§ 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
В соответствии со ст. 13 Закона о ФПГ участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. Ответственность центральной компании ФПГ, возникшая в результате исполнения обязательств по участию в деятельности ФПГ, регулируется договором о создании ФПГ.
Установление солидарной ответственности участников ФПГ по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, противоречит положениям ГК об ответственности дочернего общества по обязательствам основного общества, в качестве которого и выступает центральная компания при создании ФПГ холдингового типа (в соответствии с п. 2 ст 105 ГК дочернее общество не отвечает по долгам основного общества).
В случаях ФПГ договорного типа ее участники несут солидарную ответственность по обязательствам АО, в то время как участники АО в соответствии с п. 1 ст. 96 ГК не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Привлечение в солидарном порядке обособленных собственных активов участников ФПГ для обеспечения обязательств центральной компании несомненно увеличивает возможности центральной компании по привлечению инвестиционных средств и повышает ответственность участников при выполнении собственных обязательств, однако не может быть реализовано, поскольку противоречит нормам ГК, имеющим высшую юридическую силу.
Наиболее важным моментом во взаимоотношениях государства и ФПГ является предоставление мер государственной поддержки последних. Она предоставляется по решению Правительства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 10 Закона о ФПГ такими мерами являются:
зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для ФПГ- покупателя;
предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;
передача в доверительное управление центральной компании (головному предприятию) ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;
предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов и программ ФПГ.
Государственная поддержка и другие дополнительные льготы и гарантии деятельности ФПГ (в законодательстве они не конкретизированы), зарегистрированных на территории Республики Беларусь и Других государств, могут быть предоставлены на основании результатов государственной экспертизы инвестиционных проектов и про-
грамм ФПГ, проводимой уполномоченным республиканским органом государственного управления, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Не взирая на то, что создание и деятельность на территории Республики Беларусь <...> объединений юридических лиц, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме ФПГ <...> в порядке и на условиях, определенных законодательством о таких группах, считается целесообразным (п. 1 Указа № 482), перечисленные выше меры государственной поддержки носят декларативный характер, что самым прямым образом сказывается на процессе формирования ФПГ.
Воздействие государства на ФПГ не ограничивается только правовым регулированием и поддержкой их деятельности, а включает и государственный контроль, который сводится к следующему.
В течение трех месяцев после окончания финансового года центральная компания (головное предприятие) представляет всем участникам ФПГ, а при наличии в ней доли собственности государства -республиканскому органу государственного управления, объединению (учреждению), подчиненному Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ, отчет о деятельности группы, а также результаты проверки ее деятельности аудитором.
Республиканский орган государственного управления, объединение (учреждение), подчиненное Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ, при наличии в этой группе доли собственности государства вправе не чаще одного раза в год проводить проверку ее деятельности, зарегистрированной на территории Республики Беларусь.
По итогам годового отчета, а также по результатам проверки деятельности ФПГ полномочный республиканский орган государственного управления, объединение (учреждение), подчиненное Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ, обязан принять меры в случаях обнаружения недостоверной информации в представленных документах, выявления какого-либо несоответствия в деятельности ФПГ договору о ее создании и организационному проекту группы, несоответствия деятельности центральной компании ее уставу, нарушения законодательства Республики Беларусь. В зависимости от характера нарушения он обязан принять следующие меры: - предложить центральной компании (головному предприятию) устранить выявленные недостатки в установленный им срок;
обратиться в Правительство Республики Беларусь с предложением о лишении ФПГ, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, или участника ФПГ всей или части государственной поддержки либо о прекращении деятельности группы и исключении ее из Государственного реестра финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь
Государственные органы проводят проверку деятельности ФПГ в порядке и в случаях установленных законодательством, но не реже одного раза в два года.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций