§ 4. Правовой режим иностранных инвестиций
Основной показатель отношения конкретного государства к возможности допущения иностранных инвестиций в экономику - это правовой режим, который определяет:
порядок и сферу помещения иностранного капитала;
- порядок налогообложения;
условия перевода за пределы страны-реципиента прибыли (дохода) и иного капитала;
гарантии прав и льготы иностранным инвесторам;
- ограничения, связанные с капиталовложениями в ряд отраслей экономики;
- порядок разрешения инвестиционных споров. Установление того или иного режима влечет за собой довольно
важные последствия. Принято различать два вида правовых режимов:
- обыкновенный (национальный). Он закреплен в ст. 79 ИК, в соответствии с которой правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев ограничительного или стимулирующего характера, определенных ИК;
привилегированный (режим наибольшего благоприятствования) предусматривает дополнительные налоговые, таможенные и иные льготы (привилегии) при вложении инвестиций в определенные отрасли экономики или на определенных территориях.
Рассмотрим изъятия из национального правового режима иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условий деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц.
Изъятия ограничительного характера, касающиеся прав иностранных инвесторов на осуществление вложений в определенных сферах, впервые установлены ст. 78 ИК. Указанная статья вводит запрет на иностранные инвестиции в сферах:
обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;
- изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Несмотря на отсутствие аналогичных запретов в ранее действовавшем законодательстве об иностранных инвестициях, они фактически существовали, поскольку Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» предусматривает, что субъекты предпринимательской деятельности, продукция, имущество, связанные с вышеперечисленными сферами деятельности, могут находиться исключительно в собственности Республики Беларусь. Более того, указанный Закон содержит запрет на иностранные инвестиции в имущество предприятий по добыче, переработке руд ценных металлов и камней, каменных руд, метрополитен и городской электрический транспорт, предприятий по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты и т.д. Все эти объекты могут находиться лишь в собственности Республики Беларусь, т.е. ни иностранные, ни даже национальные инвесторы негосударственной формы собственности и административно-территориальные единицы Республики Беларусь не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на них. Но такие объекты в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, могут быть объектами концессий.
Хотя ст. 78 И К содержит закрытый перечень сфер, в которых запрещаются иностранные инвестиции, Закон «Об объектах, находящихся только в собственности Республики Беларусь» его дополняет. Как было указано ранее, такая ситуация возможна, поскольку данный Закон принят в развитие положений ч. 6 ст. 13 Конституции и в силу этого является программным Законом.
Ограничения для иностранных инвесторов установлены также в сферах страховой и банковской деятельности. Так, п. 32 Декрета Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь»1 предусматривает, что квота иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций Республики Беларусь не должна превышать 30 процентов. Кроме того, страховые организации, являющиеся дочерними по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю (сумму долей) иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 %, не могут про-
водить страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с поставками для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Согласно ст. 90 БК, размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе определяется Национальным банком Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Национальному банку предоставлено право установления для банков с иностранными инвестициями ограничений в осуществлении банковских операций, если аналогичные ограничения установлены в соответствующих государствах в отношении деятельности банков с участием физических и юридических лиц Республики Беларусь.
Кроме перечисленных ч. 2 ст. 78 ИК также устанавливает ограничения, касающиеся иностранных инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь. Осуществление таких вложений требует согласия антимонопольного органа. Следует отметить, что антимонопольное законодательство Республики Беларусь не раскрывает содержания понятия «монопольное положение», поскольку оперирует понятием «доминирующее положение» (см. § 3 главы 13).
Изъятия стимулирующего характера предусматривают ряд государственных гарантий прав и защиты иностранных инвестиций, а также льгот, прежде всего экономических. Система гарантий включает:
-гарантии использования иностранным инвестором различных форм инвестиционной деятельности;
гарантии обеспечительного характера;
- гарантии правовой защиты.
ИК гарантирует право иностранного инвестора на осуществление на территории Республики Беларусь инвестиционной деятельности в любых формах, предусмотренных для национальных инвесторов. Иностранный инвестор вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, приобретать имущество или имущественные права, в частности, доли в уставном фонде юридического лица, недвижимость, ценные бума-
ги, права на объекты интеллектуальной собственности, концессии, оборудование, другие основные фонды.
ИК предусматривает также гарантию самостоятельного распоряжения, в том числе реинвестирования, на территории Республики Беларусь и беспрепятственного перевода за ее пределы прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности. Следует отметить, что такая гарантия не предусмотрена в отношении компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества, которая также гарантирована иностранному инвестору.
Обеспечительной является гарантия от неблагоприятных изменений актов законодательства, принятых после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшающих положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (стабилизационная оговорка). Неблагоприятные изменения выражаются в дополнительных либо увеличенных по сравнению с ранее существовавшими обязанностях, ограничении в правах либо лишении имевшихся прав. Мораторий на их применение в отношении иностранных инвесторов, коммерческих организаций с иностранными инвестициями и (или) иностранных инвестиций носит срочный характер и составляет 5 лет. Он не распространяется на изменение актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья граждан Республики Беларусь (ч. 2, 3 ст. 79 ИК). По мнению М. М. Богуславского, стабилизационная оговорка в любой ее форме имеет отношение к действию нормативных актов, регулирующих отношения между коммерческими организациями с иностранными инвестициями и государством, т. е. административно-правовых норм. Она ни в коем случае не должна касаться регулирования гражданско-правовых отношений. Принцип равенства участников имущественных отношений... подлежит соблюдению и в Договорных отношениях между коммерческими организациями с иностранными инвестициями и другими организациями страны-реципиента1.
Гарантии правовой защиты (ст. 9,12,13 И К) аналогичны гарантиям, предусмотренным для национальных инвесторов.
Наряду с гарантиями, неотъемлемой частью правового режима иностранных инвестиций являются льготы, которые представляют собой изъятия из национального режима стимулирующего характера В соответствии с ч. 2 ст. 77 ИК на льготы вправе претендовать те юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве основной цели своей деятельности. Такие организации признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями.
Система льгот включает:
1) освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления прибыли, включая первый прибыльный год, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов. Указанная льгота распространяется лишь на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, за исключением торговой и торгово-закупочной деятельности. Указанная льгота применяется вне зависимости от каких-либо условий, например, формирования уставного фонда в определенном объеме, что было предусмотрено ранее действовавшим законодательством об иностранных инвестициях;
2) уменьшение ставки налога на прибыль на 50 процентов еще на срок до трех лет для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, если эти организации производят особо важную для Республики Беларусь продукцию, включенную в Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 августа 2002 г. № 1146 «Об утверждении Перечня особо важной для республики продукции, при производстве которой коммерческие организации с иностранными инвестициями применяют на срок до трех лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50 процентов»1. Словосочетание «еще на срок до трех лет» обозначает, что к трем годам освобождения от налога на прибыль добавляются еще три года его уплаты по ставке 50 процентов, т. е. указанная льгота предоставляется лишь тем коммерческим организациям с иностранными инвестициями, которые уже пользовались льготой
по полному освобождению от налога на прибыль;
3) освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями при условии, что эти товары: а) относятся к основным производственным фондам; б) не являются подакцизными; в) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, а в случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого общества, и в случае увеличения размеров уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о подписке на акции.
Часть 5 ст. 91 ИК предусматривает обязанность коммерческой организации с иностранными инвестициями уплатить налоги за тот период, в течение которого она была освобождена от их уплаты, в случае если такая организация ликвидируется в период ее освобождения от уплаты налогов или в течение трех лет после истечения срока освобождения от уплаты налогов. В данной норме имеется в виду период освобождения от уплаты налога на прибыль и период, когда коммерческая организация с иностранными инвестициями имела льготу по уплате налога на прибыль в размере 50 процентов, т.е. коммерческая организация с иностранными инвестициями, выпускающая особо важную продукцию, для освобождения от указанной выше обязанности должна осуществлять свою деятельность не менее девяти лет, а выпускающая иную продукцию (работы, услуги) собственного производства - не менее шести лет;
4) право без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства при условии, что доля иностранного участника в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями составляет более 30 процентов;
5) право без лицензии импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства вне зависимости от доли иностранного участника в уставном фонде коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
Экспорт продукции (работ, услуг) несобственного производства и
импорт товаров не для собственного производства в соответствии с ч.З ст. 92 ИК осуществляются коммерческими организациями с иностранными инвестициями в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь, т.е. в общем порядке, предусмотренном для любых юридических лиц Республики Беларусь.
Этот порядок установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 440 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров»1, Указанным Постановлением утверждены перечни товаров: а) экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями, выдаваемым в установленном порядке Министерством торговли; б) экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли; в) импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства торговли; г) экс порт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в Министерстве торговли. Перечисленные перечни товаров являются исчерпывающими и могут изменяться только на основании соответствующих решений Совета Министров Республики Беларусь.
Исходя из нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 92 ИК на коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного участника превышает 30 процентов, не распространяются ограничения указанного Постановления в отношении экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства, а на все коммерческие организации с иностранными инвестициями - ограничения в отношении импорта продукции (работ, услуг) собственного производства. Порядок отнесения продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства определяется Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. №1817.
В соответствии с п. 6 указанного Положения принадлежность к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представителями и филиалами в порядке, установленном Инструкцией о порядке оформления и выдачи
сертификатов продукции собственного производства и Инструкцией о порядке оформления и выдачи сертификатов работ и услуг собственного производства, утвержденными Постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Минэкономики, Министерства по налогам и сборам от 31 января 2002 г. № 1/30/61. В соответствии с указанными Инструкциями сертификат выдается после проведения экспертизы на основании акта экспертизы, подтверждающего отнесение продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства. Экспертиза проводится Белорусской торгово-промышленной палатой. Сертификат действителен в течение одного года с даты его выдачи. В зависимости от условий срока действия договоров и соглашений о пользовании имуществом, сроков действия специальных разрешений (лицензий) на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), фактического формирования уставного фонда, условий поставки сырья, материалов и комплектующих срок действия сертификата может быть сокращен, о чем указывается в сертификате;
6) право устанавливать размер амортизационных отчислений на восстановление, отличный от норм и порядка, предусмотренных для юридических лиц Республики Беларусь, если это предусмотрено учредительными документами коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
7) право самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров (работ, услуг). В соответствии с подп. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь № 285 предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями, не применяются;
8) право самостоятельно распоряжаться выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Данную льготу могут применять коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставно'м фонде которых доля иностранного инвестора составляет более 30 процентов. На такие организации не распространяется требование об обязательной продаже час-
ти валютной выручки, которое установлено Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 1997 г. № 311 «О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты»1;
9) право работников коммерческих организаций с иностранными инвестициями на получение заработной платы в иностранной валюте и ее перевод за границу.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций