logo search
ПРХД Вабищевич

§ 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета

В соответствии с под п. «а» п. 1 ст. 8 Закона Республики Бела­русь от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюд­жет Республики Беларусь»1, ч. 2 ст. 21 Закона Республики Бела­русь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с граждан» в ре­дакции Закона Республики Беларусь от 9 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О подоход­ном налоге с граждан"»2 с послед, изм. и доп. коммерческие орга­низации и индивидуальные предприниматели обязаны вести в уста­новленном порядке бухгалтерский учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности.

Цель настоящей главы - общая характеристика правовых основ бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтерский учет - система непрерывного и сплошного до­кументального отражения информации о состоянии и движении иму­щества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии

с законодательством Республики Беларусь (ч. 3 ст. 2 Закона о бух­галтерском учете).

Субъектами бухгалтерского учета являются юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранные организации, хозяй­ственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также индивидуальные предприниматели.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество субъек­та хозяйственной деятельности, его обязательства и хозяйственные операции. При этом для целей бухгалтерского учета под обязатель­ствами понимаются отраженные в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в т. ч. ее учредителями и соб­ственниками имущества, возникновение которых является следстви­ем совершившихся хозяйственных операций, т. е. действий или со­бытий, влекущих изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности, соглас­но ст. 4 Закона о бухгалтерском учете, являются:

формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;

- обеспечение при совершении организацией хозяйственных опе­раций внутренних и внешних пользователей своевременной инфор­мацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Исходя из перечисленных задач можно сделать вывод, что веде­ние бухгалтерского учета необходимо как для обеспечения публич­ных интересов (позволяет государству осуществлять контроль за субъектами предпринимательской деятельности), так и частных инте­ресов (позволяет контрагентам субъекта предпринимательской дея­тельности получить нужную информацию о его имуществе и финан­совом положении). Планирование предпринимателем своей деятель­ности предполагает анализ его финансового и имущественного поло­жения, который также основывается на данных бухгалтерского учета.

В условиях перехода к рыночной экономике, повлекшего изме­нения в правовом регулировании практически всех общественных

отношений, возникающих в процессе предпринимательской деятель­ности, появилась объективная необходимость реформирования бухгалтерского учета. Постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 утверждена Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республики Беларусь1 (далее - Программа).

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответ­ствие с международными стандартами финансовой отчетности и тре­бованиями рыночной экономики. Достижение этой цели необходи­мо для формирования системы информации о финансовом состоя­нии организации для ее пользователей, прежде всего инвесторов, заинтересованных в результатах деятельности данной организации. В результате достижения указанной цели будут созданы надлежа­щие правовые условия для формирования субъектами хозяйство­вания достоверной и полезной информации об их финансовом поло­жении, результатах их деятельности и изменениях в их финансовом положении, обеспечения прозрачности и надежности бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия уп­равленческих решений широким кругом заинтересованных пользо­вателей.

Основными направлениями реформирования национальной сис­темы бухгалтерского учета являются:

законодательное обеспечение и нормативное регулирование; - формирование нормативной базы (стандартов);

методическое обеспечение (инструкции, методические указа­ния, комментарии);

кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалифика­ции специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета).

Предполагается, что регулирование бухгалтерского учета будет осуществляться с целью обеспечения доступа всех заинтересован­ных пользователей к сопоставимой и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности субъектов хо­зяйствования.

В соответствии с Программой внесены изменения и дополнения в Закон о бухгалтерском учете, принят ряд иных актов законода­тельства, обеспечивающих постепенное реформирование националь­ной системы бухгалтерского учета. Кроме этого, предстоит:

разработать и утвердить пакет положений (стандартов) по бух­галтерскому учету, включающих в себя основные требования меж­дународных стандартов;

пересмотреть План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и, при необходимости, внести в них изменения;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъек­тов малого предпринимательства.

Таким образом, национальная система бухгалтерского учета нахо­дится в состоянии перехода на международные стандарты, что пред­полагает определенную нестабильность ее правового регулирования. Система правового регулирования бухгалтерского учета состо­ит из нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих порядок организации и ведения бухгалтерского уче­та субъектов предпринимательской деятельности и определяющих правовые основы его государственного регулирования. Данная система основывается на Конституции и включает:

Закон о бухгалтерском учете. Он определяет правовые и мето­дологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представ­лению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Действие Закона распространяется на юридические лица, зарегист­рированные на территории Республики Беларусь, филиалы и предста­вительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы (далее -организации), а также на индивидуальных предпринимателей.

- Положения по бухгалтерскому учету, например, Положение о порядке начисления амортизации. Положения детализируют прави­ла ведения учета конкретных видов имущества в зависимости от вида предпринимательской деятельности либо сферы деятельности субъекта предпринимательской деятельности, закрепляют основные понятия, используемые в бухгалтерском учете.

Методические указания, рекомендации и инструкции, напри­мер, Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета основных средств, утвержденная Постановлением Минфина от 20 декабря 2001 г. № 127.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвер­жденные Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56.

Локальные нормативные акты, принимаемые самим субъек­том предпринимательской деятельности и формирующие его учет­ную политику.

Необходимо отметить, что в сфере бухгалтерского учета еще действуют некоторые акты бывшего СССР. Они применяются в слу­чаях отсутствия соответствующего законодательства Республики Беларусь при условии, что они не противоречат национальному за­конодательству (Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодатель­ства СССР»1).

В целом законодательство Республики Беларусь о бухгалтерс­ком учете призвано обеспечивать:

единообразие ведения учета имущества, обязательств и хо­зяйственных операций всеми организациями;

сопоставимость учетной информации различных организаций; достоверность учетной информации каждой организации (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете и Поста­новлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь»2 общее методологи­ческое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется Минфином. К ведению Минфина отнесено:

осуществление государственного регулирования бухгалтер­ского учета и отчетности в Республике Беларусь;

разработка и утверждение типовых унифицированных форм первичной учетной документации.

Ч. 4 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете устанавливает, что нор­мативные правовые акты по бухгалтерскому учету, разрабатывае­мые и утверждаемые органами государственного управления, кото­рым в соответствии с законодательством Республики Беларусь пре­доставлено право государственного регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным правовым актам Мин­фина.