§ 3. Правовой режим отдельных видов имущества
Режимы собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления составляют общий правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности.
Специальный правовой режим устанавливается в отношении отдельных видов имущества имеющих специфические экономические и (или) юридические признаки фондов капиталов и резервов.
Такой режим устанавливается для единообразного применения правил налогообложения, формирования одинакового правового значения тех или иных категорий (уставный, резервный фонд и т. д.),
единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций субъектами предпринимательской деятельности.
Правовой режим основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь (далее-Минфин) от 12 декабря 2001 г. № 118 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов»1 (далее - Положение по бухгалтерскому учету основных средств) и Инструкцией о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденной Постановлением Минфина от 20 декабря 2001 г. № 1272. С экономической точки зрения основные средства характеризуются тем, что переносят свою стоимость на готовую продукцию постепенно, по мере изнашивания. Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относятся материальные, т. е. имеющие материально-вещественную форму активы организаций, используемые в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для целей управления организацией в течение нормативного срока службы или срока полезного использования, продолжительностью свыше двенадцати месяцев (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету основных средств). Перечень объектов, входящих в состав основных средств, и нормативные сроки их службы установлены во Временном республиканском классификаторе основных средств, утвержденном Постановлением Минэкономики от 21 ноября 2001 г. № 186 «Об утверждении Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы»3 . Данный классификатор введен в действие с первого января 2002 г., а с первого января 2003 г. в действие будет введен Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Основные средства и нематериальные активы» (п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2001 г. № 1668 «О мерах по обеспечению перехода на новые условия начисления амортизации»4) .
К основным средствам относятся:
здания; сооружения; - передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент;
производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
рабочий скот;
многолетние насаждения;
- капитальные затраты по улучшению земель;
- прочие основные средства.
Основные средства учитываются по первоначальной стоимости, порядок определения которой устанавливается Положением по бухгалтерскому учету основных средств. С учетом инфляционных процессов, для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью не чаще одного раза в год производится их переоценка. Правовой основой переоценки являются постановления Правительства Республики Беларусь1 и разрабатываемые и применяемые уполномоченными государственными органами в соответствии с ними специальные положения о порядке переоценки основных средств. Результаты переоценки отражаются в бухгалтерском балансе организации на первое число месяца, следующего за датой переоценки, если законодательством не установлено иное.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации, которая представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации. Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным Постановлением Минэкономики, Минфина, Министерства статистики и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/182 (далее - Положение о порядке начисления амортизации). Указанное положение определяет:
объекты, относящиеся к амортизируемым основным средствам;
- объекты, не подлежащие амортизации;
порядок начисления амортизации основных средств; способы и методы амортизации (линейный, нелинейный, производительный). При этом конкретные методы и способы организация определяет самостоятельно.
Правовой режим нематериальных активов определен Положением по бухгалтерскому учету основных средств. Для целей бухгалтерского учета нематериальными активами признаются права и затраты, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности и приобретением программного обеспечения, используемых организацией в процессе производства или управления (п.2 Положения по бухгалтерскому учету основных средств). Примерный перечень объектов нематериальных активов установлен п. 3 Положения по бухгалтерскому учету основных средств.
Нематериальные активы учитываются по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен указанным положением. Погашение первоначальной стоимости нематериальных активов организации производится путем систематического начисления амортизации в соответствии с Положением о порядке начисления
амортизации.
Оборотные средства в отличие от основных переносят свою стоимость на продукцию в одном производственном цикле. К ним относятся незавершенное строительство, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, запасы, малоценные и быстроизнашевыемые предметы, товары, готовая продукция, расходы будущих периодов, денежные средства, дебиторская задолженность и
прочие оборотные активы.
Правовой режим оборотных средств зависит от отрасли экономики, в которой действует субъект предпринимательской деятельности. В частности, для субъектов промышленности правовой режим оборотных средств установлен Положением о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгружаемой продукции в организациях промышленности, утвержденным Постановлением Минфина, Минэкономики, Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 8 января 2001 г. № 212/4 в редакции постановления Минфина, Минэкономики и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 134/219/139 «О внесении изменений в Положение о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгружаемой продукции; в организациях промышленности»1.
Собственный капитал коммерческой организации состоит из уставного фонда, резервного фонда, фондов накопления и потребления и других средств.
Уставный фонд представляет собой зафиксированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, паев, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации.
Следует отметить, что термин «уставный фонд» употребляется в ГК не совсем удачно. Этимология слова «уставный» указывает на уставные организации, в то время как ГК предусматривает возможность образования полных и коммандитных товариществ, имеющих в качестве учредительного документа учредительный договор. Слово фонд употребляется в ГК в значении организационно-правовой формы некоммерческой организации. Представляется более приемлемым в гражданском законодательстве, в том числе в ГК, использовать понятие уставный (складочный) капитал2.
Минимальный размер и порядок формирования уставного фонда коммерческих организаций определен ГК и Положением о регистрации.
Уставный фонд определяет стоимость чистых активов организации, которая должна быть равна или больше размера уставного фонда. Если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта коммерческая организация подлежит ликвидации (п. 7 Положения о регистрации).
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 1999 г. № 1825 «О нормативном регулировании понятия "чистые активы"»3 чистые активы представляют со-
бой величину, определяемую путем вычитания из суммы активов юридического лица, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. При расчете чистых активов коммерческой организации в сумму активов включается денежное и неденежное имущество юридического лица, в состав которого входят по балансовой стой мости:
- основные средства;
- нематериальные активы;
объекты незавершенного строительства;
- долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров;
запасы;
• дебиторская задолженность, за исключением задолженности участников (учредителей) по их взносам в уставный фонд (капитал);
- прочие активы.
В сумму пассивов, в свою очередь, включаются: целевые финансирование и поступления;
- заемные средства; кредиторская задолженность;
- расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов;
резервы предстоящих расходов и платежей;
- прочие пассивы.
Порядок оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков, утвержден Приказом Минфина от 20 января 2000 г. № 241 с послед, изм. и доп.
Оценка чистых активов является дополнительной операцией, наряду с составлением и представлением бухгалтерской отчетности.
Резервный фонд создается в обязательном порядке в соответствии с законодательством (например, ст. 111 Банковского кодекса) или в добровольном порядке, т. е. в соответствии с учредительными документами и учетной политикой организации.
Коммерческая организация имеет право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительный долг - это дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленные для ее погашения сроки и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов
проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности организации с отнесением суммы резерва на результаты хозяйственной деятельности. Резервы по сомнительным долгам создаются главным бухгалтером без дополнительного распоряжения руководителя. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Амортизационный фонд формируется путем накопления включаемых в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) сумм начисленной амортизации с учетом индексации. Он является источником финансирования капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства, приобретения и создания нематериальных активов (в том числе посредством выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ).
Фонды накопления и потребления также относятся к фондам специального назначения. Они образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации в порядке, определенном учредительными документами. Фонд накопления является источником финансирования капитальных вложений как производственного, так и непроизводственного назначения. Средства фонда потребления направляются на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива организации и т. п.
Инновационный фонд является одним из источников финансирования капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства.
Средства целевого финансирования и поступлений формируются за счет поступления средств из бюджета, внебюджетных, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц, а также в результате предоставления льгот по налогам и таможенным платежам. Данные средства могут использоваться только по целевому назначению и могут быть изъяты при выявлении фактов нарушения порядка их использования. Они направляются на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков и другие нужды.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться и другие фонды, что является элементом учетной политики организации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций