§ 3. Хозяйственные общества
Хозяйственные общества - коммерческие организации, создаваемые двумя или более лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Участниками хозяйственного общества могут быть физические лица, коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с ч. 3 п. 4 ст. 63 ГК государственные органы и органы местного управления и самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством. Действующее законодательство предусматривает возможность создания трех видов хозяйственных обществ: обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО), обществ с дополнительной ответственностью (далее - ОДО), акционерных обществ (далее - АО).
Коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на
доли определенных учредительными документами размеров, учрежденная двумя или более лицами, которые не отвечают по ее обязательствам, называется ООО (п. 1 ст. 86 ГК). Правовое положение ООО определяется ГК, Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»1 с послед, изм. и доп., Положением о регистрации.
К фирменному наименованию ООО применяются общие правила: оно должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
Учредительными документами ООО являются устав и учредительный договор.
ООО имеет довольно закрытый характер членства - число его участников не должно превышать предела, установленного законодательством об ООО. В противном случае общество подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечении этого срока -ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законодательством предела (п. 1 ст. 87 ГК). Однако конкретный максимальный размер количества участников ООО законодательством Республики Беларусь не определен.
Минимальный размер уставного фонда ООО составляет 1600 евро. К моменту государственной регистрации уставный фонд должен быть сформирован не менее чем наполовину (ч. 3 под п. 40.2 Положения о регистрации), а оставшаяся часть должен быть внесена в течение года с момента регистрации общества. Законодатель устанавливает правило, в соответствии с которым стоимость чистых активов2 ООО должна соответствовать размеру уставного фонда. При ее уменьшении общество обязано объявить об уменьшении своего уставного фонда, установленного Положением о регистрации, и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если же стоимость чистых активов общества становится меньше минимального размера уставного фонда, общество подлежит ликвидации.
Право участника общества на передачу своей доли другим участникам общества ничем не ограничено, тогда как ее отчуждение третьим лицам может быть ограничено уставом (ч. 1 п. 2 ст. 92 ГК).
Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимо- $ сти внесенных ими вкладов.
Высшим органом управления в ООО является общее собрание -] его участников, к исключительной компетенции которого относятся:
изменение устава общества и размера его уставного фонда; ;•
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков;
решение о реорганизации или ликвидации общества;
избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 3 ст.
90 ГК).
Исполнительный орган ООО, осуществляющий текущее руководство деятельностью и подотчетный общему собранию, может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор).
Изменение состава участников ООО не влияет на его дальнейшее функционирование, за исключением случая, когда в составе общества остался один участник. В этом случае общество должно быть преобразовано в унитарное предприятие или ликвидировано.
Коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли определенных учредительными договорами размеров, учрежденная двумя или более лицами, которые солидарно несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в пределах, определяемых учредительными документами общества, называется ОДО (п. 1 ст. 94 ГК).
Главное отличие ОДО от ООО заключается в особом характере
ответственности по его долгам.
Как следует из определения ОДО, эта ответственность является субсидиарной, т. е. наступает лишь при недостаточности имущества самого общества для удовлетворения требований кредиторов. Более того, участники общества несут эту ответственность солидарно, т. е. кредиторы имеют право предъявлять свои требования полностью или частично к любому из участников, а он, в свою очередь, должен их удовлетворить.
Конкретный размер дополнительной ответственности устанавливается учредительными документами ОДО, но не может быть менее суммы, эквивалентной 1200 евро (ч. 1 подп. 29.3 Положения о регистрации).
Общество вправе изменить (увеличить или уменьшить) этот раз-
мер ответственности, но только после уведомления кредиторов. В случае изменения размера дополнительной ответственности в сто-оону уменьшения, у кредиторов появляется право требования досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (ст. 95 ГК).
При экономической несостоятельности (банкротстве) участника общества его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Иной порядок распределения ответственности может быть предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 94 ГК).
В соответствии с п. 3 ст. 94 ГК к ОДО применяются правила об ООО, если иное не предусмотрено законодательством.
Коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на определенное число акций, учрежденная двумя или более лицами, которые отвечают по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций,-называется АО.
Отличительная особенность этого вида хозяйственных обществ - формирование уставного фонда за счет размещения эмиссионных ценных бумаг—акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу. Преимущества АО объясняется относительной легкостью отчуждения и приобретения акций, что создает условия для привлечения капитала многих лиц, и возможностью его свободного перемещения из одной сферы предпринимательской деятельности в другую.
Выход участника из АО опосредуется только отчуждением принадлежащих ему акций, а не передачей принадлежащей ему доли имущества или выплатой ее денежного эквивалента. Это позволяет оставлять без изменений первоначально сформированный капитал, что является еще одним преимуществом АО по сравнению с ООО и ОДО.
В зависимости от условий и порядка размещения акций, а также прав акционеров по их отчуждению и преимущественному приобретению, АО подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО).
Участник ОАО может отчуждать принадлежащие ему акции любому лицу без согласия других акционеров.
В ЗАО акционер может отчуждать свои акации с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
В качестве дополнительных отличительных признаков ОАО и ЗАО выступают следующие:
1. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами. В соответствии сч. 2 п. 5 ст. 97 ГК, если никто из акционеров не воспользовался своим преимущественным правом в течение пяти дней со дня извещения либо в иной срок, предусмотренный уставом общества, АО вправе само приобрести акции по согласованной с их собственником цене.
2. Количество участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законодательством. В противном случае оно подлежит преобразованию в ОАО в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законодательством предела1.
3. ОАО по своей природе являются публичными организациями. Это выражается в необходимости публикования в средствах массовой информации годового отчета, баланса, проспекта эмиссии, сообщения о проведении общего собрания акционеров и т. д.
В качестве участников АО, именуемых акционерами, могут выступать любые физические и юридические лица. Государственные органы и органы местного управления и самоуправления не могут быть акционерами, если иное не установлено законодательством (например, в процессе приватизации).
Учредительным документом АО является устав, который помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 48 ГК, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного фонда общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; а также иные сведения, если необходимость их включения в устав предусмотрена законодательством об АО (п. Зет. 98 ГК).
Отношения учредителей в процессе создания АО регулируются договором о создании АО, который определяет порядок осуществления совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда, категории выпускаемых акций и порядок размещения, а также иные условия, предусмотренные законодательством
об АО. По своей правовой природе данный договор является договором о совместной деятельности.
Уставный фонд АО состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Речь идет о номинальной стоимости размещенных акций, которые общество вправе размещать дополнительно к уже размещенным и оплаченным акциям. В соответствии с п.6 Положения минимальный размер уставного фонда составляет для ОАО - сумму, эквивалентную 12500 евро, для ЗАО -сумму, эквивалентную 3000 евро. К моменту государственной регистрации уставный фонд АО должен быть сформирован на 100 % (под п. 1 п. 40.2 Положения о регистрации).
При учреждении АО все его акции должны быть размещены среди учредителей (п. 3 ст. 99 ГК). Однако полная их оплата, как это следует из ч. 2 п. 1 ст. 96 ГК, не требуется, что ставит под сомнение возможность полной оплаты уставного фонда (коллизия ГК и Положения о регистрации).
Увеличение или уменьшение уставного фонда относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Уменьшение уставного фонда допускается только после уведомления всех кредиторов общества в порядке, определенном законодательством об АО. При этом у кредиторов появляется право требования досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств обществом и возмещения убытков (ч. 2 п. 1 ст. 101 ГК).
Уменьшение уставного фонда АО возможно через покупку обществом и погашение части акций, если это предусмотрено уставом АО (п. 2 ст. 101 ГК).
При уменьшении чистых активов АО по сравнению с уставным фондом общество должно зарегистрировать уменьшение своего уставного фонда, или объявить о ликвидации, если активы оказались меньше установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
Помимо гарантийной функции для кредиторов, уставный фонд позволяет определить долю участия каждого акционера в доходе и в управлении АО. Права акционеров реализуются через владение акциями (характеристику акций как ценных бумаг см. главу 17).
Система управления в АО имеет трехзвенную структуру:
1) высший орган управления АО - общее собрание акционеров;
2) совет директоров (наблюдательный совет)—должен создаваться в АО с числом акционеров более пятидесяти (п. 2 ст. 103 ГК);
3) исполнительные органы АО - коллегиальный исполнительный
орган (правление, дирекция) и (или) единоличный орган (директор, генеральный директор).
Вопросы, которые не могут быть переданы на рассмотрение другим органам управления обществом, составляют исключительную компетенцию общего собрания. К ним относятся:
изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;
избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков общества и распределение его прибыли и убытков;
решение о реорганизации или ликвидации общества. Порядок работы общего собрания акционеров определяется в ст. 19 Закона об обществах. Общее собрание имеет кворум, если на нем присутствуют участники (их представители), обладающие в совокупности не менее чем 50 % голосов, если иное не установлено Законом об обществах (ч. 1 ст. 19). Решения принимаются простым большинством голосов участников (их представителей), присутствующих на собрании, за исключением случаев, предусмотренных уставом или Законом об обществах.
Исключительная компетенция совета директоров определяется уставом общества. Вопросы, составляющие эту компетенцию, не могут быть переданы на решение исполнительных органов общества.
Если общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров, то исполнительные органы, имея остаточную компетенцию, осуществляют текущее руководство деятельностью АО и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров (п. 3 ст. 103 ГК).
Внутренний контроль за хозяйственной деятельностью АО, его филиалов и представительств, а также директора и должностных лиц общества осуществляет избираемая общим собранием акционеров ревизионная комиссии, состав и полномочия которой определены ст. 22 Закона об обществах.
АО может быть преобразовано в ООО, ОДО, производственный кооператив, а если остался один участник - в унитарное предприятие (п. 2 ст. 104 ГК).
Приведенная краткая характеристика хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ позволяет сделать следующие выводы:
1. Законодатель предусмотрел полную имущественную ответственность участников (полных товарищей) хозяйственного товарищества. Но никаких преимуществ, например, налоговых льгот законодательством не предусмотрено, что объясняет отсутствие данной организационно-правовой формы на практике.
2. Товарищества представляют собой объединения лиц, а общества-объединения капиталов. Это главное отличие товариществ и обществ, которое обусловливает их отличия по составу участников, виду и размеру ответственности участников по обязательствам организации, способам и последствиям изменения состава участников, системе управления.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций