Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
1. Трудовые отношения и их сущность в системе образования.
2. Стороны трудовых отношений.
3. Особенности правового статуса молодых специалистов в системе образования.
1.Трудовые отношения и их сущность в системе образования.
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором. Соглашениями, трудовым договором. (ст. 15 ТК РФ).
Правовое регулирование трудовых отношений в системе образования осуществляется на основе сочетания единства и дифференциации. Единство такого регулирования означает установление общих правил, которые должны применяться ко всем работникам, независимо от каких-либо объективных или субъективных факторов. Дифференциация, напротив, призвана обеспечить учет названных обстоятельств с целью повышения эффективности правового регулирования. Она может осуществляться по объективным и субъективным критериям. К числу объективных относятся отрасль (профессия), климатические и иные условия, в которых трудится работник. Субъективные критерии дифференциации - это пол, возраст, состояние здоровья, наличие семейных обязанностей.
В рамках образовательного права наибольший интерес представляет дифференциация правового регулирования труда по отраслевому критерию. «Удельный вес» специальных правил при регламентации труда разных категорий работников образования различен. В связи с этим работников образовательных учреждений разделяют на профессионально-
квалификационные группы:
- руководящие работники (руководители образовательных учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений);
- педагогические работники (преподавательский состав);
- учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, методисты, диспетчеры):
- технический персонал (рабочие, уборщицы, повара).
Руководящие работники образовательных учреждений выполняют не только административные, управленческие функции, но и педагогическую работу в определенном объеме, поэтому их труд регулируется с применением тех же правил, которые установлены для педагогического состава. Наибольшей спецификой отличается регулирование трудовых отношений преподавателей. Это обусловлено тем, что именно они являются участниками образовательного (учебно-воспитательного) процесса в узком смысле слова. На них возлагается ответственность за достижение обучающимися определенных результатов в учебе, за освоение ими основных образовательных программ, за организацию воспитательной работы.
Именно учитель, преподаватель, педагог в немалой степени способствует формированию личности обучающегося. В большинстве педагогических правоотношений вторым субъектом, помимо обучающегося, является преподаватель. Это обусловливает установление специальных правил
по регламентации их труда. Педагогическим работникам предоставлены академические права и свободы: право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Это характеризует труд
педагогов как творчество и еще раз подчеркивает его специфику.
Работники из числа учебно-вспомогательного и технического персонала выполняют обязанности, направленные на обеспечение образовательного процесса в широком смысле слова. Их деятельность не связана непосредственно с процессом обучения и воспитания. Поэтому их труд регулируется общими нормами трудового права, а также некоторыми
отраслевыми и локальными нормами.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право выбирать род деятельности и профессию. Реализуя право на занятие педагогической деятельностью, учитель вступает в трудовые отношения с образовательным учреждением, которое комплектует свой штат работников в соответствии
с Уставом.
В Трудовом кодексе РФ (гл. 52) и в образовательном законодательстве сформулированы специальные правила регулирования трудовых отношений педагогических работников.
- Радел 3 Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- Тема 3.1 Трудовое право как отрасль права.
- 1. Из истории создания трудового права.
- 2. Предмет трудового права.
- 3. Цель и задачи трудового права.
- 4. Принципы регулирования трудовых отношений.
- 5. Источники трудового права.
- Тема 3.2 Правовое регулирование занятости населения.
- 2. Понятие и формы занятости.
- 3. Права граждан и гарантии государства в области занятости.
- 4.Правовое положение безработных граждан.
- Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
- 2. Стороны трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- Требования квалификационных категорий
- Должностные обязанности социального педагога приюта.
- 3.Особенности правового статуса молодых специалистов.
- Тема 3.4. Трудовой договор учителя.
- Образец трудового договора.
- 1. Предмет трудового договора (ст. 56-90 тк рф)
- 2. Обязанности сторон
- 2.3. «Работодатель» обязуется (ст. 22 тк рф):
- 3. Режим труда и отдыха (ст. 91-128, ст. 333-335, ст. 350 тк рф)
- 4. Права сторон (ст. 21-22 тк рф)
- 5. Ответственность сторон
- 6. Особые условия
- 7. Адреса и реквизиты сторон
- 8. Подписи сторон
- 2. Виды трудового договора.
- 3. Специфические условия трудового договора учителя.
- 4. Изменение трудового договора учителя.
- 5. Увольнение педагога по трудовому законодательству.
- Тема 3.5. Особенности проведения аттестации педагогических работников.
- 2. Цель аттестации и её принципы.
- 3. Права аттестуемого педагога.
- 4. Процедура прохождения аттестации.