7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
Конституционная ответственность наступает для субъектов, указанных в конституции и законах, и состоит в применении различных санкций: запрет занимать определенные должности, лишение государственных наград и почетных званий, отстранение от должности, признание нормативно-правового акта неконституционным.
Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности, который характеризуется наличием общих признаков, характерных для любого вида юр ответственности, а также особенностями, которые позволяют выделить ее как самостоятельный вид конституц-правового явления.
Особенности –
1. Основание ее применения, как за деяние, так и при его отсутствии.
2. Круг субъектов на которые она распространяется.
3. Своеобразные и особенные санкции.
4. Политический характер, обусловливает специфику ее отношений.
5. особенный состав конституционного деликта.
6. Отсутствие единой процедурно-процесуальной формы ее реализации.
Основанием конституц-правовой ответственности – осуществление субъектом конституционного деликта, признаваемого ЗУ противоправными влечет за собой применение мер конституц ответ.
Состав конституц правонарушения - субъект, суб сторона, объект, объективная сторона.
Субъекты - государство, гос органы, должн лица, депутаты представительских органов власти и мест самоуправ, граждани. Это деликтоспособные по конст праву индивид и коллективные стороны – способные нести контитуц ответствен.
Виды субъектов – индивидуальные, коллективные. Особые – государство и народ. Мало ученых считают, что народ суб конституц ответ, народ не обладает деликтоспособностью, а государство - да.
Субъекты по КУ – ПУ, ВРУ, КМУ, ВРАРК, т д.
Объект деликта – общественные отношения, которые регулируются и охраняются конституц правом и по значению являются основополагающими базовыми отношениями во всех сферах жизни госуд и общества. Основную часть в них составляют властноотношения.
Субъективная сторона – вина, форма вины не всегда имеет квалификацию.
Объективная сторона – противоправное поведение субъекта, что выражается в нарушении или не выполнении предписанной конституцией правовых норм.
Основная функция конст ответ – не репрессивно-карательная, а компенсационно-возобновительная позитивной деятельности субъек. Основание привлеченя к конституционная ответственность не только конституц правонарушение, но и нарушение предусмотренные иной отраслью права и законодательства (совершение преступление ПУ- нарушение присяги импичмент и уголов ответств.). Основание привлечения к конституц ответ- вступление в зак силу обвинительного приговора. Конституц ответственность может наступать как за деликт, так и при его отсутствии, если поведение суб противоречит принципам и целям конституц законодательства.
Предпосылка конституц ответ – факт приобретения особого статуса субъектом – властных полномочий. Основание привлечение к ответст. –не правильный выбор поли курса – отставка правительства, не достижение позитивного результата. Нарушение депутатом норм депут этики, т д.
Особенностью конституционной ответственности является и то, что она бывает двух видов: - ретроспективной, то есть ответственностью за прошлое;
- позитивной: это ответственное поведение, ответственное отношение лица (органа) к своим обязанностям, надлежащее выполнение своих обязанностей, подотчетность, юридическая компетентность. В сфере конституционных отношений доминирует именно позитивная ответственность, а ретроспективная играет роль вспомогательной, хотя далеко не второстепенной ответственности.
Основаниями ответственности, за конституционным правом, являются нормативные и фактические условия. Нормативная основа предусматривает лишь возможность юридической ответственности, а реальной она становится при наличии юридических фактов. Основаниями позитивной ответственности является выполнение субъектом конституционных отношений определенных функций. Так, государственный орган, должностное лицо несут ответственность уже учитывая то, что к этому обязывает их статус. Позитивная ответственность характерна и тем, что иногда трудно определить формализованные критерии для оценки поведения указанных субъектов. Порой их в законе нет вообще. Основаниями данной ответственности могут быть такие критерии, как бездействие должностного лица, недосяг достижения поставленных целей и задач, неэффективная работа определенных органов и т.п. Ретроспективная ответственность наступает лишь тогда, когда для этого есть нормативная основа, то есть прямое указание в законе. Фактическим основанием ответственности в ретроспективном плане является совершение правонарушения. К особых признаков конституционно-правовой ответственности относятся:
1. Конституционно-правовая ответственность имеет конституирующего (системообразующий) характер, т.е. определяет общие принципы для других видов юридической ответственности.
2. Конституционно-правовая ответственность в соответствии с особенностями предмета конституционно-правового регулирования имеет четко проявлен политический характер, поскольку ответственность наступает за нарушение общественных отношений, связанных с осуществлением власти в государстве.
3. Конституционно-правовая ответственность предполагает конституционные санкции как меру юридической ответственности. Конституционно-правовые санкции предусматривают такие особые меры и формы юридической ответственности, как досрочное прекращение полномочий органа государства, органа или должностного лица местного самоуправления;
отказ в регистрации политической партии, общественной организации;
отмена или приостановление действия конституционного нормативно-правового акта и т.д.
4. Специфичность оснований конституционно-правовой ответственности: основанием ретроспективной ответственности является юридический факт конституционного деликта, а проспективной - юридический факт приобретения статуса субъекта конституционно-правовой ответственности.
5. Особое круг субъектов конституционно-правовой ответственности, что уже круг субъектов конституционного права. Субъектами конституционно-правовой ответственности мб только орган публичной власти или его должностное лицо (объединения граждан, государственные органы и органы местного самоуправления). Человек и гражданин не наделены конституционным деликтоспособностью. Даже нарушение человеком конституционных обязанностей является основанием административной, уголовной или гражданской ответственности в конституционном праве, но не конституционно-правовой.
6. Конституционно-правовая ответственность является функциональным институтом конституционного права, что объединяет совокупность конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере проспективной и ретроспективной юридической ответственности деликтоспособных субъектов за нарушение норм конституционного права Украины.
7. Конституционно-правовая ответственность является важным элементом механизмом правовой защиты и охраны Конституции Украины и действующего конституционного законодательства.
8. Конституционно-правовая ответственность является гарантией всех основных институтов конституционного права, которые выступают объектами конституционно-правовой ответственности (институт основ конституционного строя, институт гражданства, институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, институт форм непосредственного народовластия, институт парламентаризма, институт президентства, институт исполнительной власти. институт судебной власти, институт конституционной юстиции, институт контрольно-надзорной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления).
9. Источниками конституционно-правовой ответственности не только нормы Конституции Украины, но и все другие конституционно-правовые нормы, объективизированные в системе действующего конституционного законодательства.
10. Для конституционно-правовой ответственности присущи особые процессуальные формы ее реализации. В отдельных случаях процедура конституционно-правовой ответственности регулируется комплексом конституционных и других отраслевых норм действующего законодательства.
Функции юридической ответственности:
правоохранительная - правовосстановительная (компенсационная), - направлена на восстановление незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненных обязанностей, присущих гражданскому, прежде всего, имущественной ответственности (восстановление имущественного права).
Правовосстановительные санкции имеют совершенно определенный характер: размер причиненного вреда может быть точно установлен независимо от обстоятельств правонарушения, карательная (штрафная), - направлена на наказание государством правонарушителя и предотвращения новых правонарушений;
присуща прежде всего уголовной и административной ответственности, а также гражданской (конфискация, штраф, отказ в защите субъективного гражданского права).
Карательные санкции имеют относительно определенный характер, устанавливают высшую или низшую границу наказания (взыскания): его назначение зависит от обстоятельств правонарушения, степени вины, характеристики личности и других обстоятельств;
воспитательная - обще превентивная,- направлена на воспитание граждан в духе уважения закона специально-превентивная - направлена на воспитание правонарушителя. Соответственно к правовосстановительной и карательной (штрафной) функций выделяют правовосстановительную и карательную (штрафную) ответственность. В случае применения к лицу принудительных мер охранительного (карательного) характера действует принцип презумпции невиновности, то есть предположение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном ЗУ порядке. Это важная конституционная гарантия охраны прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение (см. ст. 62 КУ).
конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Специфика конституционно-правовых отношения состоит в следующем:
= они отличаются свои содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
= им свойственен субъективный состав, среди субъектов государственно-правовых отношений, имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;
Особый субъективный состав – народ нация.
= большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.
Виды конституционно-правовых отношений:
наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения, на их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные прав и обязанности;
правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности;
особым видом правоотношений являются так называемые правовые состояния, в них четкая определенность субъектов правоотношения, содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, к ним относится состояние в гражданстве;
по сроку действия – постоянные и временные;
материальные и процессуальные, в материальных реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий;
по целевому назначению: правоустановительные и правоохранительные правовые отношения, в первых в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционных нормах.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Действия, – волевое поведение – правомерные юридические (акты, поступки), неправомерные..
Субъекты – участники общественных отношений, наделенные конст правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью, которые определены нормами конст права. Субъекты – народ, нация, государство – внутригосударственные
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения