§ 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.
В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования организаций.
Распорядительный - характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий. Учитывая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государственного органа) является основанием для учреждения унитарного предприятия и не отменяет его последующую регистрацию, данный способ можно назвать учредительно-распорядительным.
Разрешительный- предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности,
однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга производится с согласия антимонопольного органа1.
Явочно-нормативный не требует согласия каких-либо третьих лиц, вт. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдение порядка образования, после чего следует регистрация коммерческой организации.
Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:
- инициатива образования;
- подготовка учредительных документов;
- согласование наименования создаваемой коммерческой организации с регистрирующим органом;
- формирование уставного (складочного) капитала;
- государственная регистрация.
Государственная регистрация является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.
В качестве целей государственной регистрации в юридической литературе называют следующие:
- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
- проведение налогообложения;
- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности2.
Процедура государственной регистрации детально урегулирована Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь, 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь, 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц»1 (далее -Положение о регистрации).
В соответствии с п. 13 Положения о регистрации регистрирующими органами в Республике Беларусь являются: Министерство иностранных дел, Национальный банк, Министерство финансов2, администрации свободных экономических зон, областные (Минский городской) исполнительные комитеты.
Выбор регистрирующего органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятельность, страхование), происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны).
Наибольший удельный объем работы по государственной регистрации приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам. На практике местным исполнительным и распорядительным органам делегируются полномочия по приему и выдаче соответствующих документов.
Для государственной регистрации коммерческих организаций, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, учредители представляют в регистрирующий орган:
заявление, оформленное в установленном порядке;
анкету установленного образца, представляемую каждым учредителем -физическим лицом;
копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;
учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);
документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации с учетом особенностей ее формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения не денежного вклада в уставный фонд);
• документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации - физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;
нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;
гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения;
платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, (п. 23 Положения о регистрации).
Плата за государственную регистрацию составляет сумму, эквивалентную 60 евро. При этом Положение о регистрации предусматривает льготы по размеру взимаемой платы в зависимости от состава участников и вида предполагаемой деятельности.
В соответствии с п. 22 Положения о регистрации прием документов для государственной регистрации коммерческой организации осуществляется в присутствии собственников имущества этой организации, ее учредителей или участников (физических лиц, представителей юридических лиц), а в случаях, когда количество учредителей (участников) такой организации более пяти, они вправе уполномочить одного из собственников имущества, учредителя (участника) на представление своих интересов в регистрирующем органе.
Государственная регистрация осуществляется в течение месяца с момента подачи документов в регистрирующий орган, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемой организации.
После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации коммерческой организации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. В качестве таковых п. 40 Положения о регистрации называет следующие обстоятельства:
- коммерческая организация расположена в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;
- не соблюдены сроки формирования уставного фонда;
- собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг, незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг; подлог проспекта их эмиссии; нарушение правил о сделках с драгоценными металлами, установленного порядка проведения валютных операций; незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь; взяточничество; за совершение преступления против собственности, корыстного преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности либо преступления в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
- в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
- в ходе государственной регистрации коммерческой организации установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника);
- на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации: имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность; является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения сведений в ЕГР1 и выдачи свидетельства о государственной регистрации, форма которого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»2. С этого момента регистрация считается завершенной, а коммерческая организация созданной.
В течение пятнадцати дней со дня регистрации коммерческой организации регистрирующий орган сообщает об этом в налоговые органы и органы государственной статистики.
Если принято решение об отказе в государственной регистрации коммерческой организации, регистрирующий орган сообщает об этом заинтересованному лицу в пятидневный срок в письменной форме.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций