19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
Правовой статус иностранцев в Украине обеспечивается и реализуется в соответствии с КУ и ЗУ «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22. 09. 2011 с изменениями от 2012 г.
Иностранцы – лица которые принадлежат к гражданству иностранного государства и не являются гражданами Украины. Правовое положение иностранцев состоит из 1)правого статуса своего государства 2) Правового статуса собственно иностранца.
Согласно ЗУ иностранец - лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств;
иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях,
- иностранцы и лица без гражданства, которые в установленном законодательством или международным договором Украины порядке въехали в Украину и постоянно или временно проживающие на ее территории, или временно находятся в Украине;
иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине,
- иностранцы и лица без гражданства, которые получили вид на постоянное проживание, если иное не установлено законом;
иностранцы и лица без гражданства, которые временно находятся на территории Украины,
иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины в течение действия визы или на период, установленный законодательством или международным договором Украины, или если срок их пребывания на территории Украины продлен в установленном порядке;
иностранцы и лица без гражданства, которые временно проживают в Украине,
- иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство, если иное не установлено законом;
иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.
Согласно КУ иностранцы находящиеся на территории Украины на законных основаниях пользуются теми же правами и свободами несут обязанности как и граждане Украины за исключением установленных КУ,ЗУ и международными договорами. А в международном праве подход при котором иностранцы имеют тот же самый статус что и свои граждане за исключением – национально правовой режим. В Украине этот режим может сочетаться с режимами наибольшего благоприятствования и с режимом взаимности.
Режим благоприятствования – Украина предоставляет иностранцам те же права и возможности какие она гарантирует гражданам 3го государства.
Режим взаимности – если иностранным государством устанавливается ограничение относительно реализации прав и свобод граждан Украины, то КМУ может принять решение о постановлении соответствующего порядка реализации прав гражданами этого государства на территории Украины.
У иностранных граждан может быть особое положение – консульский иммунитет – лица пользуются лично неприкосновенностью и освобождаются от юрисдикции страны пребывания в вопросах связанных с их служебной деятельностью;
дипломатический иммунитет – полное неприкосновенность и освобождение от ответственности перед гос органами страны пребывания.
Иностранцы в зависимости от срока пребывания на территории Украины – временно пребывающие в Украину, временно проживающие на территории Украины, постоянно проживающие в Украине. В соответствии с правовым положением иностранцев они имеют права и обязанности.
Права – право на инвестиции и предпринимательскую деятельность, трудовую, право на отдых, на охрану здоровья, на жилище, на социальную защиту, образование и тд;
не имеют право – быть членами полит партии, принимать участие в референдумах, в выборах, быть избранными в орган гос власти, мест самоуправления, получать в собственность земельные участки и тд.
Двойное гражданство (бипатризм, полигромадянство) - пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Законодательство Украины о гражданстве выходит из непризнания одновременной принадлежности гражданина Украины гражданства другого государства. В настоящее время наличие за гражданином Украины двойного гражданства не признается. Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на территории одного из государств, в гражданстве которого она находится, как правило, не может ссылаться на свои обязательства в отношении другого государства. Каждое государство, в гражданстве которого находится бипатрид, имеет право считать его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих обязанностей. От бипатридов, то есть лиц, которые имеют два или более гражданства, нужно отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Для решения многих проблем, связанных с двойным гражданством, используется принцип определения эффективного гражданства.
Эффективное гражданство связано с необходимостью определения фактического или преимущественного гражданства бипатридов для решения проблем, связанных с коллизионной формулой прикрепления, что определяет личный статут физического лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица, его работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого, проживание его семьи и тому подобное. Поэтому основное средство смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или без гражданства состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике. Пример Италии и Испании и других цивилизованных, развитых стран, которые ратифицировали двойное гражданство свидетельствует, что полигражданство не несет в себе никакой угрозы для целостности государства.
Запрет двойного гражданства приводит к ежегодного уменьшения населения Украины, которое предпочитает гражданства другой страны в поисках лучшей жизни.
Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся под юрисдикцией Украины, независимо от законности их пребывания, имеют право на признание их правосубъектности и основных прав и свобод человека. Иностранцы и лица без гражданства обязаны неуклонно придерживаться Конституции и законов Украины, других нормативно-правовых актов, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей, интересы общества и государства. Иностранцы равны перед ЗУ независимо от согласования, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, иуду и характера занятий, других обстоятельств.
Если иностранным государством установлены ограничения по реализации прав и свобод гражданами Украины, Кабинет Министров Украины может принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданами этого государства на территории Украины. Это решение вступает в силу после его опубликования. Оно может быть отменено, если отпадут основания, по которым оно было принято. Осуществление иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам ее граждан и других лиц, которые проживают в Украине.
Иностранцы обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Украины, уважать традиции и обычаи народа Украины.
Основные права, свободы и обязанности иностранцев предусмотренные статьями 21-68 Конституции Украины и статьями 7-24 ЗУ "О правовом статусе иностранцев".
Так, иностранцы не ограничиваются в праве:- заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью (если иное не вытекает из законов Украины);
- иметь в собственности любое имущество, наследовать и завещать его;
- на отдых;
- на социальную защиту (в соответствии с законодательством Украины и международных договоров Украины);
- на пользование достижениями культуры;
- на свободу совести;
- на неприкосновенность личности, жилища, невмешательство в личную и семейную жизнь, на тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на уважение достоинства;
- на обращение в суд и, если иное не предусмотрено международными договорами, в других государственных органов для защиты их имущественных и неимущественных прав.
Согласно статьям 423-424 ГПК иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в суды Украины и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами Украины. Однако законодательством Украины могут быть установлены соответствующие ограничения в отношении граждан, предприятий и организаций тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданских процессуальных прав граждан, предприятий или организаций Украины.
Иностранцы, которые постоянно проживают в Украине, кроме того, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины:
- работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью;
- пользоваться медицинской помощью (в этой связи следует указать на несоответствие ПКМУ от 22. 06. 2011"ПОРЯДОК оказания медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины ", Иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины (далее - иностранцы и лица без гражданства), медицинская помощь, в том числе экстренная, предоставляется за плату, если законодательством или международными договорами Украины не предусмотрено иное.
- получить жилое помещение (если другое не предусмотрено законодательством Украины);
- вступать в легализованных общественных организаций (если иное не предусмотрено законами Украины и если это предусмотрено уставами этих организаций).
Правовой статус иностранцев, в том числе тех, которые не проживают в Украине постоянно, может иметь существенную специфику, которая определяется другими актами законодательства Украины и заключается, в частности, в следующем:
1) гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны, гражданином которой он является, а гражданская дееспособность лица без гражданства - по закону страны, в которой он имеет постоянное место жительства (ст. 5661 Гражданского кодекса Украины). Поэтому, например, гражданин Швейцарии является дееспособным с 20-летнего возраста, гражданин США, в зависимости от штата, в котором он проживает, с 18 или с 21-летнего возраста и т.д. В то же время следует иметь в виду, что гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства по од, которые заключаются в Украине, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Украине, определяется законодательством Украины;
2) вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам не подсудимые по уголовным делам судам Украины, в случае совершения этими лицами преступления на территории Украины, решается дипломатическим путем;
лица без гражданства, находящиеся в Украине, несут уголовную ответственность за преступления, которые они совершили за пределами Украины, по Уголовному кодексу Украины, если они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду на территории Украины (ст. 4 и 5 Уголовного кодекса Украины). Кроме того. Особенной частью УКУ предусмотрены составы преступлений, субъектами которых не могут быть иностранцы (например, государственная измена, разглашение государственной тайны, уклонение от призыва на срочную военную службу, военные преступления и т.д.), или, наоборот, могут быть только иностранцы (шпионаж, предусмотренное ст. 57 УК, захвата заложников, предусмотренное частями 1 и 2 ст. 123' УК Украины, и т.п.);
3) вопрос об административной ответственности иностранцев, которые в соответствии с действующими законами и международными договорами пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, решается дипломатическим путем (ст. 16 КоАП). Кроме того. Кодексом предусмотрены составы административных правонарушений, субъектами которых не могут быть иностранцы (это, например, правонарушения, которые совершаются должностными лицами органов власти, связанные с невыполнением воинского долга и некоторые другие), или, наоборот, могут быть только иностранцы (нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в украине и транзитного проезда через Украину и т.п.);
Здесь следует отметить, что закон в отдельных случаях обходит вниманием лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины. Например, не понятно, почему они, в случае переезда на постоянное место жительства в Украину, лишены права пользоваться льготами, которые предусмотрены законодательством Украины о ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы либо льготами и преимуществами, предусмотренными ЗУ " О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты" и др. 4.
Иностранцы не имеют права:
1) быть учредителями и членами политических партий. Но могут быть учредителями и членами общественных организаций (ст. 36 Конституции Украины, ст. 16 Европейской конвенции по правам человека);
2) избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, а также участвовать в референдумах.
3) получать в собственность земельные участки. Но совместные предприятия, международные объединения и организации с участием Иностранных граждан, а также лица без гражданства могут получить их в аренду
4) получить долю государственного имущества за приватизационные бумаги
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения