§ 3. Правовое положение коммерческих банков
Банковская деятельность осуществляется многими организациями, различающимися по наименованию, организационно-правовой форме, порядку управления, допустимым сочетанием осуществляемых банковских операций и т. д. В юридической литературе и в законодательстве1 их называют иногда кредитные организации, в связи с чем возникает вопрос о соотношении понятий «банк» и «кредитная организация». Кредитная организация, исходя из смысла банковского законодательства, -общее понятие, которое включает банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 БК банком признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным банком, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
После получения соответствующей лицензии банк вправе осуществлять такие банковские операции, как:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;
- привлечение и размещение драгоценных металлов и драгоценных камней во вклады (депозиты);
выдача банковских гарантий;
- доверительное управление денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);
- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней; выпуск в обращение банковских пластиковых карточек; финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).
Кроме перечисленных операций банк вправе осуществлять такие виды деятельности, как:
- поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права (требования) исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц;
операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не предусмотренные частью первой настоящей статьи;
финансовую аренду (лизинг);
операции с использованием банковских пластиковых карточек, за исключением финансирования под уступку денежного требования;
консультационные и информационные услуги;
выпуск, продажу, покупку, учет, хранение ценных бумаг, выполняющих функции расчетного документа, и иные операции с этими ценными бумагами, а также с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и на счета;
перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
охрану принадлежащих банку объектов (денежных средств и иного имущества), а также охрану своих штатных работников;
иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
При этом ст. 15 БК подразделяет все банковские операции на следующие виды:
активные - банковские операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
пассивные - банковские операции, направленные на привлечение денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
посреднические - банковские операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, являются универсальными. Банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций, относятся к специализированным.
БК предусматривает возможность создание банка в двух организационно-правовых формах акционерного общества и унитарного предприятия. Необходимо различать понятия «организационно-правовая форма организации» и «техническое название организации». Банк, в частности, означает последнее, но не является самостоятельной организационно-правовой формой. Банки создаются на основе любой формы собственности, предусмотренной ГК, в том числе с привлечением иностранного капитала.
Создание банка также включает следующие этапы:
1) инициатива создания;
2) подготовка учредительного документа;
3) формирование уставного фонда;
4) согласование наименования банка;
5) государственная регистрация.
Порядок государственной регистрации банков урегулирован Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 1751 с послед изм. и доп. (далее - Инструкция).
Исходя из организационно-правовых форм, в которых может создаваться банк, его учредительным документом является устав который должен содержать в соответствии со ст. 73 БК:
наименование банка с учетом требований, установленных БК
указание на его организационно-правовую форму;
сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
перечень банковских операций и видов деятельности, осуществляемых в соответствии с БК;
- сведения о размере уставного фонда;
сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, в частности, в уставе банка доя жен быть указан размер неденежной части уставного фонда (ч. 6 п 4 Инструкции).
Как и любая коммерческая организация, банк должен иметь уставный фонд, образующий имущественную базу его деятельности гарантирующий интересы его кредиторов и вкладчиков. Согласно п. 4 Правил регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 20011 № 1732 (далее - Правила), минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизуемого) банка определен в сумме, эквивалентной 5,0 млн евро. При этом предельный размер неденежной части уставного фонда для банка (небанковской кредитив финансовой организации) независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственно! регистрации и 10 процентов - в последующие годы (п. 7 Правил)- I
Средства, поступившие от учредителей (участников) в качестве вклада в уставный фонд, аккумулируются на временном счете, открываемом в Национальном банке или по согласованию с Национальным банком - в другом банке. Средства могут аккумулироваться на временных счетах в другом банке только при условии перевода данных средств на эти счета через соответствующие корреспондентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь.
Минимальный размер уставного фонда должен быть сформирован из денежных средств. Для формирования уставного фонда могут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка, под которыми понимаются приобретенные законным способом денежные средства или иное имущество, принадлежащие им на праве собственности либо в силу иного вещного права. Уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме к моменту государственной регистрации банка.
До подачи документов для государственной регистрации создаваемого (реорганизуемого) банка необходимо согласовать его наименование с Национальным банком.
Для государственной регистрации банка в соответствии с п. 4 Инструкции в регистрирующий орган представляются:
заявление о государственной регистрации, в котором должен быть указан перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия; устав банка;
выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета). В случае внесения в уставный фонд денежных вкладов в иностранной валюте, перерасчет иностранной валюты в официальную денежную единицу Республики Беларусь осуществляется по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в Уставный фонд (дату поступления средств для зачисления на временный счет);
копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также
выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом; сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, а для неработающих- справка органа службы занятости; копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства;
- справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка: по каждому инвестору - копии платежных документов, подтверждающие внесение денежных вкладов в уставный фонд; акт оценочной комиссии, утвержденный собранием учредителей (уполномоченным органом банка), о стоимости неденежного вклада, вносимого в уставный фонд, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) за трехлетний период;
• документы, подтверждающие наличие технических возможностей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка для осуществления соответствующих банковских операций: о наличии в банке средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла;
- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:
нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
- список учредителей (участников) с указанием размера их вкла-
да, количества акций, в том числе простых и привилегированных, и размера долей в уставном фонде банка.
Перечисленные документы представляются в одном экземпляре, за исключением устава банка, который представляется в двух экземплярах.
В соответствии с ч. 4 п. 4 Инструкции устав должен быть утвержден уполномоченным органом управления, что противоречит ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК, к положению которой отсылает ч. 1 ст. 73 БК. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Так, если банк создается в форме унитарного предприятия, его устав утверждается учредителем (собственником имущества), в то время как органом унитарного предприятия, согласно п. 4 ст. 113 ГК, является руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным собственником органом.
Срок, в течение которого регистрирующий орган должен рассмотреть представленные документы и принять решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации, составляет не более двух месяцев. В случае принятия решения о государственной регистрации банка Национальный банк в трехдневный срок уведомляет его учредителей. Для уведомления об отказе в государственной регистрации банка установлен пятидневный срок и письменная форма с указанием причин отказа. Последние перечислены в ст. 82 БК. На основании решения о государственной регистрации отдел лицензирования Национального банка производит соответствующую запись в ЕГР и выдает уполномоченному лицу свидетельство о государственной регистрации банка. Руководителю банка в определенном законодательством порядке выдается удостоверение установленного образца (п. 12 Инструкции). В пятнадцатидневный срок со дня внесения записи в ЕГР отдел лицензирования Национального банка сообщает данные о государственной регистрации банка:
- Министерству финансов Республики Беларусь;
- Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;
- Инспекции Министерства по налогам и сборам по месту нахождения банка;
республиканскому унитарному предприятию «Белорусский Межбанковский расчетный центр»;
Министерству юстиции Республики Беларусь. Банк может создавать филиалы (отделения), структурные под-
разделения, расчетно-кассовые центры, представительства.
Право на осуществление банковских операций банк приобретает со дня получения лицензии. Порядок и условия выдачи, отзыва и приостановления действия лицензий на осуществление банковских операций определены БК и Инструкцией. Национальный банк в соответствии со ст. 94 БК выдает следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
общую, которая дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации;
внутреннюю, которая дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;
- генеральную, дающую банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации. Данная лицензия может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностранного банка ранее указанного срока в порядке, установленном Национальным банком;
разовую, дающую банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции;
на привлечение во вклады средств физических лиц, которая дает банку право на осуществление следующих операций в белорусских рублях и иностранной валюте: привлечение во вклады денежных средств физических лиц; открытие и ведение банковских счетов физических лиц; осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических лиц. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации;
на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, дающую банку право осуществлять указанные в ней операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Данная лицензия выдается по заявлению банка не ранее чем через три года с даты его государственной регистрации. Прекращение деятельности банка осуществляется путем его ликвидации по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда, Национального банка.
Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основания для ликвидации банка предусмотрены Положением о государственной регистрации. В десятидневный срок после получения согласия Национального банка орган, принявший решение о ликвидации банка, создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя, а также устанавливает в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка. Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.
Ликвидационная комиссия в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества банка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка. Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ч. 5, 6, 7 ст. 103 БК).
Удовлетворение требований вкладчиков и кредиторов банка при ликвидации, за исключением случаев признания его экономически несостоятельным (банкротом), согласно ст. 105 БК, происходит в следующем порядке:
в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью; во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию 1иментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате входных пособий;
в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;
в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;
- в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефинансирования;
- в седьмую очередь удовлетворяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь требования остальных кредиторов.
Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГР.
В нынешних условиях особое значение приобретает обеспечение стабильности и финансовой устойчивости банков. Эта задача решается посредством формирования резервов (фондов), классификации активов по степени их надежности, определения к погашению сомнительных и безнадежных активов, создания резервов (фондов) на покрытие возможных убытков по ним, соблюдения экономических нормативов, перечень и численное значение которых устанавливается Национальным банком.
Рассмотрев правовое положение банков, можно сделать вывод о том, что они имеют особую правовую природу. Деятельность банков, исходя из ее предмета, во многом носит публично-правовой характер, не взирая на то, что они могут быть частными образованиями. Банк- не столько коммерческая структура, сколько учреждение, выполняющее важнейшие публичные функции1.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций