logo search
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

87. Теория общественного договора

Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в философии Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.). Од¬нако основной период разработки теории общественного договора лежит между публикацией «Левиафана» Гоббса (1651 г.) и трудом Канта «Метафи¬зические элементы справедливости» (1797 г.). Сторонниками этой теории бы¬ли Гроций, Спиноза, Локк, Руссо. В России ее представителем был Алек¬сандр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.).

В рамках целостной социально-политической доктрины положения тео¬рии общественного договора были разработаны Жан-Жаком Руссо (1712—1778 гг.) в главном труде его жизни - трактате под названием «Об об¬щественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.) и в ис¬торическом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенст¬ва между людьми» (1754 г.).

К основным положениям теории общественного договора можно отнести следующие:

- каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состо¬янии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

- основанием права могут служить только договоры и соглашения. В про¬тивовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политическо¬го, то есть основанного на договорах;

- основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглаше¬ния: законная власть возникает в результате добровольного соглашения сво¬бодных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

- в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечива¬ют объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), инте¬ресы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

- по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он не¬отчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

- сущность теории общественного договора заключается в передаче влас¬ти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над все¬ми его членами;

- во всех формах правления суверенитет и законодательная власть при¬надлежат всему народу, который является источником власти;

- всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. «Таким образом, - подчеркивал он, - я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». Народный суверенитет - основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления - республика, тогда как форма организации управления может быть различной - монархией, аристократией или демократией, в зави¬симости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в усло¬виях народовластия «даже монархия становится республикой»;

- народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естест¬венную свободу;

- подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разде¬ления властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею раз¬граничения функций органов государства.

В действительности общественный договор никогда не заключался. Види¬мо, прав Г.Ф. Шершеневич, когда замечает, что теорию общественного дого¬вора следует оценивать не с точки зрения исторической действительности, а как определенный методологический прием. «Для них (сторонников этой те¬ории. - В.П.) не важно, - пишет Шершеневич, - было ли так в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество, если пред¬положить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным обществен-ными узами».

Вместе с тем теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государствен¬ность Соединенных Штатов Америки.