§ 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Как было указано ранее, коммерческими организациями с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь признаются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности (ч. 3 ст. 77 ИК). При этом юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь является коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь, а юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов, - коммерческой иностранной организацией (ч. 3, ч. 4 ст. 80 ИК).
Коммерческие организации с иностранными инвестициями в соответствии с ч. 5 ст. 80 ИК могут осуществлять любые виды деятельности, если они соответствуют целям деятельности, предусмотренным в уставе этих организаций. Следовательно ИК в отличие от ГК и Положения о государственной регистрации предусматривает общую правоспособность коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е., если в уставе таких организаций в качестве основной цели деятельности предусмотрено извлечение прибыли, то они вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь, и даже те, которые не указаны в уставе. Однако учитывая положение ч. 7 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах, в соответствии с которым ГК имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права, коммерческие организации с иностранными инвестициями обладают специальной правоспособностью.
Коммерческие иностранные организации могут создаваться в формах ООО, ОДО, ОАО, ЗАО и частных иностранных унитарных предприятий. Коммерческие совместные организации могут создаваться во всех перечисленных организационно-правовых формах, за исключением унитарных предприятий, поскольку имущество последних, согласно п. 1 ст. 113 ГК, является неделимым, что не может быть соблюдено в принципе при учреждении совместных организаций.
Ч. 1 ст. 82 ИК предусматривает следующие способы создания указанных организаций:
учреждение т.е. создание посредством выделения имущества одним иностранным инвестором либо путем объединения вкладов иностранных инвесторов и (или) физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь;
приобретение иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. Данный способ можно реализовать лишь по отношению к перечисленным выше видам хозяйственных обществ. При этом речь не идет о реорганизации общества, поскольку никаких изменений, касающихся организационно-правовой формы, состава и стоимости имущества, принадлежащего обществу не происходит, изменяется лишь состав участников общества;
- приобретение предприятия как имущественного комплекса в целом. Если приобретается имущественный комплекс унитарного предприятия, то происходит смена собственника его имущества, но не реорганизация. Если иностранный инвестор приобретает имущественный комплекс хозяйственного общества или товарищества, то происходит учреждение нового юридического лица, которому этот комплекс передается. При этом в случае, когда в качестве покупателя выступает один иностранный инвестор, он создает унитарное предприятие, а в случае, когда два и более, они создают хозяйственное общество;
- приобретение части предприятия как имущественного комплекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 ИК решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно. Данная норма не имеет большого значения, поскольку иное в принципе не возможно. Однако ситуация изменяется, когда речь идет о приобретении иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), а также приобретении предприятия как имущественного комплекса в целом или его части на сумму, превышающую 20 000 долларов США в эквиваленте, поскольку в этом случае иностранный инвестор, а равно и белорусские учредители (участники) вправе самостоятельно решать вопрос о придании юридическому лицу статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями. Аналогичное право предоставлено иностранным инвесторам, являющимся резидентами государств-участников СНГ (подп. 1.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 13 «О правовом режиме иностранных инвестиций из государств-участников СНГ»1).
Если белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, то для их участия в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо решение собственника этого имущества или уполномоченного им органа (ч. 2 ст. 81 ИК).
Согласно ч. 2 ст. 82 ИК, дочернее общество коммерческой иностранной организации пользуется теми же правами (льготами) и регистрируется тем же органом, что и сама коммерческая иностранная организация вне зависимости от объема иностранных инвестиций в уставном фонде такого общества. Зависимые общества коммерческих иностранных организаций обладают статусом последних при условии, что размер иностранных инвестиций в уставном фонде этих обществ составляет сумму не менее 20 000 долларов США в эквиваленте. Дочерние и зависимые общества коммерческих совместных организаций не обладают статусом коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Исходя из буквального толкования ст. 82 ИК, можно сделать вывод, что в случае создания коммерческой иностранной организацией в форме унитарного предприятия своего дочернего унитарного предприятия, последнее не приобретает статуса коммерческой иностранной организации.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с момента ее государственной регистрации в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых, перестраховочных организаций осуществляется уполномоченными государственными органами (Национальным банком, администрациями свободных экономических зон, Минфином). Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями урегулирован Положением о государственной регистрации, ИК и Положением о порядке государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, утвержденным Постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 19 декабря 2000г. №1741.
Исключительный перечень документов, представляемый в регистрирующий орган для государственной регистрации коммерческих совместных и коммерческих иностранных организаций, предусмотрен ст. ст. 84, 85 ИК. Так, для государственной регистрации коммерческих совместных организаций представляются:
письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой совместной организации);
нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой совместной организации в двух экземплярах;
для учредителей - юридических лиц Республики Беларусь -нотариально заверенная копия решения собственника имущества или уполномоченного им органа о создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);
для учредителей - физических лиц Республики Беларусь -копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;
для учредителей - иностранных юридических лиц (организаций)-легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения или постоянного места жительства на
момент создания коммерческой совместной организации (легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
• для учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
• документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой совместной организации в форме открытого акционерного общества);
гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой совместной организации по месту ее нахождения;
платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
В состав документов, представляемых для государственной регистрации коммерческих иностранных организаций, входят:
письменное заявление учредителей (подписывается всеми учредителями коммерческой иностранной организации);
нотариально заверенные оригиналы или нотариально заверенные копии учредительных документов создаваемой коммерческой иностранной организации в двух экземплярах;
• для учредителей - иностранных юридических лиц (организаций)-легализованная выписка из торгового регистра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой иностранной организации (легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
для учредителей - иностранных физических лиц - ксерокопия паспорта с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
документы, подтверждающие формирование уставного фонда (для коммерческой иностранной организации в форме открытого акционерного общества);
гарантийное письмо или иной документ, подтверждающие право на размещение коммерческой иностранной организации по месту ее нахождения;
платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.
Регистрирующий орган, принявший перечисленные документы, обязан выдать документ установленной формы, подтверждающий их получение. Государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) заявления и всех необходимых документов.
Принятие решения о государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями является основанием для сообщения об этом:
- в течение пяти дней со дня принятия решения о регистрации -учредителям (участникам) этой коммерческой организации;
в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации - в Министерство юстиции Республики Беларусь для включения данной коммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, а также в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Кроме этого, регистрирующий орган выдает коммерческой организации с иностранными инвестициями свидетельство о регистрации и публикует данные о регистрации в печати.
Основания для отказа в государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями содержатся в ч. 5 ст. 86 ИК. К ним относятся: нарушение установленного порядка создания коммерческой организации с иностранными инвестициями и несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. П. 40 Положения о государственной регистрации установлен более широкий перечень таких оснований, однако с учетом его соотношения с ИК применению подлежит норма последнего.
Формирование объявленного в учредительных документах уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями в таких организационно-правовых формах, как ООО, ОДО, ЗАО, УП, должно осуществляться в следующие сроки: не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации такой организации, с обязательным внесением каждым из участников не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ОАО должен быть сформирован в полном объеме до момента ее госу-
дарственной регистрации. При формировании уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной не путем ее учреждения, а любым из трех иных способов создания, течение годичного срока для внесения каждым из участников своего вклада в уставный фонд и двухлетний срок для формирования уставного фонда в полном объеме начинается с момента государственной регистрации созданной коммерческой организации с иностранными инвестициями или изменений и дополнений, внесенных в учредительные документы ранее созданной организации без иностранных инвестиций в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. На коммерческие организации с иностранными инвестициями не распространяется п. 6 Положения о государственной регистрации, устанавливающий минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций Республики Беларусь, поскольку в отношении этих организаций предусмотрен минимальный совокупный объем иностранных инвестиций в уставный фонд, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, которым предоставлено право формировать уставный фонд в течение двух лет с даты их государственной регистрации, обязаны представлять в Министерство иностранных дел Республики Беларусь документальное подтверждение факта формирования уставного фонда не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода. Таким подтверждением выступает аудиторское заключение.
Годичный срок для формирования 50 процентов уставного фонда и двухгодичный срок - для формирования уставного фонда в полном объеме может быть для конкретной коммерческой организации с иностранными инвестициями продлен Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 87 ИК).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть ликвидирована:
в добровольном порядке - по решению ее учредителей (участников), собственника имущества (коммерческой иностранной организации в форме унитарного предприятия) или высшего органа управления (коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме хозяйственного общества) в случаях, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.1 Положения о государственной регистрации;
в принудительном порядке - по решению хозяйственного суда, по основаниям, перечисленным в подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК и подп.
42.2 Положения о государственной регистрации. Применение указанных оснований объясняется тем, что ч.1 ст. 90 ИК предусматривает ликвидацию коммерческой организации с иностранными инвестициями в судебном порядке в случаях, установленных законодательными актами, к которым и относятся ГК и Положение о государственной регистрации. Кроме того, ч. 2 ст. 90 ИК отдельно предусматривает, что основанием для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями по решению хозяйственного суда является несоблюдение этой организацией порядка формирования уставного фонда. Такое основание предусмотрено также ч. 2 подп.
42.3 Положения о государственной регистрации, в связи с чем необходимо отметить два следующих момента. Во-первых, согласно подп. 42.3 указанного Положения, коммерческая организация подлежит ликвидации регистрирующим органом в случае нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством, т.е., если несформированный уставный фонд, объявленный в размере, большем, чем минимально установленный законодательством, сформирован в размере этого минимума, то ликвидации по данному основанию организация не подлежит. Во-вторых, согласно п.50 Положения о государственной регистрации, при обнаружении оснований для ликвидации коммерческой организации, предусмотренных подп. 42.3 Положения, либо при получении соответствующего представления уполномоченного органа регистрирующий орган в течение месяца со дня получения указанного представления берет с юридического лица письменное обязательство об устранении не позднее двухмесячного срока нарушений, указанных в представлении. Таким образом, коммерческим организациям без иностранных инвестиций предоставляется возможность «отсрочки ликвидации». Исходя из нормы, закрепленной в ч. 3 п. 1 Положения о государственной регистрации, можно сделать вывод о том, что коммерческим организациям с иностранными инвестициями такая возможность не предоставляется, что, в свою очередь, противоречит ч. 1 ст. 79 ИК.
Пункт 43 Положения о государственной регистрации исключает возможность ликвидации коммерческой организации, в уставном фонде которой имеются акции (доли) иностранных юридических и (или) физических лиц в административном порядке, т.е. по решению регистрирующего органа. Таким образом, данное исключение применяется как к коммерческим организациям с иностранными инвестициями, так и к коммерческим организациям, не обладающим таким статусом, но имеющим в своем уставном фонде иностранно участие.
Согласно ч. 3 ст. 90 ИК, коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть реорганизована только в добровольном порядке - по решению ее учредителей (участников), собственника имущества либо органа, уполномоченного на то учредительными документами этой организации. Данная норма противоречит п. 2 ст. 53 ГК, в соответствии с которым реорганизации юридического лица возможна и в принудительном порядке - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Возможность такой реорганизации по решению антимонопольного органа предусмотрена, как было указано ранее, Законом о противодействии монополистической деятельности. На основе положения ч. 7 ст. 10 Закона о нормативных правовых актах, в соответствии с которой ГК имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права, принудительный порядок распространяется и на коммерческие организации с иностранными инвестициями. .
Реорганизация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 3 ст. 90 ИК).
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций