logo search
POPD_razdel_3_1

Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.

1. Трудовые отношения и их сущность в системе образования.

2. Стороны трудовых отношений.

3. Особенности правового статуса молодых специалистов в системе образования.

1.Трудовые отношения и их сущность в системе образования.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором. Соглашениями, трудовым договором. (ст. 15 ТК РФ).

Правовое регулирование трудовых отношений в системе образования осуществ­ляется на основе сочетания единства и дифференциации. Единство такого регулирования означает установление об­щих правил, которые должны применяться ко всем работ­никам, независимо от каких-либо объективных или субъек­тивных факторов. Дифференциация, напротив, призвана обеспечить учет названных обстоятельств с целью повышения эффективности правового регулирования. Она может осуще­ствляться по объективным и субъективным критериям. К чис­лу объективных относятся отрасль (профессия), климатические и иные условия, в которых трудится работник. Субъективные критерии дифференциации - это пол, возраст, состояние здо­ровья, наличие семейных обязанностей.

В рамках образовательного права наибольший интерес представляет дифференциация правового регулирования тру­да по отраслевому критерию. «Удельный вес» специальных правил при регламентации труда разных категорий работни­ков образования различен. В связи с этим работников образо­вательных учреждений разделяют на профессионально-

ква­лификационные группы:

- руководящие работники (руководители образовательных учреж­дений, их заместители, руководители структурных подразделе­ний);

- педагогические работники (преподавательский состав);

- учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, методисты, дис­петчеры):

- технический персонал (рабочие, уборщицы, повара).

Руководящие работники образовательных учреждений выполняют не только административные, управленческие функции, но и педагогическую работу в определенном объ­еме, поэтому их труд регулируется с применением тех же пра­вил, которые установлены для педагогического состава. Наибольшей спецификой отличается регулирование трудовых отношений преподавателей. Это обусловлено тем, что имен­но они являются участниками образовательного (учебно-вос­питательного) процесса в узком смысле слова. На них воз­лагается ответственность за достижение обучающимися определенных результатов в учебе, за освоение ими основных образовательных программ, за организацию воспитательной работы.

Именно учитель, преподаватель, педагог в немалой степени способствует формированию личности обучающего­ся. В большинстве педагогических правоотношений вторым субъектом, помимо обучающегося, является преподаватель. Это обусловливает установление специальных правил

по рег­ламентации их труда. Педагогическим работникам предос­тавлены академические права и свободы: право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обу­чающихся, воспитанников. Это характеризует труд

педаго­гов как творчество и еще раз подчеркивает его специфику.

Работники из числа учебно-вспомогательного и техничес­кого персонала выполняют обязанности, направленные на обеспечение образовательного процесса в широком смысле слова. Их деятельность не связана непосредственно с процес­сом обучения и воспитания. Поэтому их труд регулируется общими нормами трудового права, а также некоторыми

от­раслевыми и локальными нормами.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право выбирать род деятельности и профессию. Реализуя право на занятие педагогической деятельностью, учитель вступает в трудовые отношения с образовательным учрежде­нием, которое комплектует свой штат работников в соответ­ствии

с Уставом.

В Трудовом кодексе РФ (гл. 52) и в образовательном зако­нодательстве сформулированы специальные правила регули­рования трудовых отношений педагогических работников.