logo search
Вопросы и ответы - Теория государства и права / Новая папка / учебник по ПТГП

72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата

Термин «государственный аппарат» в отечественном государствоведении употребляется в двух значениях. В широком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается в литературе, в этом случае понятие «государственный ап¬парат» равно по объему понятию «механизм государства». Вместе с тем, ду¬мается, что для обозначения всей системы органов государства и должност¬ных лиц термин «механизм государства», несмотря на его традиционность, не очень подходит: «механизм» есть совокупность динамических закономернос¬тей, последовательно обусловливающих функционирование или развитие то¬го или иного явления, и это понятие в большей степени подходит для харак¬теристики динамики государства - закономерностей работы его частей, тех или иных подсистем, их взаимодействия друг с другом, общих закономерно¬стей функционирования государства.

В узком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсисте¬ма органов государственного управления - исполнительно-распорядитель¬ный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат.

Наряду с органами государственного управления (органами исполнитель¬ной государственной власти) в системе органов государства выделяют зако¬нодательные (представительные) органы государственной власти, судебные органы (органы судебной государственной власти), органы прокуратуры. Иногда в самостоятельную группу выделяют «силовые» органы: армию, поли¬цию, органы безопасности и т. п. Правильнее, видимо, их включать в госу¬дарственный аппарат (систему органов государственного управления).

Следует иметь в виду, что система органов государства - это еще не все государство. В целом государство состоит из государственных организаций. К государственным же организациям относятся:

а) органы государства;

б) государственные учреждения;

в) государственные предприятия.

Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, админи¬страции этих предприятий и учреждений включаются в общую систему госу¬дарственных органов.

Нужно обратить внимание на то, что в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.

Наряду с государственными органами выделяют должностных лиц госу¬дарства. «Должностное лицо» - это не некое физическое лицо, а «индивиду¬альный» элемент государства, своего рода «индивидуальный орган», который занимает свое место в системе органов государства, имеет свою компетен¬цию. «Должностное лицо» можно понимать как ячейку в системе государст¬ва, которую на тот или иной период времени может занимать то или иное фи¬зическое лицо, по своим качествам соответствующее данной должности. Высшее должностное лицо России - Президент.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;

- государственный орган есть элемент государства;

- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;

- государственный орган есть разновидность государственной организации;

- от других государственных организаций государственный орган отлича¬ет то, что он наделен государственно-властными полномочиями;

- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;

- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от име¬ни государства;

- каждый государственный орган имеет свои функции.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, ле¬жащие в основе его построения и функционирования».

Говоря о принципах формирования и деятельности государственного ап¬парата, следует вести речь о них применительно ко всей системе органов го¬сударства. К таким принципам в литературе относят:

- принцип приоритета прав человека;

- принцип законности и конституционности в организации и деятельно¬сти государственного аппарата;

- принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государствен¬ных органов;

- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в дея¬тельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и по¬дотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

- принцип координации в деятельности государственных органов, выра¬жающийся в их взаимодействии «по горизонтали»;

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

- принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.