24. Строение нормы права
Вопрос о структуре юридической нормы - это вопрос о ее строении. «Структура» - это категория системного подхода и под ней понимаются це¬лесообразные связи между элементами в системе. Однако наряду со структу¬рой в любой системе имеется и другая сторона - состав, то есть совокупность необходимых и достаточных элементов (которые структура как раз и связы¬вает). Поэтому для того, чтобы раскрыть строение какого-либо целостного объекта (системы), следует говорить как о структуре (способе связи элемен¬тов в объекте), так и о составе - самих элементах. Хотя традиционно в юри¬дической литературе вопрос о строении нормы права ставится именно как во¬прос об ее «структуре».
Юридическая норма, будучи исходной единицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собой систему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связи между элементами.
Сразу надо заметить, что проблематика строения нормы права относится, по существу, лишь к тем нормам, которые непосредственно регулируют по¬ведение, то есть к предоставительно-обязывающим нормам. В литературе этот момент практически не учитывается. А ведь в системе права есть и другие ви¬ды норм. Например, нормы-дефиниции, нормы-принципы и др.
По давней традиции в норме права выделяют три элемента, которые но¬сят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (да¬ет описание юридических фактов). Диспозиция - это «та часть нормы, кото¬рая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридиче¬ские права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С. Алексеев). Санкция - та часть нормы, которая указывает на меры правового принужде¬ния, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхо¬да выглядит следующим образом: «если..., то..., а в противном случае...».
Право на существование имеют и другие подходы к строению юридичес¬кой нормы. Ведь для того, чтобы возникло (изменилось, прекратилось) пра¬воотношение, достаточно двух элементов:
а) указания на определенные юридически значимые обстоятельства;
б) указания на те правовые последствия, которые эти обстоятельства вы¬зывают.
Поэтому если задача анализа текста нормативно-правового акта ограни¬чивается выяснением правовых последствий, которые вызывают те или иные юридические факты, то достаточно двухэлементной конструкции правовой нормы по схеме: «если..., то...».
С другой стороны, если внимательно рассмотреть трехзвенную конструк¬цию нормы, то можно заметить, что в ней отсутствует еще один элемент, а именно — указание на условия действия санкции. Ведь правоотношения воз¬никают как на основе диспозиции (позитивные, регулятивные правоотноше¬ния), так и на основе санкции (охранительные, защитные правоотношения). А для того, чтобы правоотношение возникло, необходимо минимум, как уже было замечено, два элемента. Поэтому юридически целостная правовая норма состоит не из трех, а из четырех элементов, а точнее - из двух двухэлемент¬ных нормативно-правовых предписаний по схеме: «если..., то..., а если..., то...». Первое предписание в этой схеме имеет регулятивный (позитивный) ха¬рактер, а второе - охранительный (защитный, обеспечивающий). Поэтому, если требуется проследить логико-юридические связи на уровне нормы, то есть найти не только регулятивную норму, но и обеспечивающее ее юридиче¬ское предписание, то следует использовать конструкцию взаимосвязи двух двухэлементных норм.
Здесь идет речь не о том, что двух-, трех-, четырехэлементные конструк¬ции противопоставляются друг другу и правильной является какая-то одна. Право на существование имеют все подходы к строению юридической нор¬мы, и их нужно рассматривать как «набор» моделей, своего рода инструмен¬тов для анализа текста нормативно-правового акта, каждый из которых при¬зван решать свои, только ему присущие задачи этого анализа.
Следует обратить внимание еще на один момент, который вызывает обшир¬ные дискуссии при реализации общетеоретических конструкций правовой нормы в отраслевых юридических науках. Например, в теории уголовного пра¬ва. Этот момент связан с терминологическим обозначением элементов право¬вой нормы и, естественно, с их смысловым содержанием. Дело в том, что тер¬мины «гипотеза», «диспозиция» и «санкция» не пригодны для наименования частей двухэлементной нормы, ибо рассчитаны на логику взаимосвязей эле¬ментов трехзвенной конструкции. И если еще термин «гипотеза» имеет отно¬сительно устойчивое смысловое содержание и может быть использован в обо¬значении того элемента двухэлементной нормы, который указывает на условия ее действия, то понятийное содержание «диспозиции» и «санкции» складыва¬ется из ряда смысловых фрагментов. Так, диспозиция - это:
а) «второй» (после гипотезы) элемент;
б) элемент, указывающий на позитивные правовые последствия, на пози¬тивные права и обязанности («само правило поведения»);
в) элемент, нуждающийся в обеспечении санкцией.
А санкция - это:
а) «третий» элемент правовой нормы;
б) элемент, содержанием которого являются негативные правовые по¬следствия, меры государственного принуждения;
в) элемент, направленный на обеспечение нормального действия диспо¬зиции;
г) вступающий в действие в случае ее нарушения.
Таким образом, части трехэлементной нормативной конструкции «завяза¬ны» друг на друга, и смысловое содержание каждого из элементов невозмож¬но установить, понять вне связи и соотношения с другими элементами. Как раз поэтому безосновательно рассматривать, например, части двухэлемент¬ной уголовно-правовой нормы-запрета как «гипотезу и диспозицию» или как «гипотезу и санкцию». Так, если указание на меру ответственности считать диспозицией, то почему она имеет негативный характер и где санкция, кото¬рая должна обеспечивать реализацию этой диспозиций? Если же это санкция, то почему сразу после гипотезы должна вступать в действие санкция при от¬сутствии как самой диспозиции, так и ее нарушения? Еще менее обоснован¬но считать элементы нормы-запрета диспозицией и санкцией, поскольку ги¬потеза является обязательным компонентом правовой нормы.
Поэтому в двухэлементной конструкции юридической нормы следует ис¬кать не гипотезу, диспозицию или санкцию, а элемент, указывающий на оп¬ределенные юридически значимые обстоятельства, и элемент, указывающий на те правовые последствия, которые данные обстоятельства влекут.
Самое интересное то, что ввиду отсутствия в трехзвенной конструкции элемента, указывающего на условие действия санкции, он соответственно не обозначен никаким термином. В самостоятельных же охранительных нормах, изложенных, например, в статьях Уголовного кодекса, этот элемент воспро¬изведен (условие действия уголовно-правовой санкции). Отсюда можно сде¬лать вывод, что ни одно из обозначений элементов трехзвенной конструкции правовой нормы для него просто не подходит. Требуется или просто говорить об условиях действия санкции или вводить какой-то новый термин.
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 6) Проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространст¬ве и по кругу лиц («высшая» критика);
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 44. Право и принуждение
- 6) За нарушение норм права различных отраслей может применяться от¬ветственность одного и того же вида;
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 20 Декабря 1993 г. В оон учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем оон и является его заместителем.
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 65. Государство и бюрократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 2 Апреля 1996 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ссг). Учреждены специальные органы ссг:
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1