Наука и её роль в жизни общества
Понятие и роль науки;
Социальные функции науки;
Модели развития научного знания. Парадигма.
Понятие и роль науки;
Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.
Наука - это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством.
Социальные функции науки.
Схема № 19. Социальные функции науки
Важнейшими социальными функциями науки являются:
а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;
б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Модели развития научного
знания. Парадигма
Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.
Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.
Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».
Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадигму общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная еволюция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.
Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:
1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).
2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей кото рых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.
Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.
Вопросы:
1. Дайте дефиницию понятия «наука» и определите её роль в материальном производстве.
2. Почему родиной науки считается Древняя Греция?
3. Какие социальные функции науки Вы знаете? Назовите и дайте пояснения.
4. Модели развития научного знания: в чем они выражаются
5. Дайте определение понятия «Парадигма» и укажите этапы замены её замены.
6. Что способствует развитию науки?
Источники: первый: глава 6-я, параграф 3-й;
второй – раздел 4-й, параграф 3-й;
третий – раздел 3-й, глава 12-я, параграф 45-й.
Лекция № 19
Мораль
Мораль и её роль в обществе;
Нравственный идеал. Категорический императив И. Канта
Мораль и её роль в обществе
Мораль — это представления и правила, которые обычно существуют в виде неписаных законов и выражают коллективные представления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, правильном и неправильном, достойном и недостойном. Мораль как особое явление изучает этика
Мораль — это явление, которое обладает двумя, на первый взгляд, несовместимыми сторонами. С одной стороны, мораль — это индивидуальные ценности и убеждения человека, в соответствии с которыми он считает необходимым совершать любые действия,
С другой стороны, мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собственные поступки, но и поступки других людей; мораль служит основой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех.
Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Однако, чтобы быть полностью моральным, одного этого недостаточно. Во-первых, эти принципы должны учитывать чувства, интересы и особенности других людей. Во-вторых, необходимо также применять те же самые принципы и ценности к действиям других людей. Другими словами, подлинная мораль не допускает «двойных стандартов», то есть оценки одинаковых поступков разных людей с точки зрения разных норм. И действительно, убийство всегда аморально, независимо от того, кто его совершил. Сейчас в мире наблюдается тенденция к отказу от смертной казни. Другими словами, все больше государств признают, что убийство — даже на государственном уровне, даже тогда, когда оно кажется обоснованным виной преступника, — аморально.
Мораль выражается в виде совести. Под совестью обычно понимают способность познавать моральные ценности. Совесть — это особая структура человеческой психики, которая отвечает за то, чтобы человек поступал с учетом интересов других людей. Выражаясь иначе, совесть как бы представляет внутри человека общество, в котором тот живет, и защищает интересы этого общества.
Слово «мораль» в одном из своих значений означает «закон, правило, предписание». Однако между законом в собственном смысле слова (то есть законодательным актом) и моралью имеются не только сходства, но и различия. Рассмотрим их по очереди.
Между моралью и законом существует определенное сходство. Например, запрет на убийство и проявление агрессии по отношению к другому человеку — это моральная норма, и людей с детства приучают к тому, что эту норму нельзя нарушать. Эта же норма закреплена в законодательстве.
В то же время мораль значительно отличается от закона, а потому их не следует смешивать. Если закон создается специальными властными органами, а его исполнение обеспечивается путем введения наказаний за его нарушение, то мораль всегда существует как ценности, которым человек следует сознательно, независимо от того, закреплены ли нормы морали в виде закона. К тому же закон может быть несправедливым или предписывать человеку поведение, которое осуждается с точки зрения морали, тогда как нормы морали непосредственно создают представления о справедливости. Например, государство может принуждать человека сообщать в правоохранительные органы любую информацию о правонарушениях, совершенных другими людьми. Конечно, в большинстве случаев такие действия с точки зрения морали не являются предосудительными. Но как быть, если с точки зрения закона действия оцениваются как преступные, а с точки зрения морали в них нет ничего предосудительного? В этом случае человек, сообщивший в соответствующие органы о таких действиях, с точки зрения морали будет обычным доносчиком, «стукачом».
Нарушение норм морали также карается,- хотя и совсем иначе, чем нарушение закона. Если человек преступил закон, его могут оштрафовать или посадить в тюрьму. Нарушение же норм морали может привести лишь к осуждению со стороны других людей. Последнее подтверждает то, что мораль существует прежде всего как убеждения.
Нравственный идеал.
Категорический императив
И. Канта
. Мораль существует благодаря нравственному идеалу, который существует в общественном сознании. Нравственный идеал — это абсолютный критерий оценки поступков человека с точки зрения нравственности. В качестве нравственного идеала может выступать бог или совокупность представлений. Божественная природа нравственного идеала характерна для религиозного сознания.
Наиболее известным нравственным идеалом является категорический императив Иммануила Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». Это означает, что человек должен строить свое поведение в соответствии с принципами, которые мог бы одобрить он сам и могли, бы одобрить другие люди, тем самым приняв их в качестве общего принципа для поведения всех людей.
Согласно Канту, человек должен совершать поступки в соответствии с долгом. А из этого следует, что ни один человек не имеет права ограничивать свободу другого, лишать его жизни или собственности.
Возникновение морали. Большинство мыслителей, занимавшихся проблемой морали, пришли к выводу, что мораль самодостаточна и имеет основания в самой себе. Это означает, что ее нельзя вывести из законов, которым подчиняется экономика, политика или психика человека; мораль не может быть обоснована с опорой на эти законы.
Моральные ценности, распространенные в нашей стране, сформировались под влиянием православия, которое всегда негативно относилось к материальным ценностям. В русском языке есть даже слово «собственничество», которое обладает ярко выраженным отрицательным смыслом и по своему смыслу сближается с такими словами, как «жадность» и «скупость». Существует несколько объяснений того, откуда возникла мораль:
1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, какие цели стоят перед ним и в какие отношения вступают люди. Например, положительная оценка борьбы за свои права на собственность тесно связана с устройством рыночной экономики.
Подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что внутри отдельного общества мораль обычно неоднородна. Разные социальные группы поддерживают различные моральные ценности. Обычно они не вступают в сильное противоречие, однако и не могут быть сведены друг к другу.
2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум): некоторые мыслители полагали, что источником морали является природа человека. С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе. Нередко даже высказывается мнение, что только благодаря религии существует мораль.
Не менее важную роль с точки зрения формирования моральных убеждений играет искусство, правовые и политические нормы. Однако в таком утверждении есть и много справедливого. Свод морально-этических установок - это обязательный компонент любой религиозной системы.
3. И, наконец, существует точка зрения, согласно которой мораль создает отдельный человек. (Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей. Понятно, что такое объяснение отрицает как связь морали с деятельностью людей, так и ее данность свыше.
Вопросы:
Что такое моральная оценка? Приведите пример.
Добро и зло… Что это такое?
Что такое, по вашему мнению, порядочный человек?
Имеет ли человек собственную мораль, и если нет – то почему?
Как Вы понимаете выражение «двойной стандарт»? Приведите примеры.
Поясните суть категорического императива Иммануила Канта.
В чем заключаются сходство и различие морали и права?
Источники: первый – глава 6-я, параграф 2-й;
второй – раздел 4-й, параграф 4-й;
третий – раздел 1-й, глава 3-я, параграф 15-й.
Лекция № 20
- Развитие взглядов на общество на Древнем Востоке и античности
- Развитие обществознания в Новое время.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
- Общественный прогресс и его критерии
- Человек как биосоциальное существо
- Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности.
- Духовный мир человека
- Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
- Истина и заблуждение. Критерии истины
- Научное познание
- Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
- Развитие знаний о человеке.
- Духовная культура личности и общества
- Наука и её роль в жизни общества
- Религия как феномен культуры
- Искусство как вид духовного производства.
- Образование и самообразование
- Экономика, её роль в жизни общества
- Типы экономических систем
- Экономический цикл. Экономический рост
- Экономическое содержание собственности Правовые аспекты экономики.
- Производство: структура, факторы, виды.
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт. Рыночный механизм.
- Государственный бюджет. Его сущность и роль. Государственный долг.
- Социальная структура общества. Неравенство и социальная стратификация.
- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Социальные нормы. Социальное поведение
- Семья как социальный институт и как малая группа.
- Ребенок в семье. Права ребенка
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.
- Политическая система общества Сущность и основные типы государства
- Демократия и её формы. Институты прямой демократии. Выборы и референдумы
- Гражданское общество и правовое государство.
- Политическая идеология, её структура. Политическая культура, её типы
- Право в системе социальных норм.
- Источники права
- Правоотношения, правонарушения
- Юридическая ответственность и ее виды
- Права и свободы человека
- Конституция в иерархии нормативных актов. Основы конституционного строя рф.
- Президент Российской Федерации, его конституционно-правовой статус и полномочия
- Правительство Российской федерации
- Судебная система Российской федерации
- Российская федерация и ее субъекты
- 2. Единство системы государственной власти
- Гражданское право. Трудовое право
- Уголовное право. Ответственность несовершеннолетних