериев деления норм права на отрасли.
Специальные признаки позволяют разграничивать эту отрасль национального права с другими, обнаруживают ее особенности, специфические качества, а именно: регулирует важнейшие политические, экономические, социальные, культурные (духовные) и другие, тесно связанные с ними общественные отношения;
обусловлен функциями конституционного права;
имеет, в основном, императивный (категорический) характер;
способствует реализации интегративной функции конституционного права в отношении других отраслей национального права;
представлен совокупностью разнообразных способов (методов) специального воздействия на конституционно-правовые отношения и т.д.
Для конституционного права традиционно характерным методом правового регулирования является метод субординации или императивный метод, предусматривающий регулирование общественных отношений сверху вниз на собственно-императивных началах. Применяется в конституционном праве при определении основных принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Хотя, императивный или метод субординации в современном конституционном праве теряет свои исключительные позиции. Это сказалось на том, что многие субъекты конституционного права не состоящих между собой в императивно-субординационных связей.
Методы конституционного права продолжают сохранять императивный характер, что обусловливается признанием доминирования в конституционно-правовых отношениях двух основных субъектов, наделенных абсолютным суверенитетом - народа Украины и Украинского государства. Все другие субъекты конституционного права прямо или косвенно находятся в состоянии субординации с этими субъектами и зависят от народного суверенитета и государственного суверенитета. Поэтому для современного конституционного права присуще органическое сочетание двух основных методов правового регулирования - субординационной и координационного, с доминированием императивного метода.
Общими методами осуществления юридического воздействия права на общественные отношения, активно применяющихся и в конституционном праве, является метод позитивного обязательства, метод разрешения и метод запрета.
Метод конституционного обязательства оказывается в побудительном относительно субъектов конституционного права характере конституционных предписаний. Например, ст. 66 КУ определяет: "Каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки".
Метод конституционного разрешения находит свое нормативное выражение в положениях действующего конституционного законодательства Украины о меру возможного правового поведения субъектов конституционного права.
Так, ч. 1 ст. 41 КУ закрепляет: "Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей Интеллектуальной, творческой деятельности". Значительно реже в конституционном праве применяется метод запрета. Как правило, этот метод предусматривает юридическое ограничение правосубъектности участников конституционно-правовых отношений, имеет целью предубеждения конституционного деликта. Например, ст. 74 Конституции Украины запрещает проведение всеукраинского референдума по вопросам налогов, бюджета и амнистии.
Специальные методы конституционно-правового регулирования (присущие исключительно или преимущественно именно этой отрасли национального права).
К таким методам конституционного права можно отнести метод конституционного установления, смысл которого заключается в нормативном установлении, определении основ общественного и государственного строя, непосредственной демократии, правового статуса человека, организации и функционирования органов государственной власти, общих принципов местного самоуправления. Этот метод, в частности, обьективизируется в конституционных нормах-принципах и нормах-дифенициях. Примером применения в Украине устанавливающего метода является ст. 1 Конституции Украины: "Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство".
Метод конституционного нормирования, по мнению О. Ф. Фрицького, является характерным для закрепления правового статуса лица (за исключением политических прав) в пределах и объеме конституционного закрепления без конкретизации этого Института. Не исключается возможность обнаружения и других методов конституционно-правового регулирования.
Общие и специальные методы регулирования важнейших общественных отношений, являющихся предметом конституционного права и находящихся в устойчивых структурно-функциональных связях, образуют систему методов конституционно-правового регулирования, более известную в юридической науке как категория "метод конституционного права".
Источники права - это форма (способ) осуществления правовых норм. Под источником права в юридическом смысле понимают то формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные или административные прецеденты, правовые обычаи, а также, иногда, международные и внутригосударственные договора.
ЗАКОН - ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА Закон в широком смысле - это установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле закон - это нормативно-правовой акт, принятый представительным органом законодательной власти или путем непосредственного волеизъявления народа (референдумом), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой в системе законодательства Украины.
Конституционные законы (КЗ) - особые нормативно-правовые акты в системе украинского законодательства, которые по своему политико-правовому смыслу, предметом правового регулирования и юридической силой занимают после Конституции особое место, органично развивают, продолжают ее: о статусе Президента Украины;
политические партии;
территориальное устройство Украины;
о местном самоуправлении;
собственность;
международные договоры;
внешнеэкономическую деятельность. По порядку принятия, структуре, форме и другим признакам КЗ ничем не отличается от обычных законов. Понятие "конституционный закон" в официальном законодательстве не случается.
РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ Регламент, как процессуальный нормативный акт, фиксирующий правовую регламентацию порядка деятельности Верховной Рады Украины. Регламент - производный от Конституции акт, который принимается на ее основе, конкретизирует ее положения, обеспечивает переход норм Конституции с "статики" в "динамику". Принципиально важным является вопрос соотношения Конституции и Регламента, проблема разграничения сфер, которые регулируются Основным ЗУ и нормируются Регламентом. Как и любой нормативный акт, Регламент должен конкретизировать конституционные предписания, причем граница такой конкретизации может быть достаточно широкой.
АКТЫ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА. Законы Украины, как уже отмечалось, могут быть приняты народным голосованием (всеукраинским референдумом). Референдум - это прямое волеизъявление народа, направленное на установление, изменение или отмену правовых норм. Референдум - особый вид правотворчества, когда верховным законодателем, творцом права выступает сам народ, минуя представительные и иные органы власти.
АКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ Некоторые его акты могут содержать конституционно-правовые нормы. Речь идет о тех решениях Конституционного Суда, которые принимаются по вопросам несоответствия нормативно-правовых актов, содержащих нормы конституционного права, Конституции и законам Украины и признанным Украиной международным актам.
АКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛЕГИРОВАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ Практика делегирования полномочий, под которой обычно понимают передачу полномочий одного субъекта общественных отношений другом, имеет давнюю историю и получила достаточно широкое распространение. Народ передает законодательные полномочия представительным органам, те, в свою очередь, - исполнительным. Полномочия передаются по горизонтали и вертикали.
АКТЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ Количество актов КМУ, которые являются источником конституционного права, весьма незначительна. Это и понятно подавляющее большинство постановлений и распоряжений Кабинета Министров касается его исполнительской деятельности, регламентируется преимущественно нормами административного права. В то же время случаются акты, которые содержат нормы конституционного права. Такими, например, является "Положение о порядке легализации объединений граждан";
"Положение о порядке регистрации символики объединений граждан",
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ Практика знает немало указов Президента нормативно-правового характера, что вполне согласуется с его конституционным статусом.
Законопроектные работы - это внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые касаются административного права, внесение проектов законов касательно основных сфер жизнедеятельности, которые регулируют эти отрасли, усовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. Распоряжение КМУ «Об утверждении ориентировочного плана законопроектных работ на 2013 год» (такое распоряжение принимается каждый год) от 20. 03. 2013 г. № 147-р. (Законопроекта - о внесении
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения