8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
Конституционно-процессуальное право это система процессуально-правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих порядок общественных отношений, возникающих в связи с реализацией субъектами конституционных отношений своих прав и обязанностей, которые складываются в процессе организации и осуществления верховной государственной власти.
Объективная необходимость существования и функционирования конституционно-процессуального права обусловливается потребностью установления определенного порядка осуществления в конкретных конституционно-правовых отношениях субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей их участников.
Конституционно-процессуальное право является производным от конституционного права и призвано обеспечивать потребности эффективной реализации последнего.
Предмет правового регулирования является основным орудием деления системы права на соответствующие отрасли. С одной стороны, он непосредственно влияет на качественно определенный вид общественных отношений, которые требуют соответствующего правового регулирования, с другой - общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает право к жизни и вносит в него соответствующие системообразующие признаки.
Каждая отрасль права, в том числе и отрасль конституционно-процессуального права, регламентирующего определенный вид общественных отношений, которые требуют надлежащего правового урегулирования.
Предмет правового регулирования - это совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направленное воздействие конкретных норм права. а поскольку конституционно-процессуальные нормы направлены на регулирование порядка осуществления юридических прав и обязанностей, определенных нормами конституционного материального права, предметом правового регулирования конституционно-процессуального права можно считать те общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией субъектами конституционных отношений своих прав и обязанностей, которые складываются в процессе организации и осуществления верховной государственной власти, реализации народовластия, осуществления местного самоуправления, реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, взаимодействия государства и лица и т.д.
Конституционно-процессуальное право воздействует на общественные отношения с помощью присущих ему специфических способов и средств, которые являются методами конституционно-процессуального права.
Метод конституционно-процессуального регулирования - это совокупность средств и способов, с помощью которых упорядочиваются общественные отношения, которые составляют предмет отрасли конституционно-процессуального права. Применение различных методов конституционно-процессуального регулирования позволяет обеспечить стабильное функционирование институтов публичной власти, гарантирует реальное народовластие, соответствующие охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Метод конституционно-процессуального права отмечается общими признаками:
императивным и универсальным характером;
кругом субъектов, которых государство признает правоспособными и дееспособными;
порядке (процедуре) формирование, установление и законодательного закрепления юридических прав и обязанностей субъектов, их непосредственной реализации;
максимально высоким юридическим уровнем;
значительной степенью определенности содержания средств и способов, с помощью которых должно осуществляться юридическая процедура реализации прав и обязанностей субъектов.
Специфика метода конституционно-процессуального права заключается в том, что он представляет собой совокупность способов регулирования поведения субъектов конституционно-правовых отношений в процессе осуществления ими принадлежащих им на правовых началах субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, которыми они обладают как непосредственные или косвенные участники этих отношений.
Для конституционно-процессуального права, как и для всех других отраслей публичного права, характерно доминирование императивного метода правового регулирования над диспозитивним, за которого отношения между субъектами права основываются на началах субординации. Учитывая это их поведение четко регламентируется, способы и средства реализации прав и обязанностей определенные процессуальным ЗУ и от воли самих субъектов, как правило, не зависят.
Система источников конституционно-процессуального права, которая представляет собой организованную совокупность взаимосвязанных нормативно-правовых актов, содержащие конституционно-процессуальные нормы, включает:
Конституцию Украины, которая как основной Закон государства имеет высшую юридическую силу и приоритет перед иными правовыми актами (в том числе и международными), которые принимаются на ее основе и должны ей соответствовать.
Конституция - это базовый законодательный акт, положения которого являются исходными для всех других отраслей права, поскольку она является законом, который определяет принципы регулирования всех общественных отношений, которые возникают в государстве;
акты всеукраинского и местных референдумов как акты непосредственной власти народа, выступает ее единственным носителем;
ЗУ, другие нормативные акты ВРУ;
нормативные указы президента Украины;
нормативные постановления Кабинета Министров Украины;
приказы, инструкции и иные подзаконные акты центральных и местных органов исполнительной власти;
решения и заключения Конституционного суда Украины;
правовые акты Верховной рады автономной республики Крым и решения совета министров автономной республики Крым;
уставы территориальных общин, другие акты органов местного самоуправления;
нормативно-правовые (например, Конституционный договор между ВРУ и ПУ “об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины” от 8 июня 1995 г.) и международно-правовые договоры Украины.
