17. Система права и система законодательства в их соотношении
Эта проблема имеет непосредственное практическое значение. Теорети¬ческие решения в данной области влияют на эффективность деятельности по изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы официальных форм выражения права.
Методологической основой ее разрешения являются общие закономернос¬ти соотношения права и закона (имея в виду под «законом» не только собственно законы, а все официальные источники права). Право - это и есть право¬вой закон. Нет права за пределами форм своего выражения: за их пределами можно найти только ответ на то, каким должно быть право, но не само право.
Точно так же в социальной среде, в регулируемой социальной сфере нахо¬дятся объективные основания системы права, ее идеальная модель, но реально существовать система права может лишь в системе законодательства. В литера¬туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.
Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес¬но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства ха¬рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек¬тивное использование.
В литературе отмечается, что система права является объективным осно¬ванием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это вер¬но. Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование за¬ключается не в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее, а в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназ-начение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особеннос¬ти государственного устройства страны и т. д.
Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ¬альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотвор-чество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео¬рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства от субъективного фактора.
Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав¬ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.
Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин¬цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно¬ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле¬жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз¬ветвленной системы законодательных отраслей.
Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го¬сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со¬став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода¬тельные подсистемы субъектов Федерации.
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 6) Проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространст¬ве и по кругу лиц («высшая» критика);
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 44. Право и принуждение
- 6) За нарушение норм права различных отраслей может применяться от¬ветственность одного и того же вида;
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 20 Декабря 1993 г. В оон учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем оон и является его заместителем.
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 65. Государство и бюрократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 2 Апреля 1996 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ссг). Учреждены специальные органы ссг:
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1