§ 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических и административных методов в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 3 ст. 1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом и Правительством Республики Беларусь.
Координация работы государственных органов по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговых связей осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным республиканским органом государственного управления, в качестве которого выступает Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
В зависимости от целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности меры этого регулирования подразделяются на стимулирующие и защитные. С учетом такого критерия, как способ государственного воздействия, в систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности включают меры тарифного и нетарифного регулирования. Рассмотрим последнюю классификацию более подробно.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления импортных и (или) экспортных таможенных пошлин.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 3 февра ля 1993 г. «О таможенном тарифе» в редакции Закона Республик! Беларусь от 5 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнен в Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе»»1 (далее Закон о таможенном тарифе) таможенный тариф Республики Беларусь - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее -ТНВЭД).
Закон о таможенном тарифе предусматривает следующие виды ставок таможенных пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Ставки таможенных пошлин определяются Советом Министров Республики Беларусь. Так, с 1 июля 2002 г. действуют ставки, предусмотренные постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин»1 и № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин»2 (далее - Постановление № 865).
Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом экономического развития страны-экспортера и уровня экономических и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли, наибольшего благоприятствования и преференциальные режимы.
В приложении № 1 к Постановлению № 865 перечислены страны -участники СНГ, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли. Товары, происходящие из этих стран и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, таможенными пошлинами не облагаются. (Исключение установлено только в отношении сахара белого, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь с территории государств, не входящих в ЕврАзЭС, и происходящего из этих государств. Такой сахар облагается таможенными пошлинами поставкам, установленным вышеназванным Постановлением (т. е. базовым ставкам) в зависимости от страны происхождения).
Если же товары, происходящие из стран, указанных в приложении № 1 к Постановлению № 865, а также товары, происходящие из Республики Беларусь, будут ввозиться на таможенную территорию Республики Беларусь из третьих стран, то они будут облагаться таможенными пошлинами по базовым ставкам.
В случае ввоза товаров белорусского происхождения из стран в торгово-экономических отношениях с которыми Республики Беларусь применяет режим свободной торговли, то они таможенными пошлинами не облагаются.
Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования.
Товары, происходящие из стран, по отношению к которым Республика Беларусь не применяет режима наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых неизвестна, облагаются по удвоенной ставке таможенной пошлины.
Вопрос о предоставлении преференциального режима развивающимся или наименее развитым странам пока не решен. В соответствии со ст. 34 Закона о таможенном тарифе тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и указанным Законом. Поскольку последним тарифные льготы не установлены, решение этого вопроса относится к компетенции Президента Республики Беларусь. Поэтому до принятия соответствующего решения Главой государства товары, происходящие из перечисленных выше стран, не освобождаются от обложения таможенной пошлиной. Более того, перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также перечни товаров, в отношении которых могут применяться тарифные преференции, отсутствуют.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь. В этот перечень включены такие товары, как газ, цветные металлы, кожевенное сырье, древесина, пиломатериалы, нефтепродукты.
Нетарифное регулирование-форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики
Беларусь товаров, работ, услуг, включающих в себя квотирование и лицензирование экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, установление минимальных и максимальных цен на экспортируемые и (или) импортируемые товары, в интересах экономической политики Республики Беларусь (ч. 9 ст. 1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
В систему нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности включены следующие положения:
1. Количественные ограничения экспорта или импорта, осуществляемые через квотирование. Последнее представляет собой временное количественное ограничение экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполномоченными государственными органами.
По общему правилу, экспорт из Республики Беларусь и (или) импорт в Республику Беларусь товаров, работ, услуг осуществляются без количественных ограничений. Исключение составляют случаи, когда такие ограничения вводятся Президентом или Правительством Республики Беларусь в целях:
обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
защиты внутреннего рынка Республики Беларусь;
выполнения международных обязательств Республики Беларусь.
2. Лицензирование экспорта и (или) импорта - выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.
Правовую основу лицензирования составляет Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров»1 (далее - Постановление № 440). Указанным Постановлением утвержден: а) перечень товаров, произведенных в Республике Беларусь, экспортируемых в государства Европейского союза и Турцию исключительно по лицензиям Министерства торговли Республики Беларусь, согласованным с концерном "Беллегпром"; б) перечень товаров, произведенных в Республике Беларусь, экспортируемых в таможенном режиме экспорта по лицензиям Министерства торговли Республики Беларусь в пределах установленных квот либо без ограничений по количеству (отдельные товары из этого перечня, причем любого происхождения, требуют лицензирования и при их вывозе в Россию); в) перечень товаров, импортируемых в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с установлением квот либо без таковых (отдельные позиции из этого перечня требуют лицензирования и при ввозе из России); г) перечень товаров, произведенных в Республике Беларусь (сейчас в него включены только продукты переработки нефти), помещение которых под таможенный режим экспорта (а также при вывозе таких товаров, но уже любого происхождения, в Россию) осуществляется при условии получения сертификата регистрации контрактов в Министерстве торговли Республики Беларусь с предварительным согласованием в концерне "Белнефтехим". К производителям нефтепродуктов, осуществляющим их в таможенном режиме экспорта, требование о получении сертификата не применяется (подп. 2.1).
Указанные перечни товаров являются исчерпывающими и могут изменяться только на основании соответствующих решений Совета Министров Республики Беларусь. Во исполнение данного Постановления принято Постановление Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29, которым утверждено Положение о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь1 (далее - Положение о порядке выдачи лицензий). Оно предусматривает выдачу Министерством торговли Республики Беларусь следующих видов лицензий:
- разовые;
- генеральные;
- специальные.
Перечисленные лицензии выдаются в соответствии с Положением о порядке выдачи лицензий в случаях, определяемых Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 1997 г. № 117 «О введении временного государственного регулирования импорта алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сырья»2, Постановлением №440.
Разовая лицензия выдается на один контракт на срок до 12 месяцев, а для квотируемых товаров - в пределах календарного года.
Срок действия лицензии может быть продлен Министерством торговли Республики Беларусь до 6 месяцев.
Генеральная лицензия выдается в следующих случаях:
- по решению Совета Министров Республики Беларусь;
- при реализации товаров в пределах установленных квот; -при выполнении межправительственных соглашений;
- при экспорте лицензируемых товаров собственного производства.
Кроме того, по решению Министерства торговли Республики Беларусь генеральная лицензия может быть выдана на основании ходатайства республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, для заявителей, им подчиненных, либо местных исполнительных и распорядительных органов для иных заявителей.
Специальная лицензия выдается заявителю на экспорт текстильных изделий в страны Европейского Союза и Турцию. Порядок оформления указанных лицензий, заявлений на выдачу лицензий, форму данного документа, а также порядок внесения изменений и дополнений в лицензии определен Инструкцией о порядке заполнения заявлений-лицензий на экспорт и импорт товаров и оформления лицензий, утвержденной Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 261.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов или аукционов республиканским органом государственного управления, определяемым Правительством Республики Беларусь. Порядок проведения таких конкурсов или аукционов устанавливается Правительством Республики Беларусь. Не допускаются ограничение числа участников конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности или места регистрации.
3. Регистрация внешнеторговых контрактов, порядок осуществления которой установлен Положением о регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29 и Положением о порядке регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт и импорт товаров Республике Беларусь, утвержденным Приказом Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 30 июля 1999 г. № 871. регистрация контрактов подтверждается сертификатом регистрации контракта.
4. Экспортный контроль. В соответствии со ст. 2 Закона об экспортном контроле под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Указанный Закон определяет следующие объекты экспортного контроля: товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
- химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
- товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
оружие массового поражения и средства его доставки;
товары, технологии и услуги военного назначения;
товары двойного применения;
результаты научно-технической деятельности, включая информацию, документацию, средства программного обеспечения, материализованные любым способом, которые могут быть использованы при создании и производстве вооружения, военной техники и боеприпасов.
5. Установление предельных минимальных и максимальных цен на экспорт и импорт.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 1998 г. № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованик: государственного регулирования экспорта отдельных видов това-
ров, производимых в Республике Беларусь»1 утвержден Перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования независимо от форм собственности (включая товары для товарообменных операций), на оснований которого Министерством экономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары в более глубокой классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ от 3 ноября 1995.
Кроме того, согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1999 № 478 «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства»2, резидентам Республики Беларусь предоставлено право регистрации цен на экспортируемую продукцию собственного производства, что, по своей сути, не отличается от механизма установления предельных минимальных цен.
6. Введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, т. е. исключительного права государства на экспорт и (или) импорт отдельных товаров, работ, услуг. Перечень объектов, экспортируемых и (или) импортируемых только государством, не установлен.
7. Установление технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством ввозимых товаров. В соответствии со ст. 16 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь допускается только при условии их соответствия установленным актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, охраны окружающей среды, а также иным требованиям, стандартам, нормам и правилам.
Подтверждение соответствия ввозимых товаров указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, например, Законом о сертификации.
8. Введение запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, включающих:
соблюдение общественной морали и правопорядка;
- охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
- защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
- необходимость предотвращения нерационального использования невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
выполнение международных обязательств Республики Беларусь (ст. 14 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
9. Введение защитных мер в отношении импорта товара (товаров). В случае, если какой-либо товар (товары) импортируется в количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза его причинения производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Республики Беларусь либо экономике Республики Беларусь в целом, Президент или Правительство Республики Беларусь вправе принять защитные меры, необходимые для устранения ущерба или предотвращения его наступления, в форме количественных ограничений или введения особых видов таможенных пошлин (ст. 13 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
10. Введение ответных мер в области внешнеторговой деятельности по защите экономических интересов Республики Беларусь и резидентов Республики Беларусь. Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности предусматривает, что, в случае принятия иностранным государством мер, затрагивающих экономические интересы Республики Беларусь или ее резидентов, невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Республикой Беларусь, Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь может ввести ответные меры в области внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Республики Беларусь и ее резидентов (ст. 15).
11. Установление особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (например, приграничная торговля, свободные экономические зоны).
12. Валютное регулирование внешнеторговой деятельности, включающее меры, влияющие на товарооборот, и состоящее из двух уровней:
- установление порядка совершения валютных операций, связанных с экспортно-импортными операциями;
установление порядка продажи валютной выручки субъектами предпринимательской деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций