§ 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
Заключение договоров в сфере предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом тех принципов, которые лежат в основе заключения гражданско-правовых договоров.
Основополагающим принципом заключения договора, закрепленным в ГК в качестве принципа гражданского законодательства в целом, является свобода договора. Свобода договора означает, что предприниматели свободны в заключении договора. Это означает, что предприниматели свободны в решении вопросов с кем, по поводу чего, в каком объеме вступать в договорные отношения. Какое-либо понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым на себя обязательством.
Изданного принципа есть исключения, обусловленные тем, что для одной из сторон заключение договора может быть обязательным.
Первым таким исключением является публичный договор, предусмотренный ст. 396 ГК. Анализ названной статьи позволяет выделить ряд признаков, свидетельствующих о том, что договор является не свободным, т. е. публичным, а именно:
1) одной из сторон договорного отношения обязательно должна быть коммерческая организация;
2) единственным или одним из видов деятельности, осуществляемых этой организацией, должна быть продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг;
3) деятельность коммерческой организации должна быть публичной, т. е. осуществляться в отношении каждого, кто обращается к организации (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, энергоснабжение, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.);
4) предметом договора должно быть реализуемое коммерческой организацией имущество, выполняемая работа или оказываемая услуга;
5) цена товаров, работ, услуг, а также другие условия договора устанавливаются одинаковыми для всех, кроме случаев предоставления по законодательству льгот отдельным категориям потребителей.
В случае необоснованного уклонения от заключения договора,
соответствующего всем перечисленным признакам, потребитель вправе в судебном порядке понудить коммерческую организацию заключить с ним договор, а также требовать возмещения причиненных убытков.
Вторым исключением является заключение основного договора, предусмотренного предварительным. Требования, которым должен соответствовать предварительный договор, установлены ст. 399 ГК. Если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, то другая сторона вправе требовать понуждения к заключению основного договора на условиях, определенных предварительным договором, и возмещения убытков.
Предварительные договоры необходимо отличать от встречающихся на практике (соглашений) протоколов о намерениях. Последние лишь закрепляют желание сторон вступить в договорные отношения в будущем. Несоблюдение соглашений (протоколов) о намерениях не влечет каких-либо правовых последствий1.
Третьим исключением является заключение договора с лицом, выигравшим торги. В случае уклонения одной из сторон от заключения такого договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (ч. 2 п. 5 ст. 418 ГК).
Четвертое исключение составляет государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, заключение которого обязательно для предприятий, являющихся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров (работ, услуг). При необоснованном уклонении поставщика-монополиста от заключения контракта он уплачивает государственному заказчику штраф в размере от 50 до 100 % стоимости товаров, работ, услуг, определенной в проекте контракта (под п. 1.2. Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»2;. Необоснованное уклонение государственного заказчика от заключения контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случае, когда заключение такого контракта является обязательным влечет наложение штрафа на руководителя государственного заказчика от 10 до 50 базовых величин (под п. 2.1.).
Второй принцип заключения договора, закрепленный в ГК, - это принцип законности договора. Поскольку договор в целом, и предпринимательский в частности, является разновидностью сделки, он, как и всякая общегражданская сделка действителен, если соответствует предъявляемым к нему требованиям законодательства. К условиям действительности общегражданских сделок относится: способность лиц, ее совершивших, к участию в сделке, единство воли и волеизъявления, соблюдение формы сделки, соответствие содержания сделки требованиям законодательства. Предпринимательский договор также должен соответствовать перечисленным требованиям. Порядок заключения предпринимательских договоров – установленная законом последовательность стадий, совершаемых посредством определенных действий, направленных на достижение соглашения сторон и именуемых способами заключения договора.
Учитывая положения главы 28 ГК, можно выделить следующие способы заключения договора в сфере предпринимательской деятельности: общий порядок заключения договора, заключение договора в обязательном порядке, заключение договора путем присоединения, заключение договора на торгах.
Заключению договора, как правило, предшествуют так называемые преддоговорные контакты. Они устанавливаются с целью выявления истинных намерений контрагентов, их финансовых возможностей, определения цены будущего договора с учетом затрат, разработки проектно-технической, сметной и иной документации, согласования иных аспектов, необходимых для заключения и исполнения договора.
По общему правилу, договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 402 ГК). Процесс достижения согласия проходит две обязательные стадии: направление одной стороной оферты и получение акцепта стороной, направившей оферту.
Особенности заключения договора в сфере предпринимательской деятельности объясняются тем, что в рассматриваемой сфере первой стадии (направление оферты) иногда предшествует реклама, а также часто используется публичная оферта.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе»1 рекламой признается - распространяемая в
любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как предложение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Публичная оферта представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ст. 407 ГК).
В соответствии со ст. 408 ГК совершение лицом, получившим оферту (в т.ч. и отозвавшемся на публичную оферту), действий по выполнению указанных в оферте условий договора (отгрузка товара, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) признается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указанно в оферте. При этом достаточно, чтобы действия были направлены на частичное выполнение этих условий, но обязательно в срок, установленный оферентом для акцепта (ч. 1 п. 4 Постановления Пленума ВХС от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»1 (далее - Постановление ВХС от 16.12.99. №16)).
Правила, установленные ст. 415 ГК, применяются при заключении договора в обязательном порядке, т. е., когда заключение договора является обязательным для одной из сторон в силу законодательства. Обязанная сторона может либо выступать в роли лица, получившего предложение заключить договор, либо сама направляет другой стороне предложение о его заключении. Сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в течение тридцати дней со дня получения оферты рассмотреть ее и направить другой стороне извещение об акцепте, с момента получения которого другой стороной договор считается заключенным, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), либо извещение об отказе от акцепта.
Сторона, получившая извещение об акцепте оферты на иных условиях, вправе либо известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо передать разногласия, возникающие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со пня получения такого извещения или истечения срока для акцепта. В случае получения извещения об отказе от акцепта, а также в случае неполучения ответа на оферту в установленный срок, оферент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В ситуации, когда обязанная сторона сама направляет проект договора, другая сторона вправе в течение тридцати дней направить ей извещение об акцепте, с момента получения которого обязанной стороной договор будет считаться заключенным, либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). В случае получения извещения об отказе от акцепта либо неполучения ответа на оферту в установленный срок, договор считается незаключенным, т. к. его заключение не является обязательным для стороны, получившей оферту. В случае получения протокола разногласий к договору, обязанная сторона должна в течение тридцати дней со дня его получения известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок, сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, который определяет условия, по поводу которых у сторон возникли разногласия. Если же сторона, направившая протокол разногласий, не обратится в суд, договор считается незаключенным.
Указанные выше правила о сроках применяются, если другие сроки не установлены законодательством или не согласованы сторонами.
Если обязанная сторона необоснованно уклоняется от заключения договора, она должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Некоторые особенности по сравнению с общим порядком заключения предпринимательского договора имеет заключение договора путем присоединения. Договор присоединения представляет собой договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 398 ГК). В качестве стороны, разрабатывающей такие формуляры или стандартные формы, выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сферах, связанных с массовым потреблением или совершением однотипных сделок. Заключение договора путем присоединения к предложенному договору в целом может быть обусловлено либо законодательным регулированием соответствующих договоров, условия которых определены императивными правовыми нормами и закреплены в формулярах или стандартных формах (договор страхования), либо отношениями с массовым потреблением (услуги связи, энергоснабжение, услуги транспорта и т.д.). Договор присоединения может быть расторгнут или изменен по требованию присоединившейся стороны по особым основаниям, которые сводятся к тому, что эта сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора (п. 2 ст. 398 ГК).
Указанные правила не применяются в отношении предпринимателей, т. е. требование о расторжении или изменении договора при наличии перечисленных в п. 2 ст. 398 ГК оснований, предъявленное стороной, присоединяющейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, удовлетворению не подлежит, если присоединяющаяся сторона (предприниматель) знала или должна была знать, на каких условиях заключается договор. Таким образом, договор присоединения, с одной стороны, увеличивает риск присоединяющейся стороны, являющейся предпринимателем, а с другой -упрощает процедуру заключения предпринимательских договоров1.
Особую процедуру представляет собой заключение договора путем проведения торгов. Такой способ применяется, в частности, при продаже имущества в процессе приватизации государственной собственности (ст. 181 Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности»), при размещении заказав на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд (ст. 7 Закона Республики
Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд»)1 и др. случаях, предусмотренных законодательством. На торгах может быть заключен любой договор, если иное не вытекает из его существа. Посредством проведения торгов может быть продано любое имущество как движимое, так и недвижимое, а также имущественные права. Сущность рассматриваемого способа заключения договора состоит в том, что договор заключается организатором торгов с лицом, выигравшим торги. Организатором торгов выступает собственник имущества, обладатель имущественного права или специализированная организация, действующая на основании договора с собственником имущества (обладателем имущественного права) от их имении или от своего имени. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее лучшие условия, а на аукционе -лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Аукционы и торги могут быть закрытыми и открытыми. В открытом аукционе или конкурсе может участвовать любое лицо, а в закрытом -только лица, специально приглашенные для этой цели.
Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Он возвращается также лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим их. Организатор торгов должен известить всех предполагаемых участников о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до их начала. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, оно утрачивает внесенный им задаток. Если же от подписания протокола уклоняется организатор торгов, то он обязан возвратить задаток в двойном размере и возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцатидневного срока или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае, когда одна из сторон уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Поскольку договор заключается на основе проведения торгов, его действительность зависит от действительности проведенных торгов. Если торги проведены с нарушением правил, установленных законодательством, они могут быть признаны недействительными по иску заинтересованной стороны, что является основанием для признания недействительным договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. В качестве заинтересованного лица могут выступать не только участники торгов, но и лица, которым было отказано в участии в торгах. Последствия недействительности договора определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 168 ГК и другими статьями ГК, в зависимости от допущенных нарушений.
Ст. 417-419 ГК предусматривают общие правила о проведении торгов. Им не могут противоречить специальные правила, которые детально регулируют порядок заключения некоторых договоров на основе торгов. Такие правила установлены, например, Положением об аукционах по продаже принадлежащих государству акций ОАО, утвержденные Приказом Мингосимущества от 10 июня 1998 г. № 88 (новая редакция Положения утверждена Постановлением Мингосимущества от 27 июня 2000 г. № 141 ).
По общему правилу, договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (консенсуальный договор). Однако если в соответствии с законодательством для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (реальный договор).
Если договор подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным с момента такой регистрации, а если необходимо нотариальное удостоверение и регистрация - с момента регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 403 ГК).
В процессе заключения договора между сторонами могут возникать разногласия (преддоговорные споры). Передача таких разногласий на разрешение суда возможна в случаях, когда, во-первых, заключение договора обязательно для одной из сторон и, во-вторых, стороны достигли соглашения об этом.
Существует две категории преддоговорных споров. Это споры о понуждении заключить договор и споры по условиям договора. Первые связаны с отказом либо уклонением одной из сторон от заключения договора и, как правило, имеют место при заключении договоров в обязательном порядке. В решении суда о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны должны заключить договор. Если же спор касается условий договора, то в решении суда излагается редакция каждого спорного условия (ст. 156 ХПК).
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций