logo search
ПРХД Вабищевич

§ 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции

Конкуренция-явление многогранное и многозначное. Многогран­ность конкуренции объясняется тем, что она проявляется практи­чески во всех видах человеческой активности. Многозначность кон­куренции обусловлена тем, что она являясь экономической и юри­дической категорией, имеет несколько значении. Ее называют ме­ханизмом осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями, основным механизмом рыночной эконо­мики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом, стержнем рынка, главным двигателем современ­ной торговли. Каждая из приведенных характеристик верно отража­ет те или иные стороны этого сложного явления1. Действительно, на сегодняшний день нет таких методов воздействия на мотивацию предпринимательской деятельности в целом, качество производи­мых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, ценообразо­вание и другие составляющие процесса хозяйствования, как конку­ренция. ^С экономической точки зрения конкуренцию рассматривают как:

1) особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:

наличием большого числа независимых покупателей и про­давцов товара;

свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его;

2) постоянно действующий механизма соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;

3) элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распре-1 делить имеющиеся хозяйственные ресурсы1.

Антимонопольное законодательство определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 5 ст. Ш Закона о противодействии монополистической деятельности).

Как видим, конкуренция -это общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования. В свою очередь, конкуренция является регулятором отношений между субъектами предпринимательской деятельности. Как было указано ранее, предмет правового регулирования включает субъекты, объекты и социальные факты, с которыми связано возникновение общественных отношении.

Субъектами конкуренции являются, как указано в ее определе­нии, хозяйствующие субъекты, под которыми понимаются физичес­кие и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности). На наш взгляд, нельзя относить к хо­зяйствующим субъектам лиц, имеющих право на осуществление предпринимательской деятельности. Хозяйствующий субъект - это субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность т.е. активный субъект. Право на осуществление предпринимательской деятельности -это элемент гражданской правоспособности (СШ 17 ГК), и лицо, обладающее таким правом - а таким правом облада­ет любой гражданин с рождения (п. 2 ст. 16 ГК), - будучи пассив­ным, хотя и потенциальным субъектом предпринимательской дея­тельности, не может участвовать в состязательности, предполагаю­щей активное поведение. Возникает также вопрос в отношении иных субъектов предпринимательской деятельности». В определении хозяйствующих субъектов ничего не сказано об иностранных юриди­ческих лицах, а также образованиях, не имеющих статуса юриди­ческого лица, но по своей сущности способных оказывать самое непосредственное воздействие на состояние конкуренции на том или ином товарном рынке. Имеются в виду ФПГ, для государственной регистрации которых необходимо согласие антимонопольного орга­на. Но ФПГ также нельзя относить к субъектам гражданского права. И, наконец, участниками товарного рынка являются субъекты предпринимательской деятельности, производящие товары, выпол­няющие работы, оказывающие услуги. Нет смысла называть их хо­зяйствующими субъектами. Следовательно субъекты конкурен­ции - это коммерческие организации, в том числе иностранные, и их объединения, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные пред­приниматели.

В качестве объекта конкуренции выступают общие условия об­ращения товаров на рынке.

Юридической предпосылкой возникновения конкуренции являет­ся свобода предпринимательской деятельности, закрепленная в ч. 2 ст. 13 Конституции. И здесь конкуренция опять проявляет себя с другой стороны. По мнению Э. С. Жилинского, «Свобода предпри­нимательства является таковой лишь внешне, а по существу она обязательно детерминирована, с чем не могут не считаться хозяй­ствующие субъекты. И такой детерминантой предпринимательства и поведения его субъектов служит конкуренция»1.

Конкуренция, как и любое явление общественной жизни, не воз­никает в один момент. Для того чтобы стать неотъемлемым атрибу­том рынка, возникнув, она должна пройти определенный путь ста­новления. Кроме того, учитывая объективное существование пря­мой противоположности конкуренции-монополистической деятель­ности, она (конкуренция) нуждается в постоянной защите со сторо­ны государства. Осознание этого факта привело к формированию антимонопольного законодательства.

Такое законодательство в зарубежных странах существует уже более ста лет. Традиционно различают американскую и европейс­кую модели антимонопольного законодательства. Первая используют принцип противоправности всех монополий. Вторая модель на­правлена на противодействие монополистической деятельности, обеспечение контроля за монополистами, сами же монополии (точ­нее некоторые их виды) санкционируются государством. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь относится ко второй модели и включает:

1. Закон о противодействии монополистической деятельности. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. Специфика Закона о противодействии монополистической деятельности заключается в:

1) действии в пространстве и во времени. Он имеет экстерриториальный характер, т. е. применяется и в тех случаях, когда субъекты права, указанные в п. 1 ст. 3 Закона о противодействии монополистической деятельности, совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках (п. 4 ст.Я Закона о противодействии монополистической деятельности);

2) действии по кругу лиц. Данный Закон регулирует отношения! с участием хозяйствующих субъектов, государственных органов, их должностных лиц в процессе деятельности на товарных рынках

3) характере регулируемых отношений. Из сферы его действия I исключены:

а) отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышлен­ных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой им формации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также отно­шения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь;

б) отношения, связанные с монополистической деятельностью и, недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках;

в) отношения, связанные с монополистической деятельностью;; на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность.

2. Нормативные правовые акты, принятые антимонопольным органом. Они будут рассмотрены в следующих параграфах настоящей главы. Реализацию государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействию и развитию добросовестной конкуренции и за­щите прав потребителей, в том числе по предупреждению, ограни­чению и пресечению монополистической деятельности, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законода­тельства, включая формирование и ведение Государственного рее­стра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее поло­жение на товарных рынках, осуществляет Департамент антимоно­польной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь (далее -Департамент).

3. Договоры и соглашения, заключаемые в рамках СНГ. Их цель - восстановление единого экономического и правового простран­ства. Так, 12 марта 1993 г. в Москве подписано Соглашение о согла­совании антимонопольной политики государств-участников СНГ, в соответствии с которым согласованные действия по предупрежде­нию, ограничению, пресечению монополистической деятельности и развитию конкуренции рассматриваются как необходимое условие расширения торгово-экономических отношений. Согласование ан­тимонопольной политики осуществляется государствами на основе совместных действий, принципов и правил, добровольно принятых на себя обязательств, равенства прав и ответственности. Во испол­нение названного Соглашения 23 декабря 1993 г. в Ашхабаде зак­лючен развернутый Договор о проведении согласованной антимоно­польной политики. Ст. 3 этого Договора устанавливает общие прави­ла конкуренции хозяйствующих субъектов, действующих на терри­тории стран Содружества. С целью практической реализации дого­вора учрежден особый наднациональный орган - Международный совет по антимонопольной политике, разработано и утверждено По­ложение о нем.