logo search
ПРХД Вабищевич

§ 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Истории известны несколько типов организации экономики: хо­зяйство примитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы. Как справедливо отмечает С. Э. Жилинский, «в реальной жизни «чистая» экономика встречается крайне редко. «Чистая» экономика, будь то рыночная или команд­но-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Со­временная модель организации народного хозяйства - смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государ­ственным регулированием»1. Еще более значима роль государствен­ного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора. В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государствен­ного управления, присущий в той или иной мере всем органам госу­дарственного управления2, в качестве которых, как известно, высту­пают прежде всего органы исполнительной власти. Конкретные дей­ствия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми яв­ляются:

- защита экономического правопорядка;

- распределение и перераспределение доходов между регио­нами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;

- контроль за соблюдением законодательства в процессе осу­ществления хозяйственной деятельности;

- стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном на­правлении.

Действия по реализации указанных функций находят свое внеш­нее выражение в определенных формах и осуществляются посред­ством различных способов.

Таким образом государственное регулирование предприниматель­ской деятельности представляет собой целенаправленную деятель­ность соответствующих законодательных, исполнительных и конт­ролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей,

решение различных экономических и социальных задач и регла­ментируют предпринимательскую деятельность в стране.

Важнейшими формами государственного регулирования пред­принимательской деятельности являются:

1) прогнозирование - представляет собой подготовку представ­лений о возможном состоянии экономического и социального раз­вития. Закон Республики Беларусь от 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»1 определяет основные цели разработки про­гнозов, их временные рамки -долгосрочные, среднесрочные и крат­косрочные, главные составляющие - систему научно аргументиро­ванных представлений (предположений) о направлениях, критери­ях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на соответствующий период с указани­ем основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. В целях реализации указанно­го Закона Совет Министров Республики Беларусь 20 августа 1998 г. утвердил «Основные положения организации государственного про­гнозирования в Республике Беларусь»2. 2 февраля 2000 г. принято Постановление Совета Министров «О разработке программы соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.»3, в котором Министерству экономики совместно с другими орга­нами поручено обеспечить разработку программы социально-эко­номического развития Республики Беларусь на указанный период. Официальное закрепление прогнозы находят в планах;

2) планирование-«это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных)»4. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Указ Президента Респуб­лики Беларусь от 28 февраля 2000 г. № 93 «Об одобрении Нацио­нальной программы развития экспорта на 2000-2005 гг.»5);

3) денежная политика - использует такие инструменты как цены, налоги, валютное регулирование;

4) антимонопольное регулирование- направлено на обеспече­ние условий для развития конкуренции как основы предпринима­тельства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Способы государственного регулирования предпринимательс­кой деятельности условно можно разделить на:

1) административные - представляют собой приемы односторон­него воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на: «а) установление правил поведения общеобязательно­го или частного характера, т. е. определенного режима в сфере реали­зации исполнительной власти; б) предписание об обязательном совер­шении определенных действий; в) утверждение конкретных (адресных) заданий; <.. > ж) разрешение определенных действий (например, вы­дача лицензий, включая их приостановление или аннулирование); з) регистрация определенных действий; и) установление стандартов, квот и т. п.; к) ограничение определенных действий»1 и др.

2) экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т. д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. од­новременно могут иметь властно-распорядительный характер и эко­номическое содержание.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о ква­лификации этих способов. Более того, иногда они именуются не спо­собами, а методами. Одни авторы указывают на существование уни­версальных методов применительно к любой деятельности -убежде­ния и принуждения2, другие считают, что административные и эконо­мические методы - «это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы»3. Тем не менее представ­ляется, что метод-это более общая категория, объединяющая конк­ретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.