§ 2. Правовое положение Национального банка
Банковскую систему Республики Беларусь возглавляет Национальный банк- центральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Он является правопреемником Национального банка Белорусской ССР, который был создан на базе Белконторы Госбанка СССР. Для характеристики правового положения Национального банка необходимо уяснить его статус. Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Получение прибыли не является основной целью деятельности. Имущество Национального банка находится в республиканской собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что сточки зрения организационно-правовой формы Национальный банк является учреждением (ст. 120 ГК), отличительной особенностью которого является характер его прав на используемое имущество. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 279 ГК). Такое соглашение закреплено в п. 35 Устава Национального банка, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»1 с послед, изм. и доп., в соответствии с которым ему предоставлено право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приобретать, а также продавать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование физическим или юридическим лицам или иным способом распоряжаться закрепленными за ним зданиями, сооружениями, жилыми помещениями, оборудованием, транспортными средствами, инвентарем, сырьем и другим имуществом.
С точки зрения целей деятельности и выполняемых функций Национальный банк является государственным органом специальной (функциональной) компетенции. Он обладает следующим признаками, присущими всем государственным органам в целом, а именно: 1) является автономной частью государственного аппарата;
2) осуществляет государственные функции, реализует публичный интерес;
3) действует от имени государства и в то же время от своего имени;
4) обладает собственной компетенцией;
5) несет ответственность перед государством за свою деятельность;
6) учреждается государством;
7) его положение, структура и деятельность регламентированы правом1.
Подтверждение того, что Национальный банк является государственным органом, служит положение ст. 68 БК и п. 29 Устава Национального банка, в соответствии с которым статус служащих Национального банка устанавливается законодательством Республики Беларусь об основах службы в государственном аппарате.
Таким образом, Национальный банк является особым организационным образованием. Во-первых, он является специальным государственным органом, во-вторых, как учреждение, он имеет право осуществлять банковскую деятельность, часть прибыли от которой направляется в доход республиканского бюджета в размере, установленном Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальная часть- на создание им резервного и иных фондов. Национальный банк не может выступать участником хозяйственных обществ иных юридических лиц, за исключением отдельных банков, организаций, работающих на рынке ценных бумаг, производящих межбанковские расчеты, финансирующих и (или) осуществляющих разработку и внедрение банковских технологий, а также международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах (ч. 1 ст. 47 БК). Учитывая соотношение терминов Учредитель и участник, вызывает вопрос запрет лишь на участие. Скорее всего перед нами техническая ошибка кодекса, пропустившего слово «учредителями» перед словом «участников».
Правовой статус Национального банка как государственного органа состоит из трех элементов2 :
1) предметно-целевого. Являясь средством осуществления публичной власти и действуя исключительно в интересах Республики Беларусь, Национальный банк преследует цели:
защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развития и укрепления банковской системы Республики Беларусь;
обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы (ст. 25 БК).
Для достижения перечисленных целей Национальный банк в соответствии со ст. 26 БК:
разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, БК и иными законодательными актами Республики Беларусь;
- осуществляет эмиссию денег; регулирует денежное обращение;
- регулирует кредитные отношения;
является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
осуществляет валютное регулирование, а также выполняет
ряд других функций;
2) организационно-структурного. Национальный банк образует единую централизованную организацию с вертикальной структурой управления. Она состоит из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище. Организациями Национального банка являются Пинский банковский колледж, республиканское унитарное предприятие «Белорусский межбанковский расчетный центр», республиканское унитарное предприятие «Центр банковских технологий». Высшим органом управления Национального банка является его Правление-коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Деятельностью Правления Национального банка руководит Председатель Правления Национального банка. Он также представляет Национальный банк как центральный банк Республики Беларусь. Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является совет директоров. Компетенция указанных органов определяется уставом Национального банка;
3) компетенции. Круг вопросов, которые вправе решать Национальный банк, можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля, надзора и т. д.), а также по отношению к другим субъектам банковской деятельности (регистрация и лицензирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и т.д.).
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций