§ 4. Порядок разгосударствления и приватизации
Декрет от 20 марта 1998 г. установил, что преобразование государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и выкуп арендными предприятиями арендуемого государственного имущества осуществляется на основании предложений коллективов работников этих предприятий.
Эти предложения согласуются:
по объектам, находящимся в республиканской собственности, -с соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами;
по объектам, находящимся в коммунальной собственности, -с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Решение о подаче предложений по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО и об образовании юридического лица принимаются на общих собраниях или конференциях работников данных предприятий простым большинством голосов. Организация проведения собрания (конференции) возлагается на руководителя предприятия и на орган, уполномоченный представлять интересы работников предприятия.
Если предприятие нуждается в финансовом оздоровлении и коллектив работников не ходатайствует о его преобразовании в ОАО, то инициатором такого преобразования может выступать Совет Министров Республики Беларусь- в отношении предприятий, находящихся в республиканской собственности, и соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган - в отношении предприятий, находящихся в коммунальной собственности.
Разногласия между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов рассматриваются:
по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек –Президентом Республики Беларусь;
- по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек – Советом Министров Республики Беларусь;
- по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек-Минэкономики (под п. 1.3. Декрета от 20 марта 1998г.).
В случае разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов (под п. 1.4. Декрета от 20 марта 1998г).
В соответствии с под п. 1.5. Декрета от 20 марта 1998 г. учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Минэкономики или его территориальные органы, объектов, находящихся в коммунальной собственности, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.
Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Минэкономики совместно с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а по объектам коммунальной собственности -соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в течение одного месяца со дня его поступления. Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение. Если принято положительное решение, в нем указываются сроки и условия проведения приватизации. Если же принимается решение об отказе в проведении приватизации, в нем должны быть указаны причины отказа. Ими могут быть только установленные законодательством ограничения или запрещение на приватизацию (ст. 15 Закона от 19 января 1993г.).
Порядок проведения работ по преобразованию государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО, порядок разработки, оформления и примерная форма проекта создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности утверждены специальными нормативными правовыми актами1.
Согласно п. 3 Положения о порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 9702 с послед, изм. и доп. проведение работ по созданию ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляется комиссией по преобразованию предприятия, в ОАО, отраслевой комиссией и комиссией по приватизации, создаваемыми органом приватизации.
Каждая из указанных комиссий имеет свою компетенцию и круг полномочий для ее реализации, определенных ст. 151,152,16 Закона от 19 января 1993г.
Окончательное решение о приватизации объекта государственной собственности принимается органом приватизации на основании заключения комиссии по приватизации. Одним из принципов приватизации является обеспечение широкой гласности приватизации. Поэтому в соответствии со ст. 18 Закона от 19 января 1993 г. не позднее чем за один месяц до продажи объекта или приватизации предприятия в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение о приватизируемом объекте. Сообщение должно содержать сведения об объекте и условия его продажи.
Лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации в сроки, указанные в информационном сообщении.
В процессе преобразования государственных унитарных и арендных предприятий в ОАО уставный фонд последнего формируется в соответствии с Положением о порядке формирования уставного фонда ОАО, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденным Приказом Мингосимущества от 29 мая 1996 г. № 128 в ред. Постановления Мингосимущества от 5 мая 2000 г. № 5 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке формирования уставного фонда ОАО, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности»1.
Пункт 3 указанного Положения устанавливает, что размер уставного фонда (капитала) ОАО, создаваемого в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, определяется по балансовой стоимости объекта на первое января текущего года исходя из результатов инвентаризации и оценки активов и пассивов в установленном порядке. ОАО, уставный фонд которого меньше определенной законодательством минимальной величины, обязано в течение пяти лет с даты его государственной регистрация довести этот фонд до установленного размера (под п. 1.19 Декрета от 20 марта 1998 г.).
Процесс разгосударствления предприятия считается завершенным в момент государственной регистрации ОАО, созданного в его результате.
Правовое положение ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, отличается рядом особенностей. Их создание и деятельность регулируется специальным законодательством о разгосударствлении и приватизации. Нормы об АО как общеправовом явлении применяются к ним субсидиарно. Допуская акционирование государственных унитарных и арендных предприятий, государство оставляет за собой ряд прав на участие в управлении созданными в результате этого ОАО. Одно из таких правил основывается, в частности, на «.золотой акции»^. Она дает право представителям государства участвовать в работе органов управления ОАО, в т. ч. общего собрания, но без права решающего голоса. Суть «золотой акции» в том, что она дает право вето при принятии решения по таким вопросам, как:
реорганизация акционерного общества;
ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
изменение уставного фонда и использование чистой прибыли общества;
совершение (согласование) сделок, входящих в компетенцию органов управления общества;
образование (изменение состава) исполнительных органов акционерного общества и досрочное прекращение их полномочий (п. 5 Порядка).
Другой способ сохранения прав государства на участие в деятельности ОАО, созданных в результате разгосударствления и приватизации, - это закрепление большей части акций общества (50 % плюс одна акция либо 25 % плюс одна акция) в государственной собственности на определенный срок.
Порядок проведения аукционов и конкурсов, права и обязанности их участников регулируются специальными нормативными правовыми актами2.
В соответствии с ч. 4 ст. 181 Закона от 19 января 1993 г. продажей объектов государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах. Аукцион может быть без условий и с условием. В первом случае от покупателя не требуется выполнение каких-либо условий, а во втором случае покупатель должен выполнить какое-либо из следующих условий:
сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест, выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью.
Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.
Продажа объекта государственной собственности по конкурсу означает его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену (ч. 5 ст. 181 Закона от 19 января 1993 г.). Действующее законодательство о разгосударствлении и приватизации, в частности Государственная программа, а также Декрет от 20 марта 1998 г. содержат правило, согласно которому при продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной минимальной заработной платы. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта (п. 1.16 Декрета от 20 марта 1998 г.).
Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.
Продажа принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности,
осуществляется Министерством экономики, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, — соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов.
Акции могут приобретаться:
- членами трудового коллектива и приравненным к ним лицам; юридическими и физическими лицами, которые представили инвестиционные проекты по развитию открытого акционерного общества, - на конкурсах и аукционах.
Акции АО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, могут размещаться иными способами, предусмотренными законодательством. При этом Декрет от 20 марта 1998 г. предусматривает для членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц льготную стоимость акций. Они продаются на 20 процентов ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую 100 минимальных заработных плат на дату государственной регистрации акций на одного покупателя. Данная льгота действует в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО.
В период безвозмездной приватизации до 50 процентов принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных, государственных унитарных и арендных предприятий, обмениваются в установленном порядке на именные приватизационные чеки «Имущество».
В соответствии с п.1.14. Декрета от 20 марта 1998 г.;выкуп арендным предприятием арендованного имущества государственного предприятия осуществляется на основе договора о выкупе. При приватизации объекта государственной собственности указанным способом также применяются льготы по оплате стоимости выкупаемого имущества.
Сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником. В течение десяти дней после подписания этот договор должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации, после чего к новому собственнику переходят права владения и пользования приватизированным объектом. Право распоряжения им появляется с момента выдачи свидетельства тем же органом приватизации.
Приватизированное предприятие регистрируется как вновь созданное и относится к негосударственной форме собственности.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций