§ 4. Субъекты рынка ценных бумаг
Специфика рынка ценных бумаг во многом также объясняется его субъектным составом. Тот или иной субъект рынка ценных бумаг выполняет специфические функции, а в некоторых случаях он выполняет функции, присущие другим субъектам, например, государство. В зависимости от содержания осуществляемой деятельности можно выделить следующие виды субъектов рынка ценных бумаг:
1) эмитенты - юридические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Закона о фондовых биржах).
В юридической литературе выделяют два вида эмитентов:
- институциональные - эмитенты, зарегистрированные как специальные организации и (или) имеющие соответствующую лицензию, для которых выпуск ценных бумаг является исключительным видом деятельности, например инвестиционные фонды, правовое положение которых будет рассмотрено ниже;
- обычные - эмитенты, для которых выпуск ценных бумаг является одним из видов деятельности 1.
В качестве эмитентов могут выступать юридические лица, республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы. Закон о фондовых биржах, регулирующий порядок выпуска и обращения ценных бумаг (акций и облигаций), исключает физических лиц из числа возможных эмитентов, хотя такие ценные бумаги, как векселя, могут эмитироваться физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Законодательство предусматривает порядок принятия решений по выпуску каждого вида ценных бумаг. Так, решение о выпуске акций утверждается общим собранием акционеров, прошивается, подписывается руководителем исполнительного органа и главным бухгалтером общества и скрепляется печатью. Такое решение оформляется отдельным документом, в котором указывается:
- наименование эмитента;
- юридический адрес эмитента;
- размер нового уставного фонда, количество акций по категориям;
- количество и сумма предыдущих эмиссий, количество акций по видам и категориям;
-общая сумма дополнительной эмиссии, количество акций по видам и категориям;
- номинальная стоимость акции; -форма выпуска; -условия размещения акций;
- права владельцев привилегированных акций, в том числе размер дивиденда в качестве фиксированного процента, который не может быть изменен в сторону уменьшения;
- количество голосов лиц, участвовавших в голосовании; -результаты голосования.
Выпуск акций осуществляется в размере сформированного и зарегистрированного уставного фонда акционерного общества. Все выпускаемые обществом акции обеспечиваются его имуществом. Первичное размещение акций при формировании уставного фонда должно осуществляться по цене не ниже номинальной стоимости.
Дополнительный выпуск акций возможен в случае, когда ранее выпущенные акции полностью приобретены по стоимости не ниже номинальной и зарегистрированы в Комитете по ценным бумагам – Дополнительный выпуск акций с не зарегистрированной в установленной порядке номинальной стоимостью не допускается (п. 17,19-20 Положения об эмиссии).
Эмитент получает право на выпуск ценных бумаг с момента их государственной регистрации и присвоения номера государственной регистрации в Комитете по ценным бумагам, который ведет государственный реестр ценных бумаг. Для регистрации представляются следующие документы:
заявление о регистрации ценных бумаг; решение о выпуске ценных бумаг, оформленное в соответствии с требованиями законодательства;
нотариально заверенная копия устава эмитента; Кроме того, для регистрации ценных бумаг, размещаемых путем открытой продажи или подписки, представляется проспект эмиссии. Однако Положение о требованиях к содержанию проспекта эмиссии ценных бумаг, утвержденное Постановлением Комитета по ценным бумагам от 14 марта 2002 г. № 04/П1, содержит более широкий перечень случаев, когда государственная регистрация ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, в частности, это необходимо при создании, реорганизации ОАО, преобразовании юридического лица в ОАО, заверении текста краткой информации об открытой продаже облигаций или открытой подписке на акции. Подготовленный в соответствии с указанным Положением проспект эмиссии составляется и издается эмитентом или по его поручению профессиональным участником рынка ценных бумаг. Он должен быть издан эмитентом в количестве, достаточном для ознакомления всех потенциальных покупателей ценных бумаг, и иметься в наличии в местах подписки или продажи ценных бумаг. Проспект эмиссии доложен содержать: - титульный лист;
раздел «Общие данные об эмитенте»; раздел «Сведения об эмиссии ценных бумаг»; раздел «Финансовое положение и хозяйственная деятельность эмитента» (раздел отсутствует при создании, реорганизации АО, преобразовании юридического лица в ОАО);
раздел «Планы развития эмитента»; - приложения.
Выпуск ценных бумаг может осуществляться эмитентом путем того или закрытого размещения их среди инвесторов. Открытая подписка проводится, например, при размещении дополнительных акций ОАО. При этом отношения сторон закрепляются договором подписки, заключение которого допускается только в ходе подписки. Учет договоров подписки ведется эмитентом и (или) профессиональным участником рынка ценных бумаг (если используются его услуги) в специальном прошитом, пронумерованном и скрепленном печатью эмитента журнале(ах). Закрытое размещение, в частности акций, имеет место при создании ЗАО и размещении дополнительных акций такого АО, когда акции распределяются среди лиц, подписавших договор о совместной деятельности по созданию общества.
К открытой подписке ценные бумаги допускаются только после опубликования в средствах массовой информации текста краткой информации об открытой продаже облигаций или открытой подписке на акции. Такая информация должна быть опубликована не позднее одного месяца после даты ее заверения Комитетом по ценным бумагам. В ходе подписки или продажи могут публиковаться различные материалы рекламного характера, не противоречащие тексту заверенной краткой информации и зарегистрированного проспекта эмиссии.
Инвесторы -физические или юридические лица, владеющие ценными бумагами (п. 2 ст. 1 Закона о фондовых биржах). Данное определение не учитывает всех потенциальных инвесторов, в частности, в качестве таковых не упоминаются государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, которые в соответствии со ст. 3 ИК могут осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе в ценные бумаги. Инвесторы также делятся на институциональных и обыкновенных. Институциональные инвесторы - субъекты рынка ценных бумаг, для которых вложение определенных средств в ценные бумаги является одним из основных видов деятельности, например, инвестиционные фонды. Для обычных инвесторов приобретение ценных бумаг не является обязательным 1. Инвестициями могут быть любые объекты гражданских прав, в том числе денежные средства, оборудование, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права. Правовое положение инвесторов и порядок осуществления ими деятельности по вложению инвестиций, в том числе в ценные бумаги, определяется ИК.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг-это юридические лица любой формы собственности, получившие лицензию на осуществление профессиональной деятельности и осуществляющие один или несколько видов такой деятельности как исключительной (ст. 16 Закона о фондовых биржах).
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, которая выдается Комитетом по ценным бумагам в порядке, установленном Положением о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, утвержденным Комитетом по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь от 19 июня 1997 г. Для получения лицензии необходимо наличие у руководителя (кроме банков), а также у сотрудников заявителя, уполномоченных подписывать документы, связанные с проведением операций на рынке ценных бумаг, квалификационных аттестатов соответствующей категории на право осуществления операций с ценными бумагами, выданных в соответствии с Положением об аттестации специалистов рынка ценных бумаг, утвержденным Приказом Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 13 октября 1999г. № 18/П1. Кроме этого, к юридическим лицам, претендующим на получение лицензии на осуществление профессиональной деятельности по ценным бумагам, и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предъявляются требования финансовой достаточности, в частности, требования в отношении размера собственного капитала (чистых активов), собственных оборотных средств, заемных средств2. Лицензия выдается на один или несколько видов деятельности сроком на пять лет.
Закон о фондовых биржах предусматривает следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Посредническая деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг за счет и по поручению клиента.
Коммерческая деятельность по ценным бумагам -выполнение
профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок по купле и продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи. Банки не могут осуществлять коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых они обслуживают.
Деятельность инвестиционного фонда - выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады и депозиты, при котором все риски, связанные с такими вложениями, в полном объеме относятся на счет акционеров этого фонда и реализуются ими за счет изменения текущей цены акций фонда. Порядок создания и деятельности инвестиционных фондов определен Положением о порядке деятельности инвестиционных фондов, утвержденным Постановлением Комитета по ценным бумагам от 10 января 2002 г. № 01/П1. Указанные организации могут создаваться в форме ОАО. Фирменное наименование инвестиционного фонда должно содержать наименование общества и слова «инвестиционный фонд».
При учреждении инвестиционного фонда доля денежных вкладов должна быть не менее 500 000 евро, а при второй и последующих эмиссиях акции фонда должны оплачиваться только денежными средствами. Инвестиционный фонд вправе осуществлять выпуск только простых именных акций и может размещать их только посредством открытой подписки. Он не вправе направлять более 10 процентов своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 25 процентов ценных бумаг
одного эмитента.
Деятельность депозитария-деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг, а также по расчетам, начислению и выплатам доходов по ценным бумагам. Депозитарий не может осуществлять посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых он обслуживает.
Доверительная (трастовая) деятельность с ценными бумагами-деятельность по управлению ценными бумагами, принадлежащими конкретному лицу на праве собственности, осуществляемая другим лицом путем передачи ему владельцем на определенный срок этих бумаг во владение и доверительное управление. Лицо-
которому ценные бумаги переданы во владение и доверительное управление, действует за вознаграждение от своего имени в интересах владельца ценных бумаг или указанных им лиц.
Деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя) - выполнение функций держателя реестра акционеров, осуществляемых по договору с эмитентом. Специализированный регистратор (независимый реестродержатель) не может осуществлять посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых он обслуживает, за исключением случаев первичного размещения.
Прочие виды деятельности - взаимосвязанные с вышеперечисленными видами деятельности, осуществляемые юридическими лицами, прежде всего по предоставлению консультационных услуг в области операций с ценными бумагами. Консультационные услуги по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг оказываются за вознаграждение от имени лица, осуществляющего профессиональную деятельность по ценным бумагам в интересах клиента. В соответствии с под п. 2.1 Положения о консультационной деятельности, утвержденного Комитетом по ценным бумагам от 30 августа 1998 г.,1 деятельность консультанта заключается в предоставлении услуг по:
-оценке результатов работ или операций с ценными бумагами, совершенных клиентом;
- выбору наиболее эффективного вложения средств инвесторов в ценные бумаги;
- разработке и реализации стратегии эмитента по привлечению инвестиций посредством выпуска ценных бумаг.
Государство является специфическим субъектом рынка ценных бумаг, выступающим в двух качествах. С одной стороны, оно наделено компетенцией эмитента, инвестора, а в некоторых случаях-профессионального участника этого рынка, с другой - осуществляет регулирование рынка ценных бумаг. Все эти полномочия государство реализует через специальные государственные органы.
Законодательство устанавливает пределы совмещения в профессиональной деятельности, т. е. возможности выполнения одним и тем же профессиональным участником нескольких ее видов. Профессиональные участники вправе выступать членами фондовой биржи, правовое положение которой рассматривалось в § 3 главы 14. Сделки между собой они могут осуществлять только через указанную биржу, являющуюся организатором торгов на рынке ценных бумаг.
Рассмотрев вышеперечисленные элементы рынка ценных бумаг, можно сделать вывод о том, что правовая основа этого рынка находится в стадии формирования. Основной ее недостаток-многочисленность и противоречие актов законодательства законодательным актам, в частности, Закону о фондовых биржах. На наш взгляд, для становления цивилизованного рынка ценных бумаг необходимо принятие систематизированного законодательного акта, определяющего в необходимом объеме порядок выпуска и обращения ценных бумаг, а также правовой статус участников этого процесса.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций