1. Из истории создания трудового права.
Труд является естественным, вечным и обязательным условием жизни любого общества. Он служит средством удовлетворения человеческих потребностей и в то же время способом преобразования самого человека.
Труд – это целенаправленная деятельность людей по видоизменению и приспособлению предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Наряду с отношениями «человек – природа», техническими по своей сути, в процессе труда складываются и развиваются также отношения между людьми, отношения социального взаимодействия. Это уже общественные отношения, поэтому более точно их называть социально-трудовыми. Речь идет, прежде всего, об отношениях между работником и работодателем, этот труд использующий.
Как и многие другие общественные отношения, социально-трудовые отношения регулируются правом. В чем же состоит необходимость их правового регулирования?
История развития трудового права показывает, что такая необходимость была вызвана социальным неравенством членов общества, при котором экономически более сильный субъект имел возможность эксплуатировать более слабого, вынужденного соглашаться на предлагаемые кабальные условия, чтобы прокормить себя и семью. Поэтому трудовое законодательство в процессе своего возникновения и развития преследовало цель охраны интересов работников от эксплуатации работодателей.
Неудивительно, что ведущую роль в этом процессе всегда играло рабочее и профсоюзное движение, под воздействием которого принимались основные нормативные акты о труде и его охране (в частности, о сокращении рабочего дня, о повышении заработной платы, об отмене штрафов за нарушение трудовой дисциплины, об ограничении привлечения к отдельным видам работ женщин и несовершеннолетних и др.).
В нашей стране трудовое право как отрасль права начало складываться на заре XX века. До этого рабочая сила рассматривалась исключительно с экономической точки зрения, т. е. как обыкновенный товар, отчуждение которого возможно по соглашению между продавцом (работником) и покупателем (работодателем) на тех условиях, о которых они договорятся. Правовой формой такого отчуждения выступал гражданско-правовой договор личного найма. Понятно, что это открывало работодателю, как экономически более сильной стороне данного договора, почти неограниченную возможность диктовать свои условия и эксплуатировать работников. Но, постепенно, рабочая сила перестает рассматриваться только как обыкновенный товар. Неотделимая от человека, она признается товаром особого рода, неразрывно связанным с физическими способностями индивида к труду и с его духовной сферой. Так возникает убеждение в особой природе трудового договора, а значит, и в относительной самостоятельности трудового права, его обособленности от права гражданского. Правовое регулирование экономических отношений в сфере наемного труда уже не могло не учитывать психофизиологических особенностей человеческого организма, нравственной необходимости уважения человеческой личности, признания за ней права на достойное существование и др. Почти абсолютная свобода договора личного найма
со временем все более ограничивалась нормами так называемого фабричного законодательства, устанавливавшего важные социальные гарантии для рабочих. Но это законодательство не регулировало трудовые отношения всесторонне и системно. Его нормы, по отраслевой принадлежности относящиеся к полицейскому праву, были разбросаны в различных нормативно-правовых актах и не представляли единства. Впервые трудовое законодательство России было кодифицировано в 1918 г. С этого времени большинство ученых, да и сам законодатель, рассматривают трудовое право в качестве самостоятельной правовой отрасли.
- Радел 3 Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
- Тема 3.1 Трудовое право как отрасль права.
- 1. Из истории создания трудового права.
- 2. Предмет трудового права.
- 3. Цель и задачи трудового права.
- 4. Принципы регулирования трудовых отношений.
- 5. Источники трудового права.
- Тема 3.2 Правовое регулирование занятости населения.
- 2. Понятие и формы занятости.
- 3. Права граждан и гарантии государства в области занятости.
- 4.Правовое положение безработных граждан.
- Тема 3.3. Трудовые отношения в системе образования.
- 2. Стороны трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Общие требования
- Требования квалификационных категорий
- Должностные обязанности социального педагога приюта.
- 3.Особенности правового статуса молодых специалистов.
- Тема 3.4. Трудовой договор учителя.
- Образец трудового договора.
- 1. Предмет трудового договора (ст. 56-90 тк рф)
- 2. Обязанности сторон
- 2.3. «Работодатель» обязуется (ст. 22 тк рф):
- 3. Режим труда и отдыха (ст. 91-128, ст. 333-335, ст. 350 тк рф)
- 4. Права сторон (ст. 21-22 тк рф)
- 5. Ответственность сторон
- 6. Особые условия
- 7. Адреса и реквизиты сторон
- 8. Подписи сторон
- 2. Виды трудового договора.
- 3. Специфические условия трудового договора учителя.
- 4. Изменение трудового договора учителя.
- 5. Увольнение педагога по трудовому законодательству.
- Тема 3.5. Особенности проведения аттестации педагогических работников.
- 2. Цель аттестации и её принципы.
- 3. Права аттестуемого педагога.
- 4. Процедура прохождения аттестации.