§ 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
Неблагоприятные последствия, предусмотренные имущественными санкциями, выступают в двух основных формах: возмещение убытков и уплата неустойки. Поскольку наиболее распространенным последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей являются убытки, их возмещение рассматривается как основная функция имущественных санкций и применяется во всех случаях нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Другие формы имущественных санкций, в частности, уплата неустойки, применяются лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством или договором для конкретного правонарушения.
Сущность возмещения убытков как формы имущественных санкций заключается в том, что она направлена на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Эта цель достигается посредством передачи имущества из хозяйственной сферы правонарушителя потерпевшему.
Возмещение убытков применяется в случаях, когда субъект предпринимательской деятельности, права которого нарушены, понес убытки, представляющие собой отрицательные последствия имущественного характера. Они состоят из двух частей. Первая часть - реальный ущерб - включает в себя фактически понесенные расходы, а также расходы, которые должны были произвести для восстановления своего имущественного положения. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, иными доказательствами. В качестве таковых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг, договор, в котором определен размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и т. д.
Другая часть представляет собой несостоявшееся увеличение имущества субъекта предпринимательской деятельности и называется упущенной выгодой. Упущенная выгода включает в себя неполученные доходы, которые получил бы субъект предпринимательской деятельности, если бы его права в сфере предпринимательской деятельности не были бы нарушены. При этом размер упущенной выгоды определяется с учетом разумных затрат, которые понес бы субъект предпринимательской деятельности, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Законодательство придерживается принципа полного возмещения убытков, т. е., по общему правилу, возмещению подлежит как реальный ущерб, так и упущенная выгода. Однако отдельные нормативные правовые акты предусматривают ограниченную ответственность. В частности, п. 11 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г.,1 указывает, что возмещению подлежит ущерб, нанесенный субъекту хозяйственной деятельности в виде произведенных им расходов, утраты или повреждения его имущества.
В соответствии со ст. 311 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка является наиболее приемлемой формой имущественной санкции, поскольку: ее размер определяется предварительно; основанием ее взыскания является сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства;
она взыскивается независимо от убытков, что освобождает от необходимости доказывания их факта и размеров;
размер неустойки может дифференцироваться по усмотрению сторон.
В зависимости от порядка установления различают договорную (устанавливается соглашением сторон правоотношения) и законную, (устанавливается в нормативных правовых актах) неустойку. Сл дует отметить, что предприниматель вправе требовать уплаты неустойки, установленной законодательством, даже если такая обязанность не предусмотрена соглашением сторон.
Штраф и пеня как разновидности неустойки различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно, определяется в твердой денежной сумме либо в процентах к определенной величине. В хозяйственных отношениях штраф предусматривается за ненадлежащее качество реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и т.д.
Пеня применяется при просрочке исполнения обязательства и исчисляется в процентном отношении к невыполненной части обязательства за каждый день просрочки в отдельности. Пеня взыскивается, например, при просрочке внесения арендных платежей, оплате поставленной продукции, возврате суммы кредита и процентов по нему и т. д.
Поскольку основной функцией имущественных санкций является возмещение убытков, возникает вопрос о соотношении этой формы и уплаты неустойки. С этой точки зрения различают четыре вида неустойки:
1) зачетная - имеет место, когда предприниматель кроме неустойки может требовать возмещения убытков в части, не покрытой неустойкой, т. е. с зачетом неустойки;
2) штрафная -означает право предпринимателя требовать возмещения причиненных убытков в полном объеме;
3) исключительная - исключает возможность взыскания убытков;
4) альтернативная - предоставляет предпринимателю право взыскать либо убытки, либо неустойку.
В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК размер неустойки может быть уменьшен судом в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий суд может принимать во внимание и такие обстоятельства, которые не имеют прямого отношения к последствиям, например, цена товаров, работ, услуг, сумма договора и т. д. Критериями несоразмерности могут быть высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и т. д.
В сфере предпринимательской деятельности в качестве разновидности имущественных санкций применяется безвозмездное изъятие имущества правонарушителя в доход государства. Применение конфискационных санкций возможно только по решению уполномоченных государственных органов, например, в соответствии с п 5 Положения о регистрации доходы, полученные от деятельности субъектов хозяйствования, осуществляемой без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, либо не указанной в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке. Согласно п. 3 ст. 16 Закона о монополистической деятельности, прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, действующим на товарном рынке, в результате злоупотребления этим субъектом доминирующим положением на товарном рынке или заключения и осуществления в любой форме соглашений (согласованных действий) с другими хозяйствующими субъектами, ведущих к ограничению конкуренции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский (местный) бюджет. Такая же форма имущественных санкций предусмотрена ст. 9 Закона Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»1, под п. 1.9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»2.
По общему правилу, имущественная ответственность в форме возмещения убытков или уплаты неустойки наступает при наличии вины. Как указывалось ранее, предприниматель, нарушивший обязательство, связанное с осуществлением им предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Следовательно, предприниматель в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности несет повышенную ответственность. Правило, установленное п. 3 ст. 372 ГК, имеет диспозитивный характер, т.к. законодательством или договором может быть предусмотрен иной подход к определению ответственности предпринимателя.
Следует обратить внимание на такую форму имущественных санкций, как уплата процентов за неисполнение денежных обязательств. В соответствии со ст. 366 ГК за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Данное правило очень актуально в условиях инфляции, т. к. делает неэффективным использование чужих денежных средств недобросовестными участниками хозяйственного оборота. Пока нет единого мнения по вопросу о правовой природе процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Одни авторы полагают, что указанные проценты представляют собой разновидность убытков1, другие относят их не к форме имущественных санкций, а рассматривают как плату за пользование чужими денежными средствами2, третьи квалифицируют их как законную неустойку3, четвертые же видят в них самостоятельную форму гражданско-правовой ответственности, не имеющую отношения ни к возмещению убытков, ни к уплате неустойки4.
Каждая из представленных точек зрения не бесспорна. В частности, если проценты за неправомерное пользование чужими средствами есть разновидность убытков, то почему они не применяются при неправомерном пользовании чужим имуществом? Этот же вопрос возникает при характеристике рассматриваемых процентов как платы за пользование чужими денежными средствами. На наш взгляд, проценты, предусмотренные ст. 366 ГК, наиболее близки по своей правовой природе к законной неустойке, хотя законодатель и не поместил правило о них в § 2 главы 23 ГК, в которой речь идет о неустойке.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций