§ 1. Понятие и классификация бирж
Этимология (происхождение) слова биржа не имеет однозначного объяснения. Самой распространенной является версия, согласно которой в бельгийском городе Брюгге, который находился на перекрестке многих европейских торговых путей, была особая площадь, где собирались купцы для проведения торгов. Площадь носила название «де бурсе» по имени маклерской конторы г-на Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. Герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые на местном наречии именовались «Ше Биегзе», был вывешен на здании. Владелец конторы предоставлял свой дом для сбора купцов и, возможно, дал название этой форме торговли1.
Затем слово биржа стало применяться на территории всей континентальной Европы. В Англии и других англоязычных странах получило распространение название «81оск ЕхсИапде».
В научной литературе понятие «биржа» рассматривается в трех аспектах: экономическом, организационном, юридическом.
Как экономическое явление биржа представляет собой рынок оптовой торговли товарами по образцам и стандартам или контрактам на их поставку в будущем, а также ценными бумагами, валютой и редкоземельными металлами по ценам, устанавливаемым исходя из спроса и предложения2.
Как организация биржа - это «правильное и постоянное собрание торговых деятелей в определенном месте для заключения торговых сделок, по которым исполнение предполагается в другом месте»1- Другими словами – это оптовый рынок, действующий постоянно по заранее установленным правилам на основе свободы ценообразования и конкуренции. Из изложенного вытекает признак, который присущ не только бирже, но и ярмарке, базару. Этот признак -сближение спроса и предложения. В экономической литературе выделяют признаки присущие только бирже. К их числу относят: моментальность встречи и предложения; сменяемость ролей участников биржевого процесса; резкое ускорение процедуры заключения договора2.
Как субъект права биржа является организацией с правом юридического лица. Этот признак закреплен в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 13 марта 1992 г. «О товарных биржах»3 (далее - Закон о товарных биржах) и ст. 24 Закона Республики Беларусь от 12 марта 1992 г. «О ценных бумагах и фондовых биржах»4 (далее - Закон о фондовых биржах) с послед, изм. и доп.
По смыслу указанных законов биржа - коммерческая организация. Следовательно на основе действующего законодательства Республики Беларусь биржа может быть определена как организация с правами юридического лица, осуществляющая предпринимательскую деятельность по организации проведения торгов и выполнению других, связанных с этой, функций.
Классификация бирж в литературе проводится по различным критериям. При этом не все из них имеют юридический характер. Так, в зависимости от вида товара, являющегося предметом купли-продажи на бирже, выделяют:
товарные (купля-продажа товаров по стандартам или образцам);
фондовые (купля-продажа ценных бумаг); валютные (купля-продажа валюты) биржи.
В литературе в качестве разновидности в рамках данной классификации выделяют также биржи труда - «государственные учреждения, осуществляющие посредничество между работниками и работодателями в целях поддержания занятости, устранения безработицы: ведется учет тех, кто ищет работу, и оказывается содействие в трудоустройстве»1. Исходя из такого определения можно сделать вывод, что биржа труда выполняет те же функции, что центры занятости, и не соответствует классическому пониманию биржи. По указанному критерию выделяют также фрахтовые биржи (купля-продажа транспортных услуг). Данная классификация положена в основу формирования законодательства о биржах.
В зарубежной литературе с точки зрения публично-властных полномочий, вытекающих из существа государственной власти, биржи подразделяются на:
- публично-правовые;
- частно-правовые.
И хотя в ГК отсутствует деление юридических лиц на публичные и частные, в контексте приведенной классификации следует отметить, что ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» относится к юридическому лицу публичного права, поскольку создана на основании публично-правового акта, а не по решению частных лиц. Таким актом является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 1998 г. № 1595 «О создании ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (офиц. ист. опубл. не обнаружен), учредителем которого выступило Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.
По номенклатуре товаров, являющихся предметом купли-продажи на бирже, последние подразделяются на:
- универсальные - организовывают и проводят торги по разнообразным товарам;
специализированные - организовывают и проводят торги по узкому перечню товаров либо по одному товару (например, кофейные, хлопковые биржи).
В зависимости о видов операций, совершаемых на бирже, выделяют:
биржи реального товара;
- фьючерсные;
- опционные; смешанные биржи.
Более подробно виды операций, совершаемых на бирже, будут рассмотрены в § 4 настоящей главы.
В зависимости от характера участия в торгах биржи подразделяются на:
закрытые - в торгах участвуют только постоянные члены биржи, являющиеся биржевыми посредниками;
открытые - кроме постоянных членов биржи к участию в торгах допускаются посетители.
По территориальному критерию биржи подразделяются на:
международные - обслуживают потребности мирового рынка, участниками являются представители различных государств;
региональные - обслуживают рынок нескольких стран имеющих, как правило, тесные устоявшиеся экономические отношения;
национальные - организуют и проводят торги на внутреннем рынке отдельного государства.
С правовой точки зрения представляет ценность деление бирж на:
коммерческие;
некоммерческие.
Как известно, аналогичное деление юридических лиц в гражданском законодательстве проводится в зависимости от основной цели деятельности (ст. 46 ГК). Следует отметить, что законодательное определение «основной цели деятельности» отсутствует, что затрудняет практическое использование данного критерия.
Как было указано ранее, по законодательству Республики Беларусь биржа - это коммерческая организация. Однако в литературе высказывается мнение о том, что, исходя из экономической сущности и правового положения, в частности, товарных бирж, биржа должна учреждаться как некоммерческая организация. В качестве аргумента указывается тот факт, что извлечение прибыли является не основной целью деятельности биржи, а побочным результатом ее Функционирования1. Более того, «деятельность биржи как коммерческой организации предполагает, что ее участники являются инвесторами и ожидают доходов на вложенный капитал. Возможным способом увеличения доходов инвесторов в данном случае становится удорожание биржевой торговли для ее клиентов (умножения Различного рода платежей, сборов и т. д.). На определенном этапе Это начинает отражаться на дальнейшем росте операций на бирже, что ограничивает возможность получения прибыли членами биржи
от их торговой деятельности»1.
В мировой практике наиболее удачным вариантом учреждения биржи считается некоммерческая организация, поскольку цель ее деятельности - создание условий для увеличения прибыльности лиц пользующихся ее услугами, а не получение прибыли. Однако биржа по законодательству Республики Беларусь не является обычной коммерческой организацией в том смысле, что обладает исключительной хозяйственной компетенцией. Биржа не вправе заниматься деятельностью, не связанной с организацией и проведением биржевой торговли (ч. 2 ст. 3 Закона о товарных биржах; п. 6 ст. 27 Закона о фондовых биржах; п. 5 Правил биржевой торговли иностранными валютами и лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой, утвержденных Постановлением Правления Национального банка от 28 июня 2001 г. № 1652 (далее Правила биржевой торговли иностранными валютами)). Товарная биржа не имеет права вкладывать свой капитал в не биржевые коммерческие структуры (ч. 2 ст. 3 Закона о биржах).
Как видим, биржи представляют собой специфическую форму организации торговли. Их специфика во многом объясняется объективными причинами их возникновения. Исторические факты свидетельствуют о том, что биржи - результат развития рыночных отношений. «При этом динамика бирж почти зеркально отражает динамику экономики: прогресс в экономическом развитии вызывает адекватные позитивные изменения в биржевой торговле и, напротив, спад, всякого рода деформации в народном хозяйстве ведут к отрицательным последствиям в биржах, спаду или полному прекращению биржевой торговли»3.
В Республике Беларусь особенно активно биржи создавались в начале 90-х годов. Однако в результате восстановлении прямых устойчивых связей между хозяйствующими субъектами необходимость в многочисленных товарных, фондовых биржах как посредниках отпал а.
В 1993 г. Национальным банком и другими банками Республики Беларусь было учреждено ЗАО «Межбанковская валютная биржа», которое занималось техническим обеспечением и проведением торгов иностранными валютами. Указом Президента Республики Беларусь от 9 апреля 1996 г. № 139 «О преобразовании закрытого акционерного общества «Межбанковская валютная биржа»1 оно было преобразовано в государственное учреждение и передано в ведение Национального банка. В соответствии с п. 2.1 Положения Национального банка Республики Беларусь от 2 октября 1996 г. № 784 «О межбанковской валютной бирже»2 основными задачами этой биржи являются:
организация и проведение операций на валютном рынке и установление текущего рыночного курса рубля Республики Беларусь к иностранным валютам;
организационное и информационное обеспечение операций на финансовом рынке Республики Беларусь;
осуществление операций с ценными бумагами; организация биржевых торгов и осуществление иных операций с финансовыми активами и финансовыми бумагами;
разработка типовых контрактов для оформления операций на межгосударственном финансовом рынке;
организация и осуществление расчетов в иностранной валюте и белорусских рублях по заключенным сделкам и т. д.
Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг»3 с послед, изм. и доп. было предусмотрено создание ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Ей было предоставлено право биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами всех видов, за исключением именных приватизационных чеков «Имущество». ОАО «Белорусская фондовая биржа» было реорганизовано путем присоединения к ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Товарные биржи на сегодняшний день в Республики Беларусь не существуют.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций