§ 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
История развития системы экономических отношений и, как следствие, развития системы права свидетельствует о постоянном поиске новых организационно-правовых форм интеграции промышленных и кредитно-финансовых организаций с использованием последних достижений научно-технического прогресса, позволяющих с наибольшей долей вероятности ожидаемого результата, надежности и оперативности решать экономические, социальные, оборонные и иные стратегические задачи государства и общества в целом.
Интеграция промышленного и финансового капитала составляет основу экономического развития в промышленных странах. Как экономическая категория интеграция представляет собой организационно-экономическое слияние двух или более элементов (компонентов, частей) в единое целое, приобретающее по сравнению с арифметическим сложением частей более высокое качество1.
Современные процессы интеграции капитала расцениваются как объективная устойчивая тенденция, как своего рода необходимость существования и стабильного роста экономики, а против необходимости, как известно, не властны и сами боги. Система права, исходя из известной схемы - право есть концентрированное выражение экономики, должна учитывать и в результате отражать экономические
условия, экономическую необходимость, ибо в противном случае такая система права будет экономически необоснованной. Учитывая это, законодательство многих государств вне зависимости от типа организации экономики предусматривает возможность формирования таких крупных хозяйственных структур, как ФПГ. Не стала исключением в этом отношении и Республика Беларусь.
В качестве конфетных предпосылок, обусловивших необходимость введения ФПГ в гражданский оборот, можно назвать следующие:
1) Изменение политической системы общества. В условиях командно-бюрократической системы интегрирующую роль в экономике выполняло само государство в лице соответствующих министерств. Первые попытки организационного и экономического объединения группы предприятий по отраслевому признаку или на территориальной основе были предприняты в СССР в конце 70-х - начале 80-х годов в процессе организации единых производственно-хозяйственных комплексов, осуществляющих производственно-хозяйственную, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и иную деятельность и занимавших доминирующее положение во многих сферах хозяйственной деятельности.
Переход к рыночной экономике обусловил необходимость развития конкуренции, ограничения монополистической деятельности, развития предпринимательства в различных организационно-правовых формах. Создание и деятельность малых предприятий показали, что они не в состоянии обеспечить развитие науки и техники, реализовать крупные инвестиционные проекты. Более того, производственно-технологическая специфика некоторых отраслей экономики (железнодорожный транспорт, нефтяная, газовая промышленность, электроэнергетика, связь) делает необходимым существование сети крупных структур. Последние к тому же позволяют проводить активную промышленную политику без прямого государственного вмешательства. С учетом этих обстоятельств в ходе разгосударствления и приватизации министерства-монополисты были преобразованы в концерны, являющиеся объединениями договорного типа (см. § 6 гл. 4). Однако координация деятельности субъектов хозяйствования, входящих в состав концерна, не имеющая реальной основы - финансово-имущественной зависимости, была способна лишь сохранить ранее существовавшие объединения указанных субъектов и управление последним на неформальной основе посредством дачи указаний их (субъектов) руководству. Другими словами, организационные, правовые и экономические признаки концернов, созданных на базе бывших отраслевых министерств не соответствовали задачам и функциям, которые они должны выполнять, исходя из своей сущности. Заменить концерны могут объединения, обеспечивающие имущественно-финансовый контроль о стороны головного субъекта, с одной стороны, и юридическую самостоятельность их участников, с другой. Таковыми являются ФП способные ко всему прочему решать проблему недостатка ресурсов и прежде всего денежного капитала, необходимого для осуществления инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта продукции, создание новых рабочих мест и т. д.
2) Разрыв сложившихся технологических и кооперационных свя зей между субъектами предпринимательской деятельности, вызван ный изменением отношений собственности и распадом СССР. Вое становление этих связей возможно в рамках национальных и транснациональных ФПГ (далее - ТФПГ). Необходимость создания последних обусловлена также зависимостью экономики Республики Беларусь от топливно-энергетических ресурсов и преимущественной ориентацией на российский рынок.
Направленность на незамедлительное отражение в правовых актах динамики трансформационных процессов в экономике, безусловно, является положительным началом всех преобразований, происходящих в государстве. Стремление создать определенные правовые рамки для того или иного явления объективной экономической реальности лежит в основе концепции правового государства, для реализации которой существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных актов. Всякого рода недостатки и пробелы в законодательстве ведут к конфликтным ситуациям, правонарушениям либо к отказу от его (законодательства) реализации. Наличие слишком общих, не детализированных и не имеющих установленного порядка реализации юридических норм хоть и свидетельствует об установлении правовой регламентации каких-либо экономических отношений, однако исключает либо затрудняет Действие таких норм, которое выступает основным элементом механизма правового регулирования. Так, принятие юридических норм, охватывающих общественные отношения, возникающие в результате формирования, деятельности и ликвидации ФПГ, оставило открытым такие спорные и нуждающиеся в разрешении вопросы, как правовой статус и правовая природа ФПГ, условия их создания, структура управления, распределение ответственности в рамках ФПГ,
отличие от других форм объединений субъектов предпринимательской деятельности и т. д. Правовую основу организации и деятельности ФПГ составляют Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп»1 с послед, изм. и доп. (далее -Указ № 482) ГК, Закон Республики Беларусь от 4 июня 1999 г. «О финансово-промышленных группах»2 (далее - Закон о ФПГ), Положение о государственной регистрации хозяйственных групп, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 1999 г. № 1665 в редакции Постановления Совета Министре Республики Беларусь от 27 сентября 2002 № 13343 (далее - Положение о государственной регистрации хозяйственных групп). Нормативно-правовую базу формирования и деятельности ТФПГ образуют рекомендательный законодательный акт от 17 февраля 1996 г. «О финансово-промышленных группах»4, Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г., ратифицированная Законом Республики Беларусь от 6 ноября 1998 г. «О ратификации Конвенции о транснациональных корпорациях»5 и т. д.
В соответствии с легальным определением ФПГ представляет собой объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы (ст. 2 Закона о ФПГ). ФПГ не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, предусмотренной ГК, и в силу прямого указания ч. 3 ст. 2 Закона о ФПГ не имеет статуса юридического лица. В связи с этим возникает вопрос о правосубъектности ФПГ как одной из форм объединения юридических лиц. По данному вопросу в литературе сложилось два мнения. Согласно первому, ФПГ обладает частичной (неполной) правосубъектностью6, согласно второму, - ФПГ является неправосубъектным объединением7.
Традиционно в качестве коллективных субъектов гражданского права выступают только юридические лица и объединения, имеющие статус юридического лица (ассоциации, союзы).
Категория правосубъектности определяется общей теорией права. «Быть субъектом права означает обладать правосубъектностью, или, что то же самое, обладать праводееспособностью. Последняя означает единство правоспособности и дееспособности, что и имеет место у большинства субъектов, вступающих в правовые отношения, например, у организаций <...>»1. Таким образом правосубъектность включает такие элементы, как правоспособность (способность иметь права и нести обязанности), дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать обязанности и исполнять их, а также нести юридическую ответственность (деликтоспособность)).
Определяющим элементом в составе правосубъектности является правоспособность, поскольку при ее отсутствии невозможно совершение действий по осуществлению прав и претерпеванию неблагоприятных последствий неправомерного поведения. Субъект права - активный правовой деятель, способный соотносить свое поведение с требованиями и возможностями нормы 2. Закрепляя статус субъекта права за лицами, не обладающими указанной способностью, законодатель допускает так называемую правовую фикцию. Пределы такого допущения и его причины на протяжении развития государственного строя и системы права были различными. Так на определенной стадии развития имущественного оборота законодатель признал за таким искусственным образованием, как юридическое лицо, качества особого, самостоятельного субъекта гражданского права. В целом различные коллективные образования (государство, юридические лица, инициативные группы, трудовые коллективы и т. д.) при наличии единства их организации и волеизъявления (выделено мною - С. В.) могут выступать в качестве субъектов права3. С другой стороны, в отличие от государства и юридического лица, обладающих «постоянной» правосубъектностью, инициативные группы и трудовые коллективы законодательно наделены правосубъектностью «аи Нос», т. е. правосубъектностью для отдельных конкретных случаев. Последний подход используется и по отношению к ФПГ.
С учетом приведенной выше цивилистической концепции субъектного состава гражданских правоотношений ФПГ, не обладающая статусом юридического лица, в этот состав не попадает. В то же время Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 г. «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем»1 для целей своего регулирования признает за ФПГ юридическое свойство правосубъектности. Исходя из подобных фактов в юридической литературе и высказывается мнение о том, что ФПГ обладает частичной (неполной) правосубъектностью или отдельными элементами предпринимательской правосубъектности.
С позиций общей теории права обладать отдельными элементами правосубъектности невозможно, поскольку, как было указано ранее, отсутствие правоспособности как одного из элементов правосубъектности исключает дееспособность. Наделение того или иного коллективного образования определенными правами и обязанностями не означает возникновения реального субъекта права, т. к. «юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа, но только при наличности такой способности она могла бы создавать подлинных «действующих» лиц в праве»2.
Как отмечает А. В. Поляков, «законодатель, на практике, чаще всего не различает когнитивную (номинальную) и фактическую правоспособность. Наличие когнитивной правоспособности определяется лишь признанием за кем-либо или чем-либо прав, вытекающих из нормы законодательства. Такие права законодатель может признать и за полноценным субъектом, и за психически неполноценными людьми, и за представителями фауны (права животных), и за представителями флоры, и даже за объектами неживыми (за покойниками, сохраняющими право на честь и достоинство; за зданиями, охраняемыми государством; за природой в целом и т. д.). Психологически это вполне объяснимо. Любая правовая обязанность психологически ориентирована на коррелятивное ей правомочие, которое легко приписывается объекту именно потому, что предполагает пассивный его (правомочия) характер: никакой объект не может требовать исполнения правовой обязанности или, наоборот, не может отказаться от нее, но он есть объект приложения обязанности и
в этом смысле (правомерности приложения) имеет не нее «право». Поэтому далеко не во всяком случае законодательного закрепления прав возникает фактическая правоспособность, как способность понимать смысл и границы своих правовых возможностей с тем, чтобы в дальнейшем осуществлять правовое поведение»1.
В то же время сторонники юридического позитивизма приходят к выводу, что развитие общества определяет объективное право, которое, в свою очередь, решает вопросе том, что (или кого) следует относить к субъектам права. «Субъекты права это те центры, юридические точки, к которым нормами объективного права прикрепляются субъективные права, как коррелятивы обязанностей, возложенных на членов правового общения. Субъект права составляет лишь прием юридической техники. Все право существует ради интересов людей, и если эти интересы приводят в настоящее время к тому, что каждый человек считается правоспособным, то те же интересы требуют создания субъектов права и помимо человека. <...> Всякий субъект права есть представление, внушенное объективным правом ради большего удобства разграничения человеческих интересов. В этом случае субъектом права пользуются как точкой или линией в математике, как меридианом в географии, - их нет в действительности, но предположение их необходимо»2. Исходя из такой позиции, юридическое свойство субъекта права можно признать за объединением лиц в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), преследующих общую цель.
Как видим, теория права пока не выработала единого варианта решения вопроса о том, что (или кого) можно признавать реальным субъектом права. Этот пробел не позволяет науке гражданского права однозначно объяснить сущность юридического лица как субъекта права, «существующего наряду с реально, физически существующими субъектами права - конкретными людьми»3 . Дело в том, что существование и использование тех или иных институтов, в том числе института юридического лица и их объединений, имеет не только правовое, но и иное, в первую очередь, социально-экономическое обоснование, изучение которого выходит за рамки только одного аспекта их организационной формы - их юридической личности. Другими словами, институты и категории права должны рассматриваться во взаимодействии и взаимосвязи с другими явлениями экономической, социальной и иной жизни. В целях защиты участников гражданского оборота государство признает за объединением организаций, не обладающим статусом юридического лица, но имеющим единую цель, согласованную экономическую политику и выступающим на рынке в качестве самостоятельной структуры с определенной внутренней организацией, качества субъекта права, пусть даже в ограниченных случаях. Правосубъектность в таких случаях является целой, а не «частичной (неполной)».
В соответствии с гражданским законодательством лицо может быть правоспособным, например, иметь в собственности имущество, но не иметь способности самостоятельно реализовать права и обязанности, принадлежащие ему как собственнику (не иметь дееспособности). Осуществление последних в таком случае обеспечивается при помощи определенных других лиц. Имущественные правоотношения предполагают теоретическое и практическое разграничение правоспособности и дееспособности. В таком случае нет единства правоспособности и дееспособности («правосубъектности»)1, но наличие субъекта права не вызывает сомнений. Таким образом ФПГ обладает правоспособностью как единый комплекс, поэтому некорректно считать, что они «не являются полноправными завершенными субъектами предпринимательского права подобно предприятиям или иным коммерческим организациям»2. При этом нельзя соглашаться с тем, что правоспособность и правосубъектность - равнозначные понятия3, поскольку правосубъектность означает не только возможность иметь права и обязанности, но и способность эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Она является самостоятельной категорией. Как было указано ранее, законодатель в отдельных конкретных ситуациях закрепляет за ФПГ статус субъекта права, признавая при этом за ней и правоспособность, и дееспособность. В остальных случаях ФПГ, зарегистрированная в установленном порядке, является правоспособным объединением, дееспособность которого восполняется дееспособностью другого лица - центральной компании. Следует отметить, что в юридической литературе есть точка зрения, согласно которой категория дееспособности рассматривается в составе правосубъектности не только как личная дееспособность субъекта права, но и как возможность ее восполнения действиями другого лица1.
Таким образом, категория «правосубъектности» нуждается в дальнейшем научном обосновании. Тем не менее каким бы не было в итоге ее содержание, ФПГ имеет качества полноценного субъекта права. Пока что законодатель идет по пути предоставления ФПГ комплекса отдельных субъективных прав и обязанностей, называя этот комплекс статусом, который приобретается в результате государственной регистрации ФПГ. Столь подробное рассмотрение вопроса о правосубъектности ФПГ не случайно-исходя из наличия у ФПГ правоспособности будут рассматриваться аспекты их создания, деятельности и прекращения деятельности.
Классификация ФПГ осуществляется по различным критериям. В зависимости от сферы деятельности центральной компании выделяются банковские, промышленные, торговые и другие ФПГ.
В зависимости от типа организационного строения ФПГ подразделяются на:
- вертикальные - в их рамках интегрируются субъекты предпринимательской деятельности, функционирующие по принципу замкнутой технологической цепи;
горизонтальные-объединяют субъектов предпринимательской деятельности с тождественным предметом деятельности;
конгломераты - предполагают интеграцию различных технологически не связанных между собой хозяйствующих субъектов при финансовом контроле со стороны центральной компании.
С точки зрения отраслевой принадлежности выделяют ФПГ: отраслевые; межотраслевые.
В зависимости от государственной принадлежности участников ФПГ подразделяются на:
транснациональные-ФПГ, в состав участников которых, наряду с резидентами, входят юридические лица - нерезиденты Республики Беларусь. ТФПГ, созданные на основе межправительственных соглашений, приобретают статус межгосударственных ФПГ; национальные - ФПГ, созданные резидентами Республики
Беларусь и действующие на ее территории.
Способ создания предполагает следующие разновидности ФПГ:
совокупность юридических лиц, объединенных «системой
участия» и действующих как основное и дочерние общества (ФПГ
холдингового типа);
- совокупность юридических лиц, в которой один участник группы (доверительный управляющий) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы (вверителей) на основании договора доверительного управления имуществом (траст); совокупность юридических лиц, в которой каждый из участников входит в состав высшего органа управления иных участников группы, но не может единолично обеспечить принятие или отклонение решений этого органа. Данный способ предполагает перекрестное владение акциями, при котором участники обладают в сумме контрольным пакетом иных участников;
совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои активы и осуществляющих совместную предпринимательскую деятельность на основе договора о создании ФПГ.
Именно последний способ предусмотрен Законом о ФПГ и положен в основу легального определения ФПГ. Закон к тому же содержит закрытый перечень целей, ради достижения которых юридические лица могут объединяться на основании договора о создании ФПГ для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на:
повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и
расширение рынков их сбыта;
- повышение эффективности производства; создание новых рабочих мест.
На наш взгляд основной целью деятельности ФПГ является консолидация прибыли, а то, что Закон о ФПГ называет целями экономической интеграции участников ФПГ, выступает в качестве задач, решаемых за счет этой прибыли.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций