Тема 32. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
Вопросы
-
На какие средства индивидуализации устанавливаются исключительные права?
-
Кто и в каком порядке осуществляет регистрацию фирменного наименования? Каково содержание фирменного наименования? Можно ли использовать в фирменных наименованиях слова "Россия" и "Российская Федерация"? Какие права имеет юридическое лицо, зарегистрировавшее на свое имя фирменное наименование?
-
Что понимается под товарным знаком (знаком обслуживания), каковы его функции и виды? В каком порядке оформляются права на товарный знак? Какие права и в течение какого срока имеет владелец товарного знака? Как осуществляется регистрация товарного знака за рубежом? Каковы основания прекращения правовой охраны товарного знака?
-
Что понимается под наименованием места происхождения товара? Каковы условия правовой охраны наименования места происхождения товара? В каком порядке производится регистрация и предоставление права пользования наименования географического объекта? Как осуществляется регистрация наименования места происхождения товара за рубежом? В каком порядке осуществляется использование наименования места происхождения товара?
-
Каковы формы и условия ответственности за незаконное использование товарного знака и наименование места происхождения товара?
Задачи
Задача 1. В решении учредителей и в уставе вновь учреждаемого открытого акционерного общества "Сибирский кедр" учредители обозначили его фирменное наименование следующими словами: "Сибирский кедр. Акционерное общество". Регистрирующий орган предложил учредителям привести данное наименование в соответствие требованиям действующего законодательства.
Задача 2. Иванов обратился в Министерство юстиции с просьбой зарегистрировать в качестве товарного знака продукции, которую он
243
намерен производить в будущем, трехцветный государственный флаг Российской Федерации. В заявлении он указал, что имеет на дачном участке небольшую пасеку и хотел бы иногда продавать собранный мед на местном рынке. Помещение на банках с медом товарного знака с российским флагом, по мнению Иванова, повысит спрос на мед и увеличит его прибыль. Министерство юстиции ответило Иванову, что на охрану своих товарных знаков вправе претендовать только коммерческие организации - юридические лица.
Задача 3. С согласия вдовы Баранова общество с ограниченной ответственностью "Косметика", производящее средства для ухода за кожей, зарегистрировало товарный знак "Лосьон Баранова". При разработке лосьона были использованы рецептуры известного косметолога Баранова.
Спустя год в продажу с тем же товарным знаком поступили лосьоны, производимые, открытым акционерным обществом "Биопрепараты". Эти лосьоны по своим свойствам существенно отличались от "Лосьона Баранова". Отклонив просьбу ООО "Косметика" о прекращении выпуска и продажи данных лосьонов, ОАО "Биопрепараты" обратилось в апелляционную палату патентного ведомства с возражением против регистрации товарного знака, требуя признать регистрацию недействительной. Возражение обосновывалось тем, что до регистрации знака ОАО "Биопрепараты" по договору с ООО "Косметика" получало от последнего компоненты лосьона, изготовленного по рецептурам Баранова, и производило на их базе лосьоны с теми же свойствами, что и "Лосьон Баранова".
Задача 4. Патентное ведомство России выдало закрытому акционерному обществу (ЗАО) свидетельство о регистрации товарного знака "Иван Чернов и потомки" по классу Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) "безалкогольные напитки". Спустя четыре года иностранная фирма "Реда" направила в апелляционную палату патентного ведомства возражение против регистрации, требуя признать ее недействительной. В качестве оснований возражения фирма привела следующие обстоятельства: 1) сходство до степени их смешения зарегистрированного товарного знака "Иван Чернов и сыновья" и знака фирмы "Реда", право использования которого фирма получила по договору от самого Ивана Чернова; 2) использование обоих знаков применительно к одному и тому же классу товаров МКТУ; 3) наличие факта недобросовестной конкуренции со стороны российского ЗАО в форме нарушения исключительных прав фирмы на ранее зарегистрированные фирмой за рубежом и в России
244
другие товарные знаки с использованием имени Ивана Чернова, такие как: "Сыновья Ивана Чернова", "Торговая компания "Чернов", "Компания Иван Чернов Лимитед",
Задача 5. Государственное унитарное предприятие, производящее фруктовые соки, выпустило в продажу партию бутылок с минеральной водой с указанием на бутылках наименования "Минеральная вода типа "Ессентуки"". В ответ на заявление закрытого акционерного общества "Минеральные воды", имеющего свидетельство на право использования наименования "Ессентуки", о незаконности использования подобного наименования места происхождения товара предприятие пояснило, что оно, во-первых, указало подлинное место происхождения товара, поскольку получает воду для разлива из скважины, расположенной в черте города Ессентуки, а во-вторых, приобрело лицензию от производственного кооператива, впервые зарегистрировавшего указанное наименование сроком на 20 лет в администрации города Ессентуки.
Правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 138, 1027, 1028).
Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О введении в действие Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2323.
Литература
Обязательная литература
Зенин И.А. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей // Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. М., 2001 (с. 113-118).
Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. М., 1995 (разд. VI, VII).
Правовая охрана интеллектуальной собственности. М., 1995 (гл. 3, 4).
Дополнительная литература
Андреева А.А. Охрана и использование товарных знаков по праву США и стран Европейского сообщества Автореф. канд. дис. М., 1993.
Веркман К.Д. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. М., 1986.
245
Горленко С.А. Наименование места происхождения и товарный знак: сходство и различия // Вопросы изобретательства. 1991. № 3.
Дозорцев В.А. Функция товарного знака и его правовой режим // Хозяйство и право. 1978. № 1.
Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. М., 1999 (с. 153-159).
Ионова О.В. Международные соглашения по охране наименований мест происхождения товаров. Обзор основных положений. Новосибирск, 1992.
Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М., 1993.
Свядосц Ю.И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969.
Соболева Г.А., Суперанская А.В. Товарные знаки. М., 1986.
Товарные знаки в России (материалы научно-практической конференции) // Патенты лицензии. 1997. № 12 (с. 1-39).
Тыцкая Г.И., Мамиофа И.Э., Мотылева В.Я. Правовая охрана товарных знаков, фирменных наименований, указаний и наименований мест происхождения товаров в капиталистических странах. М., 1985.
246
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Тема 1. Понятие гражданского (частного) права. Гражданское право как отрасль права
- Тема 2. Источники гражданского права
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Тема 3. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений
- Тема 7. Юридические лица: некоммерческие организации1
- Тема 8. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений1
- Тема 9. Объекты гражданских правоотношений
- Тема 10. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений: общие положения
- Тема 11. Понятие и виды сделок. Условия действительности сделок
- Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав
- Тема 13. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей: общие положения
- Тема 14. Право на защиту
- Тема 15. Представительство1
- Тема 16. Гражданско-правовая ответственность: понятие, условия, виды
- Тема 17. Гражданско-правовая ответственность: размер ответственности, гражданско-правовые санкции
- Тема 18. Сроки. Исковая давность
- Раздел IV. Право собственности и иные вещные права
- Тема 19. Общие положения о праве собственности и иных вещных правах
- Тема 20. Приобретение (возникновение) и прекращение права собственности
- Тема 21. Право частной собственности: право собственности граждан
- Тема 22. Право частной собственности: право собственности юридических лиц
- Тема 23. Наследование собственности граждан: открытие наследства и основания наследования
- Тема 25. Право публичной собственности
- Тема 26. Право общей собственности
- Тема 27. Ограниченные вещные права
- Тема 28. Защита права собственности и иных вещных прав
- Раздел V. Исключительные права (интеллектуальная собственность)
- Тема 29. Общие положения об интеллектуальной собственности
- Тема 30. Авторское право и смежные права
- Тема 31. Патентное право
- Тема 32. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей
- Раздел VI. Личные неимущественные права
- Тема 33. Понятие и виды гражданско-правовых личных неимущественных прав
- Тема 34. Защита чести, достоинства, деловой репутации и других личных неимущественных прав