Суть конституционного процесса состоит в обеспечении становления и развития правовой системы государства, утверждения законности и правопорядка в обществе, воспитании правового сознания и формировании политической культуры населения. Его развертывания в Украине осложнялось отсутствием самостоятельной национальной правовой системы;
замедленным формированием четкой концепции реформирования и научно обоснованной модели будущего общественного и государственного устройства;
незавершенностью распределения функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
борьбой вокруг законодательства различных политических сил;
сопротивлением определенных общественных слоев, не заинтересованных в определенности и регламентации общественных отношений.
Центральным событием конституционного процесса 1991-2000 гг. стало принятие новой Конституции Украины - законодательного акта, который определил базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности граждан. Утверждение основного закона государства создает юридическую основу для эффективной и рациональной развития политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества, органичного вхождения Украины в мировое сообщество, перехода украинского народа к цивилизованному образу жизни.
Деятельность органа конституционной юстиции относительно осуществления специализированного конституционного контроля и официального толкования Конституции предусматривает наличие специальной процедуры рассмотрения соответствующих дел. Необходимость и содержание такой процедуры следует из правовой природы Конституционного Суда как органа конституционного контроля и органа юстиции. Именно из-за принадлежности Конституционного Суда в судебных органов производства в Конституционном Суде Украины рассматривается как вид судебного производства и называется конституционным производством.
Конституционно-правовая процедура - это разновидность юридической процедуры, который направлен на достижение конституционно-правового результата, который выражается в формировании конституционно-правовых норм, образовании или прекращении существования субъектов конституционного права, предупреждении правонарушений в конституционно-правовой сфере или в возникновении, реализации, изменении или прекращении определенного конституционного правоотношения.
Конституционно-правовые процедуры характеризуются тем, что все они призваны определить наиболее целесообразный порядок осуществления правотворческой, правоприменительной, учредительной и контрольной деятельности в конституционной сфере регулирования общественных отношений, тем самым способствуя эффективному и справедливому достижению результата, предусмотренный соответствующими материальными нормами конституционного права;
процедурные предписания, как правило, адресуются субъектам властных отношений, что во многом определяется самой спецификой конституционного права как такового;
эти процедуры направлены на достижение результата, имеющей публичный, конституционно-правовой характер.
Таким образом, конституционно-правовые процедуры направлены на регулирование отношений, складывающихся в процессе организационно-правовых форм деятельности с применения материальных норм конституционного права.
Значение конституционно-правовых процедур проявляется в следующем:
а) конституционные процедуры значительно уменьшают риск отклонения субъектов конституционного права, особенно должностных лиц при реализации властных полномочий, от достижения нормативно закрепленной цели конституционных правоотношений;
б) является гарантией от субъективизма, снижая степень усмотрения органов государственной власти и местного самоуправления при принятии соответствующих решений;
в) создают условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия решений и при необходимости позволяют корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
г) обеспечивают единообразное применение государственно-властных полномочий;
д) создают гласную, открытую модель реализации конституционных правоотношений;
е) выступают эффективным правовым средством защиты более слабой стороны в правоотношении.
В основу классификации конституционно-правовых процедур должен быть положен критерий, согласно которому в любом процедурно-процессуальном институте следует выделять внутреннюю и внешнюю формы (стороны). Внутренняя сторона охватывает глубинные, сущностные свойства и характеристики того или иного института, внешняя - соответствующие формы объективации этих свойств в нормативном материале.
В зависимости от их внутренней формы конституционно-правовые процедуры можно систематизировать по направлениям: а) юридическими действиями;
б) правовыми отношениями;
в) правовыми формами деятельности, в рамках которых протекает существование субъектов конституционного права и на благоустройство ходу которых направлены те или иные конституционные процедуры.
В зависимости от внешней формы: а) «законодательное основание», то есть по юридическая сила тех правовых актов, в нормах которых они закреплены;
б) сроки действия;
в) виды конституционно-правовых норм, в предписаниях которых они закреплены;
г) территориальнык масштабы действия;
д) субъекты и т.д.
Конституционное производство - это совокупность процессуальных действий по рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде Украины. Процедуру решения Конституционным Судом дел, отнесенных к его компетенции еще называют конституционным судопроизводством.
Так, согласно с. 3 ст. 124 Конституции Украины, а также ч. 2 ст. 1 Закона “О судоустройстве Украины”, судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.
Понятие “конституционное производство” и ”конституционное судопроизводство” являются тождественными по своему значению, хотя в принципе, проведением называют особую процедуру рассмотрения определенных дел в пределах определенного вида судопроизводства. Процедура рассмотрения дел Конституционным Судом Украины определена ЗУ “О Конституционном Суде Украины”, а именно разделом II “Конституционное производство” и разделом III “Особенности конституционного производства”, а также Регламентом Конституционного Суда Украины.
Длительное время обсуждается предложение о принятии отдельного закона о конституционном производства. Имеется значительное сходство производства в Конституционном Суде Украины с другими видами судебного производства. Вне этим
- 1. Політико-правова система сучасного українського конституціоналізму: поняття, принципи, зміст. Поняття та структура методології сучасного конституціоналізму.
- 2. Предмет та метод конституційного права України. Джерела конституційного права України. Законопроектні роботи на сучасному етапі розвитку України як демократичної, правової держави.
- 3. Конституційно-правові норми: особливості структури і механізму дії. Конституційно-правові інститути.
- 4. Конституція України (1996 р.): загальна характеристика, структура, тенденції розвитку. Правова охорона Конституції України: організаційно- правові засоби та інститути.
- 5. Основні етапи вітчизняного конституційного будівництва. Сучасний етап конституційних перетворень в Україні: конституційна модернізація та реформування в Україні (1989-2013 р. Р.).
- 6. Поняття, склад і види правовідносин у конституційному праві. Проблема конфліктності в конституційно-правових відносинах.
- 7. Конституційно-правова відповідальність: поняття, особливості, функції. Поняття та склад конституційного правопорушення (делікту).
- 8. Конституційно-процесуальне право: поняття і предмет. Конституційний процес, конституційна процедура, конституційні провадження.
- 9. Конституційний лад: поняття і зміст. Проблема співвідношення громадянського суспільства і правової держави.
- 10. Поняття виборчої системи, виборчого права, виборчої кампанії. Структура законодавства про вибори представницьких органів публічної влади і пу.
- 11. Виборчий процес: поняття, принципи, суб'єкти, зміст етапів.
- 8) Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования;
- 12. Структура і принципи самоорганізації громадянського суспільства. Основні інститути громадянського суспільства, конституційно-правові засоби забезпечення їх функціонування.
- 14. Громадські об'єднання у системі громадянського суспільства: види, правовий статус, відносини з державою.
- 15. Політичні партії в системі громадянського суспільства. Розвиток багатопартійності в Україні.
- 16. Конституційний статус людини і громадянина. Міжнародно-правові стандарти та внутрішньодержавне (конституційне) законодавство про правове становище людини і громадянина.
- 17. Громадянські (правові) стани особистості. Загальна характеристика конституційно-правового статусу окремих видів громадянських станів особистості.
- 18. Громадянство України: поняття, принципи, підстави і порядок набуття та припинення. Правове регулювання інституту громадянства в Україні.
- 19. Правовий статус іноземців в Україні. Проблема полігромадянства.
- 20. Правова природа, поняття, класифікація та гарантії конституційних прав свобод та обов'язків людини і громадянина.
- III. По степени распространенности гарантии классифицируют на:
- 21. Державний лад України: поняття та принципи. Державні символи Україн і правовий порядок їх використання
- 22. Поняття і принципи державного устрою. Конституційні засоби гармонізації міжнаціональних відносин в Україні.
- 23. Конституційні ознаки унітарної держави України. Автономна Республ Крим у складі України.
- 24. Поняття та склад державної території. Державний кордон: поняття, види, режим, порядок встановлення та перетинання.
- 25. Адміністративно-територіальний устрій України і порядок виріїш питань адміністративно-територіального поділу.
- 26. Конституційна система органів державної влади в Україні. Зміст і практична реалізація принципу поділу державної влади в Україні.
- 27. Верховна Рада України: склад, компетенція, організаційні 4 діяльності, акти. Уповноважений Верховної Ради України з прав людини
- 28. Народний депутат України: правовий статус (права, обов'я відповідальність), правові і соціальні гарантії здійснення депута- повноважень.
- 31. Система виконавчої влади в Україні.
- Державні служби
- Державні агентства Агентства будуть наділені управлінськими функціями щодо державного майна й надаватимуть послуги юридичним особам, які пов'язані з об'єктами державної власності.
- Інші центральні органи виконавчої влади
- Центральні органи виконавчої влади зі спеціальним статусом
- 31. Конституційні основи судової влади та прокуратури в Україні.
- 32. Конституційний Суд України: порядок формування, компетенція, акти.
- 33. Поняття, система та принципи місцевого самоврядування в Україні.
- 34. Органи місцевого самоврядування: система, способи формування, компетенція та їх відношення (взаємодія) з місцевими і центральними органами державної влади.
- 35. Правовий статус депутата місцевої ради.
- Основні гарантії депутатської діяльності Систему гарантій депутатської діяльності складають заходи щодо забезпечення успішного здійснення депутатами своїх повноважень.
- 36. Адміністративне право в системі права України. Соціальне призначення адміністративного права.
- 37. Тенденції розвитку адміністративного права в умовах реформування.
- 38. Адміністративне право, державне управління і виконавча влада.
- 39. Предмет адміністративного права та основні напрямки його оновлення.
- 41. Система адміністративного права: підгалузі та правові інститути.
- 42. Джерела адміністративного права: поняття, система, види. Основні законопроектні роботи у сфері державного управління.
- 43. Систематизація адміністративного права в умовах реформування.
- 44. Сутність та особливості адміністративно-правових норм, їхня реалізація, дія у просторі, часі, за колом суб'єктів.
- 45. Адміністративні правовідносини: сутність, види, структура.
- 46. Суб'єкти адміністративного права: сутність, види, особливості адміністративної правосуб'єктності.
- 47. Державнеуправління: поняття, принципи, функції.
- 48. Форми державного управління: сутність, види.
- 49. Методи державного управління: сутність, види.
- 51. Режими і рівні державного управління.
- 52. Центральні органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 53. Місцеві органи виконавчої влади як суб'єкти державного управління.
- 54. Державна служба: сутність, принципи, види, правове регулювання.
- 55. Державний службовець: сутність, види, правове становище.
- 56. Адміністративний примус: сутність, особливості, види і правове регулювання.
- 57. Адміністративна відповідальність: поняття, особливості, підстави. Особливості правового регулювання.
- 58. Адміністративний проступок: сутність, ознаки, склад.
- 59. Адміністративні стягнення: сутність, види, порядок накладення.
- 60. Державний контроль: сутність, види, правове регулювання.
- 61. Адміністративний нагляд: сутність, види, правове регулювання.
- 62. Звернення громадян: сутність, види, правове регулювання.
- 63. Адміністративні процедури: поняття, види, правове регулювання.
- 64. Адміністративні провадження: поняття, види, правове регулювання.
- 66. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі юстиції.
- 67. Адміністративно-правове забезпечення управління державною службою.
- 69. Адміністративно-правове забезпечення управління у галузі митної справи.
- 71. Поняття та ознаки адміністративного процесу.
- 72. Принципи адміністративного процесу.
- 74. Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия
- 75. Споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы
- 76. Споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий
- 77. Споры относительно заключения и выполнения административных договоров
- 78. Споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом
- 79. Споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума
- 80.Поняття и виды подсудности административных дел.
- 81 Особи, які беруть участь у справі, їх процесуальні права та обов’язки.
- 82 Сторони в адміністративному процесі.
- 83 Треті особи в адміністративному процесі.
- 84 Представництво в адміністративному процесі.
- 85 Поняття та етапи доказування в адміністративному процесі.
- 86. Поняття та види доказів в адміністративному процесі.
- 87. Поняття і види процесуальних строків.
- 88. Характеристика заходів процесуального примусу.
- 89.Право на административный иск. Право на предъявление административного иска и процессуальный порядок его реализации
- 90. Отказ в открытии производства по административному делу.
- 91. Открытие производства по административному делу и его правовые последствия.
- 92. Судовий розгляд справи по суті.
- 93. Поняття та види судових рішень в адміністративному процесі. Вимоги, яким має відповідати судове рішення.
- 95. Особливості провадження у справах щодо оскарження актів, дій чи бездіяльності Верховної Ради України, пу, Вищої ради юстиції.
- 96. Особливості провадження у справах, пов'язаних з виборчим процесом чи процесом референдуму.
- 97.Особливости производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы.
- 98. Особливості провадження у справах про обмеження щодо реалізації права на мирні зібрання та про усунення обмежень у реалізації права на мирні зібрання.
- 99.Особливості провадження у справах за адміністративними позовами про примусове відчуження земельної ділянки, інших об'єктів нерухомого майна, що на ній розміщені, з мотивів суспільної необхідності.
- 100 Скорочене провадження.
- 101 Поняття, мета та завдання апеляційного провадження.
- 102 Поняття, мета та завдання касаційного провадження. Право на касаційне оскарження та процесуальний порядок його реалізації.
- 103 Поняття, мета та завдання перегляду судових рішень Верховним Судом України.
- 104.Розгляд дела Верховным Судом Украины.
- 105.Характеристика мер процессуального принуждения.
- Раздел VI Меры процессуального принуждения