logo search
ПРХД Вабищевич

§ 3. Правовое положение коммерческих банков

Банковская деятельность осуществляется многими организаци­ями, различающимися по наименованию, организационно-правовой форме, порядку управления, допустимым сочетанием осуществля­емых банковских операций и т. д. В юридической литературе и в законодательстве1 их называют иногда кредитные организации, в связи с чем возникает вопрос о соотношении понятий «банк» и «кре­дитная организация». Кредитная организация, исходя из смысла банковского законодательства, -общее понятие, которое включает банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 БК банком признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным бан­ком, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических и (или) юриди­ческих лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего име­ни и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юриди­ческих лиц.

После получения соответствующей лицензии банк вправе осу­ществлять такие банковские операции, как:

привлечение денежных средств физических и (или) юриди­ческих лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего име­ни и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юриди­ческих лиц;

открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

осуществление расчетного и (или) кассового обслужива­ния физических и юридических лиц, в том числе банков-коррес­пондентов;

валютно-обменные операции;

- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;

- привлечение и размещение драгоценных металлов и драго­ценных камней во вклады (депозиты);

выдача банковских гарантий;

- доверительное управление денежными средствами, драгоцен­ными металлами и драгоценными камнями;

- инкассация денежной наличности, валютных и других ценно­стей, а также платежных документов (платежных инструкций);

- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней; выпуск в обращение банковских пластиковых карточек; финансирование под уступку денежного требования (факто­ринг);

- предоставление физическим и юридическим лицам специаль­ных помещений или находящихся в них сейфов для хранения доку­ментов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоцен­ных металлов и драгоценных камней и др.).

Кроме перечисленных операций банк вправе осуществлять та­кие виды деятельности, как:

- поручительство за третьих лиц, предусматривающее испол­нение обязательств в денежной форме;

- приобретение права (требования) исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц;

операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоцен­ными камнями, не предусмотренные частью первой настоящей статьи;

финансовую аренду (лизинг);

операции с использованием банковских пластиковых карто­чек, за исключением финансирования под уступку денежного тре­бования;

консультационные и информационные услуги;

выпуск, продажу, покупку, учет, хранение ценных бумаг, вы­полняющих функции расчетного документа, и иные операции с эти­ми ценными бумагами, а также с ценными бумагами, подтверждаю­щими привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и на счета;

перевозку денежной наличности, валютных и других цен­ностей;

охрану принадлежащих банку объектов (денежных средств и иного имущества), а также охрану своих штатных работников;

иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

При этом ст. 15 БК подразделяет все банковские операции на следующие виды:

активные - банковские операции, направленные на предос­тавление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

пассивные - банковские операции, направленные на привле­чение денежных средств банками и небанковскими кредитно-финан­совыми организациями;

посреднические - банковские операции, содействующие осу­ществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов бан­ковских операций, являются универсальными. Банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских опе­раций, относятся к специализированным.

БК предусматривает возможность создание банка в двух орга­низационно-правовых формах акционерного общества и унитарно­го предприятия. Необходимо различать понятия «организационно-правовая форма организации» и «техническое название организа­ции». Банк, в частности, означает последнее, но не является само­стоятельной организационно-правовой формой. Банки создаются на основе любой формы собственности, предусмотренной ГК, в том числе с привлечением иностранного капитала.

Создание банка также включает следующие этапы:

1) инициатива создания;

2) подготовка учредительного документа;

3) формирование уставного фонда;

4) согласование наименования банка;

5) государственная регистрация.

Порядок государственной регистрации банков урегулирован Ин­струкцией о порядке государственной регистрации и лицензирова­ния деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых орга­низаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 1751 с послед изм. и доп. (далее - Инструкция).

Исходя из организационно-правовых форм, в которых может со­здаваться банк, его учредительным документом является устав который должен содержать в соответствии со ст. 73 БК:

наименование банка с учетом требований, установленных БК

указание на его организационно-правовую форму;

сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;

перечень банковских операций и видов деятельности, осуществляемых в соответствии с БК;

- сведения о размере уставного фонда;

сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, в частности, в уставе банка доя жен быть указан размер неденежной части уставного фонда (ч. 6 п 4 Инструкции).

Как и любая коммерческая организация, банк должен иметь уставный фонд, образующий имущественную базу его деятельности гарантирующий интересы его кредиторов и вкладчиков. Согласно п. 4 Правил регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 20011 № 1732 (далее - Правила), минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизуемого) банка определен в сумме, эквивалентной 5,0 млн евро. При этом предельный размер неденежной части уставного фонда для банка (небанковской кредитив финансовой организации) независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственно! регистрации и 10 процентов - в последующие годы (п. 7 Правил)- I

Средства, поступившие от учредителей (участников) в качестве вклада в уставный фонд, аккумулируются на временном счете, от­крываемом в Национальном банке или по согласованию с Нацио­нальным банком - в другом банке. Средства могут аккумулировать­ся на временных счетах в другом банке только при условии перево­да данных средств на эти счета через соответствующие корреспон­дентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь.

Минимальный размер уставного фонда должен быть сформиро­ван из денежных средств. Для формирования уставного фонда мо­гут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка, под которыми понимаются приобретенные за­конным способом денежные средства или иное имущество, принад­лежащие им на праве собственности либо в силу иного вещного права. Уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме к моменту государственной регистрации банка.

До подачи документов для государственной регистрации созда­ваемого (реорганизуемого) банка необходимо согласовать его наи­менование с Национальным банком.

Для государственной регистрации банка в соответствии с п. 4 Инструкции в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации, в котором должен быть указан перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия; устав банка;

выписка из протокола общего собрания учредителей (реше­ние собственника имущества) об утверждении устава банка и кан­дидатур на должности руководителей исполнительных органов и глав­ного бухгалтера банка;

документы, подтверждающие формирование уставного фон­да банка в полном объеме (выписка с временного счета). В случае внесения в уставный фонд денежных вкладов в иностранной валю­те, перерасчет иностранной валюты в официальную денежную еди­ницу Республики Беларусь осуществляется по официальному кур­су, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в Уставный фонд (дату поступления средств для зачисления на вре­менный счет);

копии учредительных документов и свидетельств о государ­ственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также

выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учре­дителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом; сведения об учредителях - физических лицах: копия трудо­вой книжки, заверенная по последнему месту работы, а для нерабо­тающих- справка органа службы занятости; копия пенсионного удо­стоверения, заверенная органом социального обеспечения по мес­ту жительства;

- справка налогового органа на суммы, подлежащие деклари­рованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учре­дительных документах;

анкеты кандидатур на должности руководителей исполнитель­ных органов и главного бухгалтера банка;

- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка: по каждому инвестору - копии платежных документов, подтверждающие внесение денежных вкладов в уставный фонд; акт оценочной комиссии, утвержденный собранием учредителей (уполномоченным органом банка), о стоимости неденежного вкла­да, вносимого в уставный фонд, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд иму­щества, проведенной в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь;

бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (рас­чет планируемых доходов, расходов и прибыли) за трехлетний период;

• документы, подтверждающие наличие технических возмож­ностей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка для осуществления соответствующих банков­ских операций: о наличии в банке средств телекоммуникации, ком­пьютерной техники и программного обеспечения, оборудования ох­ранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укреплен­ного кассового узла;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются сле­дующие документы:

нотариально удостоверенный учредительный договор банка;

- список учредителей (участников) с указанием размера их вкла-

да, количества акций, в том числе простых и привилегированных, и размера долей в уставном фонде банка.

Перечисленные документы представляются в одном экземпля­ре, за исключением устава банка, который представляется в двух экземплярах.

В соответствии с ч. 4 п. 4 Инструкции устав должен быть утвер­жден уполномоченным органом управления, что противоречит ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК, к положению которой отсылает ч. 1 ст. 73 БК. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК устав юридического лица утверж­дается его учредителями (участниками). Так, если банк создается в форме унитарного предприятия, его устав утверждается учреди­телем (собственником имущества), в то время как органом унитар­ного предприятия, согласно п. 4 ст. 113 ГК, является руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным соб­ственником органом.

Срок, в течение которого регистрирующий орган должен рас­смотреть представленные документы и принять решение о госу­дарственной регистрации банка или об отказе в его регистрации, составляет не более двух месяцев. В случае принятия решения о государственной регистрации банка Национальный банк в трехднев­ный срок уведомляет его учредителей. Для уведомления об отказе в государственной регистрации банка установлен пятидневный срок и письменная форма с указанием причин отказа. Последние пере­числены в ст. 82 БК. На основании решения о государственной регистрации отдел лицензирования Национального банка произво­дит соответствующую запись в ЕГР и выдает уполномоченному лицу свидетельство о государственной регистрации банка. Руко­водителю банка в определенном законодательством порядке вы­дается удостоверение установленного образца (п. 12 Инструкции). В пятнадцатидневный срок со дня внесения записи в ЕГР отдел лицензирования Национального банка сообщает данные о государ­ственной регистрации банка:

- Министерству финансов Республики Беларусь;

- Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;

- Инспекции Министерства по налогам и сборам по месту на­хождения банка;

республиканскому унитарному предприятию «Белорусский Межбанковский расчетный центр»;

Министерству юстиции Республики Беларусь. Банк может создавать филиалы (отделения), структурные под-

разделения, расчетно-кассовые центры, представительства.

Право на осуществление банковских операций банк приобретает со дня получения лицензии. Порядок и условия выдачи, отзыва и приостановления действия лицензий на осуществление банковских операций определены БК и Инструкцией. Национальный банк в со­ответствии со ст. 94 БК выдает следующие виды лицензий на осу­ществление банковских операций:

общую, которая дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации;

внутреннюю, которая дает банку право осуществлять указан­ные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;

- генеральную, дающую банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицен­зия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации. Данная лицензия может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностран­ного банка ранее указанного срока в порядке, установленном Наци­ональным банком;

разовую, дающую банку право осуществить отдельную бан­ковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выда­ется по заявлению банка в случае необходимости одноразового осу­ществления им отдельной банковской операции;

на привлечение во вклады средств физических лиц, которая дает банку право на осуществление следующих операций в бело­русских рублях и иностранной валюте: привлечение во вклады де­нежных средств физических лиц; открытие и ведение банковских счетов физических лиц; осуществление расчетного и (или) кассово­го обслуживания физических лиц. Лицензия на привлечение во вкла­ды средств физических лиц может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации;

на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, дающую банку право осуществлять ука­занные в ней операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Данная лицензия выдается по заявлению банка не ранее чем через три года с даты его государственной регистрации. Прекращение деятельности банка осуществляется путем его ликвидации по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда, Национального банка.

Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основания для ликвидации банка предусмотрены Положением о государственной регистрации. В десятидневный срок после получения согласия Национального банка орган, принявший решение о ликви­дации банка, создает ликвидационную комиссию, назначает ее пред­седателя, а также устанавливает в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка. Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества бан­ка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и вне­бюджетные фонды подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка. Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, предусмотренном законодатель­ством Республики Беларусь (ч. 5, 6, 7 ст. 103 БК).

Удовлетворение требований вкладчиков и кредиторов банка при ликвидации, за исключением случаев признания его экономически несостоятельным (банкротом), согласно ст. 105 БК, происхо­дит в следующем порядке:

в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью; во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию 1иментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате входных пособий;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;

- в шестую очередь удовлетворяются требования Националь­ного банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефи­нансирования;

- в седьмую очередь удовлетворяются в соответствии с зако­нодательством Республики Беларусь требования остальных кре­диторов.

Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГР.

В нынешних условиях особое значение приобретает обеспечение стабильности и финансовой устойчивости банков. Эта задача решается посредством формирования резервов (фондов), класси­фикации активов по степени их надежности, определения к погаше­нию сомнительных и безнадежных активов, создания резервов (фон­дов) на покрытие возможных убытков по ним, соблюдения экономи­ческих нормативов, перечень и численное значение которых уста­навливается Национальным банком.

Рассмотрев правовое положение банков, можно сделать вывод о том, что они имеют особую правовую природу. Деятельность бан­ков, исходя из ее предмета, во многом носит публично-правовой характер, не взирая на то, что они могут быть частными образовани­ями. Банк- не столько коммерческая структура, сколько учрежде­ние, выполняющее важнейшие публичные функции1.