§ 3. Понятие и виды монополистической деятельности
Согласно ст. 4 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности, монополистическая деятельность - противоречащие Закону действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей
Эта деятельность противоправная, т.е. является правонарушением. Как известно, всякое правонарушение имеет определенный со-1 став, т. е. совокупность таких элементов, как объект, объективная \ сторона, субъект, субъективная сторона.
1) Объект монополистической деятельности как правонарушения. Выделяют общий, родовой и непосредственный объект. Общим объектом выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности; родовым объектом - общественные отношения, складывающиеся на товарном рынке. Непосредственным объектом является сама конкуренция, а также права, свободы ' и законные интересы потребителей.
2) Объективная сторона монополистической деятельности как правонарушения. Элементами объективной стороны любого! правонарушения является: деяние, вред, причиненный деянием, причинная связь между деянием и наступившим вредом. Сложный состав непосредственного объекта определяет формально-материальный состав правонарушения. Так, если непосредственным объектом выступает конкуренция, то для квалификации деятельности как монополистической не требуется наличие неблагоприятных последствий, причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом, если таковой последовали Достаточно установить цель правонарушения - недопущение ограничение или устранение конкуренции. Если же в качестве непосредственного объекта выступают права, свободы и законные интересы потребителей, то при установлении состава монополистической деятельности необходимо доказать наличие вреда. Закон о противодействии монополистической деятельности! содержит полный перечень видов монополистической деятельности. При этом в пределах каждого из них действия (бездействия), выражающие монополистическую деятельность, могут быть самыми различными.
3) В качестве субъектов монополистической деятельности могут выступать хозяйствующие субъекты и государственные органы. Специфика субъекта определяет состав правонарушения в целом, т. е. исключает такой элемент, как субъективная сторона.
Если в основу классификации монополистической деятельности положить субъектный состав ее участников, то можно выделить: монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов; монополистическую деятельность государственных органов. Разновидности монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:
1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.
Такую деятельность субъекты хозяйствования могут осуществлять самостоятельно либо совместно с другими субъектами хозяйствования. При этом не требуется, чтобы субъект хозяйствования был внесен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (далее - Реестр). Достаточно установления факта доминирования на соответствующем товарном рынке. Для уяснения сущности данного вида монополистической деятельности необходимо выяснить, что представляет собой доминирующее положение.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. В данном определении указан качественный признак доминирующего положения - исключительность положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, которое дает возможность совершать указанные действия. При этом возникает вопрос: что значит «возможность оказывать решающее влияние на соответствующем товарном рынке» и «затруднение доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам». Указанные формулировки имеют описательный характер и для их практического применения необходимо установление конкретных параметров. В качестве таковых действуют количественные признаки доминирующего положения. Они определяются долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке, т. е. количественной оценкой положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемой как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном Рынке (под п. 5 ч. 2 п. 1 Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь 28 апреля 2000 г. № 81). Если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную в Приложении к указанной Инструкции, его положение признается доминирующим. Например, для хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления предельная величина, устанавливающая факт доминирования, составляет 35 %, т. е. если доля такого субъекта превышает 35 %, его положение признается доминирующим. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров производственно-технического назначения такая доля составляет 45 %. Кроме того, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченный республиканский орган государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, установит, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим (п. 3 ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности). Данное обоснование имеет еще более пространный характер. Сразу же возникает вопрос - как перевести на язык конкретной правовой нормы такой критерий, характеризующий товарный рынок, как «стабильность доли хозяйствующего субъекта относительно размера принадлежащих конкурентам долей», где установлены «иные критерии», характеризующие товарный рынок?
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта! на соответствующем рынке является основанием для включения его в Реестр. Однако для констатации монополистической деятельности необходимо, чтобы хозяйствующий субъект злоупотребил доминирующим положением. Конкретные действия (бездействия), квалифицируемые как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, могут быть самыми разнообразными. Критерий отнесения тех или иных действий (бездействий) к рассматриваемому виду монополистической деятельности - наступление или возможность наступления результата в виде ограничения конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. В ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности содержится примерный перечень действий (бездействий), которые приводят или могут привести к указанному результату. Условно их к/южно разделить на две группы: - совершение хозяйствующем субъектом односторонних действий (внедоговорные); и совершение действий касающихся условий заключения договора (договорные).
Первую группу составляют действия, направленные на:
- создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижения) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
установление (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов. Во вторую группу входят такие действия, как:
заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
Перечисленные действия в исключительных случаях могут быть признаны антимонопольным органом правомерными в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь или по его поручению иным государственным органом и (или) судом, если хозяйствующий субъект докажет, что осуществление названной деятельности необходимо для исполнения предписаний актов законодательства, принятых (изданных) в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для точного и ней укоснительного исполнения соответствующих актов законодательства (п. 2 ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности).
2. Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.
В соответствии со ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности этот вид монополистической деятельности субъекты хозяйствования - конкуренты могут осуществлять в формах:
вступления в объединения или их создания;
заключения и осуществления в любой форме соглашений или согласованных действий;
• договоренности осуществлять или осуществления других видов координированной деятельности.
Перечисленные действия, осуществляемые на горизонтально/Л уровне, квалифицируются как монополистическая деятельность, если они имеют целью или результатом (могут иметь своим результатом)! - раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
необоснованное ограничение производства товаров, а также1 подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию) (п. 1 ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности).
На вертикальном уровне соглашения (согласованные действия) достигаются между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом. Подобные соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.
И, наконец, в п. 5 ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности содержится запрет на монополизацию производства или реализацию товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.
3. Стандартные условия сделок. Это любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте Договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих Эго условий. Условия таких сделок могут быть запрещены полностью или частично в соответствии с законодательством. Законодательство
также может устанавливать запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.
Монополистическая деятельность государственных органов в зависимости от количества участников может быть:
1) индивидуальной. Она выражается в принятии (издании) актов, совершении иных действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов; создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Кроме того, государственным органам запрещается:
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе на производство определенных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
незаконно ограничивать право хозяйствующих субъектов заключать сделки;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров, не предусмотренных законодательством;
- необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим' субъектам налоговые или другие льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на товарном рынке того же товара (п. 2 ст. 15 Закона о противодействии монополистической деятельности);
2) коллективной. Формами ее проявления являются соглашений' (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Целями заключения таких соглашений (согласованных действий) выступают:
раздел товарного рынка по территориальному принципу; гм видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах (п. 1 ст. 15 Закона о противодействии монополистической деятельности).
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций