§ 6. Конкурсное производство
Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц. Эти цели достигаются в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.
Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации -22 месяца. Хозяйственный суд при необходимости может продлить или сократить указанный срок.
Цели конкурсного производства достигаются в условиях широкой гласности его осуществления. Определение хозяйственного суда
об открытии конкурсного производства в течение пяти дней с момента его вынесения передается хозяйственным судом для опубликования в печатном органе Высшего Хозяйственного Суда или ином печатном органе, определяемом в соответствии с законодательством, а также республиканских средствах массовой информации. Примерный перечень сведений, которые должны содержаться в публикации, приведен в ч. 7 ст. 42 Закона о несостоятельности.
С момента открытия конкурсного производства наступают правовые последствия, определенные ст. 90 Закона о несостоятельности:
лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем организации-должника, должно отстранить этого руководителя от работы по такому договору на срок, определяемый хозяйственным судом в соответствии с законодательством;
приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом в соответствии с Законом о несостоятельности, права руководителя должника по непосредственному управлению должником (за исключением прав руководителя должника по осуществлению контрольных функций), исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами (далее-отстранение от должности руководителя должника);
управление делами должника возлагается на управляющего;
приостанавливаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия;
полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Законом о несостоятельности к другим лицам (органам);
органы управления должника в течение трех дней со дня назначения управляющего обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника - юридического лица;
право управления имуществом должника переходит к управляющему;
наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных обязательных платежей должника;
приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций по всем видам задолженности должника;
сведения о финансовом состоянии должника на период проведения конкурсного производства не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
совершение сделок, связанных с имуществом должника, допускается только в порядке, установленном Законом о несостоятельности;
отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом;
вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершения ликвидационного производства или вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о несостоятельности;
наложение нового ареста на имущество должника и иных ограничений по распоряжению имуществом должника в рамках гражданского и (или) хозяйственного судопроизводства осуществляется при необходимости только хозяйственным судом, рассматривающим дело о банкротстве этого должника, если иное не установлено законодательными актами;
все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о несостоятельности;
исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, установленных Законом о несостоятельности;
права должника, а также собственника имущества должника -унитарного предприятия, учредителей (участников) должника ограничиваются в порядке, установленном Законом о несостоятельности;
информация об открытии конкурсного производства в отношении должника в целях извещения всех кредиторов и заинтересованных лиц публикуется в средствах массовой информации в порядке, установленном Законом о несостоятельности;
вносятся необходимые записи в соответствующие регистры и реестры регистрации должника и его имущества;
наступают иные последствия, предусмотренные Законом о несостоятельности.
Все действия по достижению целей конкурсного производства
выполняет управляющий, наделенный для этого соответствующими полномочиями. Указанные действия направлены на решение двух основных задач:
1) формирование состава имущества должника;
2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению.
Имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, состоит из имущества, которым должник владеет, пользуется и распоряжается на момент открытия конкурсного производства, и имущества, выявленного в ходе конкурсного производства. Этот имущество включает в себя не только вещи и вещные права, но и другие имущественные права и обязанности должника, т. е. представляет собой определенный имущественный комплекс. Непосредственным объектом удовлетворения требований кредиторов является не само имущество, а денежные средства, вырученные от его реализации.
Начальным этапом формирования состава имущества должника является опись (инвентаризация) и оценка имущества, имеющегося у него в наличии. Для выполнения этой задачи управляющий вправе привлекать специалистов по оценке и иных специалистов, предварительно уведомив об этом хозяйственный суд и собрание кредиторов или комитет кредиторов. При этом из имущества исключается:
имущество, изъятое из оборота;
имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление определенных видов деятельности;
иное имущество, не включаемое в имущество должника в соответствии с Законом о несостоятельности, например, ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящееся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в имущество должника - профессионального участника рынка ценных бумаг (ч. 1 ст. 233 Закона о несостоятельности).
Обнаружив в составе имущества должника, имущество, изъятое из оборота, управляющий уведомляет об этом собственника данного имущества, хозяйственный суд и прокурора. В ч. 4 ст. 101 Закона о несостоятельности установлен также запрет на включение в состав имущества должника жилых помещений социального пользования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, обслуживающих регион. Перечисленные объекты подлежат передаче в управление соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. В данной ситуации приоритет отдается публичным интересам, что противоречит ч. 5 ст. 44 Конституции Республики Беларусь, т. к. имущество передается в управление соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь без своевременной и полной компенсации его стоимости должнику, что ведет к уменьшению реального состава имущества должника и тем самым нарушает частные интересы кредиторов.
Следующим этапом по формированию состава имущества должника является поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц, и совершение других действий, направленных на увеличение состава имущества должника. Для реализации этой задачи Закон о несостоятельности предоставляет управляющему право предъявлять требования о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст. 112); требования к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, о ее взыскании в порядке, установленном законодательством ил и договором (ч. 1 ст. 105); требования о возврате имущества должника, находящегося во владении других лиц (ч. 1 ст. 108), и иные права по возврату имущества должника, предусмотренные ст. 104 Закона о несостоятельности.
Параллельно с формированием состава имущества осуществляется установление кредиторов должника и организация защиты их требований. Кредиторы в соответствии со ст. 93 Закона о несостоятельности вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Указанное требование направляется управляющему по почтовому адресу должника или в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу о банкротстве. Они рассматриваются управляющим не позднее семи дней после их получения. По результатам рассмотрения требований управляющий вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. О результатах рассмотрения требования управляющий уведомляет направившего его кредитора в срок, не превышающий семи дней со дня получения данного требования.
Для установления размера требований кредиторов ч. 5 ст. 93 Закона о несостоятельности предусматривает порядок разрешения споров между ними и управляющим. В ходе конкурсного производства возражения на заявленные требования кредиторов выдвигаются управляющим в течение семи дней со дня получения указанных требований при условии, что:
имеется решение общего или хозяйственного суда, отменяющее или изменяющее соответственно решение общего или хозяйственного суда, на основании которого заявлено требование кредитора;
после вынесения решения общего или хозяйственного суда либо до заявления кредитором своего требования произведено полное или частичное погашение указанного требования.
При отсутствии таких возражений требование признается установленным в размере и очередности удовлетворения, установленных управляющим.
Порядок рассмотрения требований кредиторов, по которым управляющим выдвинуты возражения, определен ст. 95-98 Закона о несостоятельности. Кредитор в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения уведомления управляющего о результатах рассмотрения его (кредитора) требований, имеет право выдвинуть возражения в письменной форме по результатам этого рассмотрения управляющему или в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве. По предложению управляющего хозяйственный суд рассматривает вопрос о необходимости защиты требований на собрании кредиторов. Если по результатам такого рассмотрения хозяйственным судом вынесено определение о защите требований на собрании кредиторов, управляющий назначает время и место проведения такого собрания.
Требования, признанные на собрании, включаются в специальный список, а затем вносятся управляющим в реестр требований кредиторов.
В результате формирования имущества и установления размера требований кредиторов управляющий составляет список имущества и долгов должника с указанием стоимости имущества, размеров и видов долгов, имени (наименования) каждого выявленного кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты. Указанный список в срок не позднее десяти дней до первого собраний кредиторов управляющий представляет в хозяйственный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о несостоятельности первое общее собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий 75 дней со дня возбуждения конкурсного производства. Если в результате анализа финансового состояния и платежеспособности должника установлены основания для проведения санации, управляющий должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее 75 дней соответственно дня своего назначения. Если основания для проведения
санации должника отсутствуют, управляющий в тот же срок разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации). Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.
Рассмотрение плана санации и (или) плана ликвидации и утверждение плана санации или плана ликвидации осуществляется на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее 80 дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. По результатам рассмотрения собрание кредиторов может также принять решение об:
- отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
- отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.
Утвержденный план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляется управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов. На основании представленных документов хозяйственный суд принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 127 Закона о несостоятельности, суд вправе принять решение о санации или об открытии ликвидационного производства по собственной инициативе.
Санация вводится на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен хозяйственным судом по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, но не более чем на 12 месяцев.
В результате проведения санации правовое положение юридического лица не изменяется. Оно сохраняется как субъект права и как имущественный комплекс. Санация представляет собой реорганизационную процедуру, предусматривающую переход права собственности, изменение долговых обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику собственниками должника, его кредиторами или иными лицами.
Цель санации - восстановление устойчивой платежеспособности должника и урегулирование его взаимоотношений с кредиторами в установленные сроки (ч. 22 ст. 13 Закона о несостоятельности).
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления, перечень таких мер установлен ст. 129 Закона о несостоятельности, причем он не является исчерпывающим. В частности, к мерам по восстановлению платежеспособности должника относится:
- ликвидация дебиторской задолженности;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
- предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- продажа части имущества должника;
- уступка требования должника;
- предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
- продажа предприятия должника;
- применение иных способов.
Порядок осуществления перечисленных мер установлен ст. 130-133 Закона о несостоятельности.
Итогом деятельности управляющего в процессе санации является его отчет с предложениями о:
- прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
- заключении мирового соглашения;
- продлении установленного срока санации;
- прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продолжения деятельности должника или отсутствием оснований для ее продолжения, (ч. 6 ст. 134 Закона о несостоятельности).
Отчет управляющего должен содержать:
- сведения о прибылях и убытках должника;
- данные реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
- сведения о наличии денежных средств должника, которые направлены или могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника, а также по его обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;
- расшифровку оставшейся у должника дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованными требованиях должника;
- иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника, (ч. 4 ст. 134 Закона о несостоятельности).
К отчету должны быть приложены реестр требований кредиторов и баланс должника на последнюю отчетную дату.
Отчет управляющего рассматривается собранием кредиторов, которое созывается не позднее десяти дней по истечении установленного срока санации или не позднее одного месяца после возникновения оснований для ее досрочного прекращения (ч. 1 ст. 135 Закона о несостоятельности). Собрание кредиторов вправе принять одно из предложений управляющего (ч. 4 ст. 135 Закона о несостоятельности).
Если собранием кредиторов не принято ни одно из указанных решений либо такое решение не представлено в хозяйственный суд в течение 15 дней по истечении сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 135 Закона о несостоятельности, хозяйственный суд выносит определение об отстранении управляющего и назначении по представлению Департамента нового управляющего.
Рассмотренный на собрании кредиторов отчет управляющего рассматривается и утверждается хозяйственным судом, о чем выносится соответствующее определение. Утверждение отчета управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Расчеты с кредиторами в процессе санации производятся управляющим в соответствии с планом санации в порядке, установленном ст. 102 и 144-150 Закона о несостоятельности. При этом в первую очередь погашается задолженность по требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью. Во вторую очередь погашаются оставшаяся задолженность по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и задолженность по выплате вознаграждений по авторским договорам.
Контроль за проведением санации в соответствии с требованиями Закона о несостоятельности осуществляется хозяйственным судом, которым принято решение о проведении санации.
Ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ч. 14 ст. 1 Закона о несостоятельности). В результате ликвидации организации-должника прекращается ее правоспособность, индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность.
Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности.
Первой и важнейшей стадией ликвидационного производства является продажа имущества должника с целью обращения его в денежные средства. В соответствии со ст. 142 Закона о несостоятельности основным способом продажи имущества должника, если иной порядок его реализации не установлен хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов, являются торги. Иным способом продажи имущества может быть, например, его реализация управляющим на основании договора купли-продажи, заключенного с конкретным покупателем без проведения торгов. Порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному, может быть продано только на закрытых торгах. Торги проводятся в соответствии со ст. 417-419 ГК в форме аукциона или конкурса. В качестве организатора торгов может выступать сам управляющий или на основании договора с ним специализированная организация. Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется управляющим в соответствии с законодательством без проведения торгов на основании заключенного договора купли-продажи. При сопоставлении ч. 1 и ч. 5 ст. 142 Закона о несостоятельности можно сделать вывод о том, что если хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов при решении вопроса о порядке и сроках продажи имущества, которое не будет продано на первых торгах, не определен конкретный способ, управляющий по своему усмотрению реализует его способом, указанным в ч. 5 ст. 142 Закона о несостоятельности.
Следующей стадией ликвидационного производства является удовлетворение требований кредиторов.
Вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства (ч. 1 ст. 144 Закона о несостоятельности).
Требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с очередностью, определенной ч. 2 ст. 144 Закона о несостоятельности.
В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация проводится в отношении повременных платежей, установленных на дату открытия хозяйственным судом ликвидационного производства или введения санации, подлежащих выплате физическому лицу до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 15 лет. Если возраст физического лица превышает 70 лет, срок для капитализации соответствующих повременных платежей исчисляется в 15 лет.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При определении размера этих требований принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату открытия хозяйственным судом конкурсного производства.
В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам. При определении размера этих требований учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся на дату открытия хозяйственным судом конкурсного производства. Суммы штрафов (пени) и иных экономических (финансовых) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди.
Б четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов
по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. В данном случае при определении размера требования кредитора учитывается задолженность должника по обязательству в части, обеспеченной залогом имущества должника. Задолженность должника по обязательству в части, не обеспеченной залогом имущества должника, учитывается в составе требований кредиторов пятой очереди. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, удовлетворяются преимущественно перед требованиями других кредиторов, поскольку это соответствует сущности залога как способа обеспечения исполнения обязательств1.
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При определении размера требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам, за исключением требований физических лиц о возмещении вреда, причиненного их жизни или здоровью, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, и требований учредителей (участников) должника - юридического лица, вытекающих из их учредительства (участия).
Требования кредиторов пятой очереди по возмещению убытков, взысканию процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций, в том числе причитающихся в бюджет и государственные внебюджетные фонды, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения задолженностей и причитающихся процентов (ст. 149 Закона о несостоятельности).
Расчеты с кредиторами управляющий производит в соответствии с реестром их требований. Порядок удовлетворения требований кредиторов каждой последующей очереди установлен ст. 150 Закона о несостоятельности. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. К последнему прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; документы, содержащие сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов имуществе должника и (или) нереализованном имуществе должника (ч. 2 ст. 152 Закона о несостоятельности).
Завершается ликвидационное производство вынесением определения хозяйственным судом после рассмотрения им отчета управляющего. Указанное определение, представленное управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является основанием для внесения записи о ликвидации должника в ЕГР. С момента внесения этой записи полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник - юридическое лицо - ликвидированным, а должник - индивидуальный предприниматель – свободным от долгов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций