15. Материальное и процессуальное право
Разделение правовых явлений на материальные и процессуальные выглядит ясным лишь в силу законодательной данности отраслей гражданского процес¬суального и уголовно-процессуального права. В общетеоретическом же плане эта проблема является весьма сложной. Однако задача науки как раз в том и со¬стоит, чтобы предложить законодателю четкий общеправовой критерий разгра¬ничения материально-правовых и процессуальных явлений, который он мог бы использовать в работе над системами права и законодательства.
Деление правовых явлений (отраслей права, норм, правоотношений, юри¬дических фактов и др.) на материальные и процессуальные - это внутренняя, специальная проблема юриспруденции. Ее не следует увязывать с философ¬ским пониманием материи (хотя такие попытки имеются) или с делением со¬циальных явлений на материальные и идеологические. Все правовые явления (и материальные, и процессуальные) являются идеологическими (то есть та¬кими, которые не могут возникнуть без сознательно-волевого опосредования со стороны общества).
Сам по себе признак «материальности» правовых явлений (а его понима¬ют как непосредственное участие норм в регулировании объективно сложив¬шихся пластов социальной жизни) не дает ясных представлений о границах этих явлений. Хотя в самом первом приближении этот признак можно ис¬пользовать. Так, к материальным регулятивным нормам принято относить те правовые нормы, которые непосредственно регулируют различные социаль¬ные сферы, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материаль¬ных регулятивных норм. Например, нормы уголовного права по своей при¬роде являются охранительными, и при этом общепризнано, что уголовно-правовые нормы - материальные.
К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регла¬ментируют порядок реализации материальных регулятивных норм (или, по-другому, диспозиций материальных норм). С точки зрения близости к исход¬ной социальной структуре эти процедурные нормы даже «более материальны», чем материальные охранительные (например, уголовно-правовые).
С большей эффективностью границу между материальным и процессуаль¬ным в правовой системе можно провести, начав с предварительного установ¬ления общих признаков процессуально-правовых явлений. При этом следует исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные яв¬ления - процедурные.
В самом общем виде процедуру в праве можно определить как порядок осуществления той или иной юридической деятельности. Все юридические процедуры можно поделить на две большие группы: правотворческие и правореализующие. В свою очередь, правореализующие процедуры бывают ма¬териальные и процессуальные.
Процессуальная процедура - это порядок реализации материальных ох¬ранительных норм (по-другому - санкций). Соответственно, нормы, регла¬ментирующие процедуру реализации санкций, являются процессуальными. Так, гражданское процессуальное право целиком представляет собой проце¬дурную отрасль, назначение которой - регламентировать порядок реализа¬ции санкций гражданско-правовых норм, а уголовно-процессуальное право определяет порядок реализации норм уголовного права, которое в целом имеет охранительную природу и состоит из охранительных норм.
Процессуальные нормы способны и имеют тенденцию к законодательному обособлению (что мы и видим на примере с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом). Такое обособление может иметь место и в рамках единого нормативного акта, как это сделано с административно-процес¬суальными нормами в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Материально-процедурные нормы, будучи нормальным и обязательным условием (формой) реализации некоторых материальных регулятивных норм, существуют с ними в единых «связках» и законодательно никаким об¬разом от них не могут быть обособлены. Так, абсурдным выглядело бы зако¬нодательное решение отделить процедурные нормы гражданского права от своих основных норм и объединить их все в едином нормативно-процедур¬ном акте.
Материально-процедурные нормы по признаку их связи с правопримене¬нием можно поделить на две разновидности:
а) опосредующие обычные (ординарные) формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок за¬ключения сделок, порядок наследования и др.);
б) регламентирующие процедуры позитивного, то есть нормального, осу¬ществляемого не по поводу правонарушения, правоприменения (порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т. п.).
Итак, граница между материальным и процессуальным в системе права проходит как внутри процедурной сферы (между нормами материальной процедуры и процессуальными нормами), так и на стыке процессуальных норм и материальных охранительных норм (например, между нормами уго¬ловного процесса и нормами уголовного права).
И еще раз заметим, что процессуальные нормы - это всегда нормы проце¬дурные, а материальные нормы могут быть процедурными, а могут и не быть связаны с процедурой (материальные регулятивные и охранительные нормы).
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 6) Проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространст¬ве и по кругу лиц («высшая» критика);
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 44. Право и принуждение
- 6) За нарушение норм права различных отраслей может применяться от¬ветственность одного и того же вида;
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 20 Декабря 1993 г. В оон учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем оон и является его заместителем.
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 65. Государство и бюрократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 2 Апреля 1996 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ссг). Учреждены специальные органы ссг:
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1