Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
Раздел II включает перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности.
Раздел III включает перечень хозяйствующих субъектов, не от-| носящихся к естественной монополии, на товары которых применя-1 ется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования. Перечень хозяйствующих субъектов,! включенных в раздел III Реестра, формируется на основе установления фактов злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, социальной значимости производимых ими товаров, а также с учетом влияния цен этих товаров на общий уровень цен и тарифов в экономике (п. 4 Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирую-!
щее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Министерства предпринимательства и ин-вестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13)1. Антимонопольные органы осуществляют контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и тарифов, иными показателями деятельности указанных выше хозяйствующих субъектов с целью установления факта злоупотребления доминирующим положением.
2. Осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов. Объектами контроля являются:
создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов;
преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения.
Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа. Для этого учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения, указанные в п. 3 ст. 11 Закона о противодействии монополистической деятельности. Антимонопольный орган течение в 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителям в письменной форме о принятом решении. Указанный срок может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней с уведомлением об этом заявителей ходатайства.
В ч. 2 п. 4 ст. 11 Закона о противодействии монополистической деятельности предусмотрены следующие основания для отклонения ходатайства:
1) если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции;
2) если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания, реорганизации или ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, является недостоверной.
Кроме того, реорганизация коммерческих организаций с иностранными инвестициями, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых и перестраховочных организаций, хозяйствующих субъектов, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, должна быть согласована с соответствующими областными исполнительными комитетами (Минским городским исполнительным комитетом). Согласование осуществляют государственные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию перечисленных коммерческих организаций.
3. Реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. В соответствии с п. 5 Инструкции по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000 № 51 (далее - Инструкция) реорганизация путем разделения, выделения структурных подразделений, единиц (далее- разукрупнение) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, может осуществляться в двух формах:
- инициативное разукрупнение, осуществляемое по решению собственника имущества хозяйствующего субъекта или уполномоченного им органа;
принудительное разукрупнение, осуществляемое по решению департамента или управлений (отделов) антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Такое разукрупнение рассматривается как крайняя мера в отношении доминирующего хозяйствующего субъекта, допускающего антиконкурентные действия. Она применяется в случае отсутствия иных возможностей улучшения конкурентных отношений (ч. 2 под п. 7.1 Инструкции).
Возможность разукрупнения доминирующего хозяйствующего субъекта должна оцениваться с учетом следующих организационно-технологических условий:
- возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структур' ных единиц;
отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятии, структурных подразделений или структурных единиц;
разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;
невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки (п. 1 ст. 10 Закона о противодействии монополистической деятельности).
Следует отметить, что Инструкция определяет общие условия, формы и порядок разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Однако на практике необходим взвешенный, индивидуальный подход к решению данного вопроса в каждом конкретном случае.
4. Осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. Объектами предварительного контроля являются действия по:
приобретению хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
совершению хозяйствующим субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
приобретению любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 процентов имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
совершению любым юридическим или физическим лицом, •иностранным государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляйся возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
приобретению юридическим или физическим лицом, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определят условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа (п. 2 ст. 12 Закона о противодействии монополистической деятельности).
С ходатайством о даче согласия на совершение перечисленных сделок обязаны обратиться юридические и физические лица, приобретающие акции, паи, доли уставных фондов хозяйствующих субъектов. Кроме этого, они должны представить информацию, необходимую для вынесения решения. Характер и форма представления необходимой информации, а также порядок рассмотрения ходатайств определяется Правилами проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований ст. 12 «Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», утвержденными Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 15 января 2001 № 11. Антимонопольный орган вправе принять решение об отклонении ходатайства если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции. Если требования, направленные на обеспечение конкуренции выполняются, антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство.
Антимонопольный орган уведомляется по заявлению физического лица в случае вхождения (избрания, назначения) последнего в органы управления двух и более хозяйствующих субъектов, внесенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по одной и той же товарной группе либо по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса (последующий контроль). Законодатель установил 15-дневный срок для подачи заявления и необходимой информации и 30-дневный срок для его рассмотрения.
Физические лица также вправе предварительно запросить согласие на совершение указанных выше действий.
На ряду с мерами контрольного характера Закон о противодействии монополистической деятельности предусматривает меры, направленные на содействие развитию товарных рынков в соответствии со ст. 13 Закона о противодействии монополистической деятельности антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим объектам и иным субъектам права предложения об (о):
изменении сфер применения свободных или регулируемых цен в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;
- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;
- привлечении иностранных инвестиций;
- финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;
• лицензировании экспортно-импортных операций;
• внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
• принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.
Кроме государственного контроля Закон о противодействии монополистической деятельности (ст. 14) предусматривает возможность осуществления общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Субъектами такого контроля являются общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Они вправе:
• подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;
обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;
проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;
осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций