89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
Одной из важнейших характеристик правового государства является его способность нести ответственность за свои решения и действия перед обществом и гражданином. Среди форм обеспечения такой ответственности называется судебный контроль. Создание в Украине системы административных судов как Неотъемлемой составляющей национальной системы судов и механизма защиты обеспечения прав и свобод граждан обусловливает актуальность исследования отдельных составляющих данного института. В частности, заслуживают внимания вопросы, связанные с определением характерных черт такого правозащитного инструмента, как административный иск и право на административный иск.
Право на обращение в административный суд с иском является частью права на судебную защиту, предусмотренное ст. 55 Конституции Украины. Согласно этой статье права и свободы человека и гражданина защищаются судом и каждому гарантируется право на обжалование в суде действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.
Сегодня вопрос реформирования судебной системы и развития института административной юстиции в Украине побуждают к выяснения особенностей судебной защиты прав субъектов публично-правовых отношений, в том числе и права на обращение в административный суд (ст. 104 КАС Украины).
Большинство ученых, Которые исследовавшему проблемы административного иска, утверждают, что понятие "право на обращение с иском в административный суд" и понятие "право на административный иск" могут быть признаны тождественными. Это объясняется тем, что административный суд Рассматривает дела в порядке искового производства, то есть для того, чтоб инициировать производство в административном суде, к нему возможно обратиться только с административным иском.
Статья 104 КАС Украины определяет круг лиц, имеющих право обратиться в административный суд за защитой в публично-правовых отношениях, и направлена на определение Четких границ этого права.
В общем виде право на административный иск можно определить как наличие предусмотренных нормами процессуального и материального закона фактов. Лицо, имеющее на это право, может требовать от конкретного суда вынесения решения о защите нарушенного права, а суд обязан вынести соответствующее решение. Понятие "право на административный иск" по своей структуре является достаточно сложным и рассматривается как неразрывное единство двух сторон: как право на иск в процессуальном смысле и право на иск в материальном смысле.
Право на иск в процессуальном смысле является правом на предъявления административного иска, то есть право на обращение в суд с требованием о защите.
Иными словами, процессуально-правовая сторона права на иск - это право на административный процесс независимо от его результата.
Право на иск в материальном смысле является правом на удовлетворение административного иска, т.е. на получение судебного защиты. Таким образом материально-правовая сторона права на административный иск - это право на положительное решение дела.
Обе эти стороны тесно взаимосвязаны, но достаточно самостоятельны. Право на предъявления административного иска отличается от права на его удовлетворение по содержанию, основаниям, субъектами и юридическими последствиями.
По содержанию право на предъявления административного иска является правом на деятельность административного суда Относительно его рассмотрения, то есть право на получение судебного решения независимо от его содержания. Право на удовлетворение административного иска как право на позывные решения дела представляет собой право на получение положительного решения по делу.
Следующая различие обусловлено характером оснований возникновения и реализации истцом права на предъявления административного иска и права на его удовлетворение. Возникновение и реализация истцом права на предъявления административного иска, т.е. процессуально-правовая сторона права на иск, обусловлена исключительно фактами процессуального характера. Это факты, от которых зависит рассмотрение административного дела, поэтому процессуальные факты не могут повлиять на рассмотрение дела по существу. К процессуальным фактов, Которые определяют лишь возможность, но не результат рассмотрения судом административного иска, относятся, например, наличие в сторон административно-процессуальной правоспособности и дееспособности, подсудность дела административному суда. А Относительно права на удовлетворение административного иска, то его возникновения, а также реализация истцом указанного права обусловливается как материально-правовыми, так и процессуальными фактами.
Право на предъявления административного иска отличается от права на его удовлетворение по субъектам. Наличие в заинтересованно лица права на предъявления административного иска проверяется судьей к возбуждения производства по делу. Наличие в заинтересованно лица права на удовлетворение административного иска проверяется судьей или судом после открытия производства по делу путем рассмотрения и разрешения дела в судебно заседании, то есть в процессе осуществления правосудия.
Право на предъявления административного иска и право на его удовлетворение различаются по характеру юридических последствий. Отсутствие в заинтересованно лица права на предъявления административного иска или несоблюдения им установленного ЗУ порядка реализации указанного права в случае обнаружения судьей ЭТИХ обстоятельств к открытия производства в правое влечет отказ в принятие иска или возвращения административного иска. Совсем иной характер и процессуальное оформление. Имеют последствия отсутствия в заинтересованно лица права на удовлетворение административного иска, такими последствиями является отказ в удовлетворении административного иска, то есть отказ суда защищать субъективное право или законный интерес.
Перечисленные различия обусловливают важный для практики вывод о необходимости разграничения категорий "право на предъявления административного иска" и "право на удовлетворение административного иска" и, как следствие - недопустимости отказа в принятие или возвращения иска, оставлению дела без рассмотрения. Это объясняется тем, что единое понятие административного иска НЕ означает, что таким должно быть понятие права на административный иск. Обращение в административный суд с целью решения административно-правового спора, возникающего в связи с необходимостью признания неправомерным решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий не всегда совпадает с получения судебной защиты.
Право на административный иск является возможностью физических и юридических лиц инициировать судебное производство по административному делу в целях судебной защиты прав, свобод или интересов, нарушенных субъектом властных полномочий в публично-правовых отношениях. Таким правом наделены также субъекты властных полномочий в случаях, определенных ст. 17 КАС Украины. Право на обращение в административный суд с иском является первичным диспозитивным правом в административном процессе, т.е. правом, которым лицо распоряжается по своему усмотрению. Оно самостоятельно решает реализовать ей это право или добиваться защиты в другой, внесуднебный, способ или смириться с нарушением. Но это вовсе НЕ означает, что каждый может требовать предоставления судебной защиты правам, свободам или интересам какого-либо лица. Право на административный иск принадлежит лицу, считает, что его права, свободы или интересы нарушении. Такое нарушение должно состояться в публично-правовых отношениях, принадлежащим к административной юрисдикции.
Следует отметить, что особенностью права на административный иск является то что отказ от этого права является недействительным. Есть ответчик быть не может ссылаться на то, что истец ранее отказался от права на обращение в административный суд за защитой. Поэтому если когда-нибудь и заявили об отказе от административного иска, то это быть не может быть основанием для отказа в открытие производства или отказа в удовлетворении иска.
Право на административный иск следует отличать от права на судебную защиту, закрепленные в ст. 6 КАС Украины. Само по себе обращение в административный суд еще НЕ означает, что суд обязан предоставить такую защиту. Для того чтобы было предоставлено судебную защиту, суд должен установить, что лицо действительно имеет право, свободу или интерес, в защите которых она просит, и это право, свобода или интерес нарушены ответчиком в публично-правовых отношениях.
Право на судебную защиту имеет только и лицо, являющееся субъектом нарушенных прав, свобод или интересов. Право на административный иск имеет широкий круг субъектов - такое право. Имеют также представители, в том числе законный представители, в частности органы и лица, Которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.
Для реализации права на предъявления административного иска необходим ряд предпосылок. Следует отличать предпосылки права предъявления административного иска и условий его реализации. Открытие производства по административному делу можно считать правомерным только при наличии всех необходимых предпосылок и соблюдением условий реализации права на предъявления иска. В качестве предпосылок права на предъявления административного иска выступают то факты, с которым связывается возникновение права на предъявления иска. В качестве условий его реализации выступают факты, совокупность которых определяется как Установленный ЗУ порядок реализации права на предъявления иска.
Под предпосылками права на предъявления иска понимаются такие факты процессуального характера, с наличия или отсутствием которых процессуальный закон связывает возникновение права на обращения в административный суд. Исходя из исследований процессуальной науки, Считается, что такие предпосылки можно классифицировать по различным основаниям, но Наиболее часто их делят на положительные и отрицательные, а также субъективные и объективные.
К предпосылкам можно отнести такие: лицо считает, что его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений нарушены, то есть нуждаются в защите административного суда, наличие в лица административно-процессуальной правоспособности.
Объективные предпосылки делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, Должны ли они присутствовать или отсутствуют для реализации права на предъявления административного иска.
Негативными предпосылками права на предъявления иска является наличие факта, Который препятствует возникновению в лица права на обращение в административный суд. Это свидетельствует об отсутствии в лица права на обращение в суд с иском. Негативными предпосылками можно назвать: если в споре между темы же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям отсутствуют такие, вступившие в законную силу, если не наступила смерть физического лица или не приостановлено юридическое лицо, обратившихся с иском или к Которым пред 'явлено административный иск, если спорные правоотношения НЕ допускают правопреемства.
Под положительной предпосылкой понимается факт, Который Выступает одним из оснований права на предъявления иска. Так положительной предпосылкой права на предъявления административного иска является подведомственности искового заявления административному суду, в согласовании со ст. 17 КАС Украины.
Значение предпосылок права на предъявления административного иска заключается в том, что в зависимости от характера предпосылок (положительных или отрицательных) можно судить о наличии или отсутствии в лица права на предъявления иска.
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения