logo
практимум по гражданскому праву Корнеев

Тема 32. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей

Вопросы

  1. На какие средства индивидуализации устанавливаются исключительные права?

  2. Кто и в каком порядке осуществляет регистрацию фирменного наименования? Каково содержание фирменного наименования? Можно ли использовать в фирменных наименованиях слова "Россия" и "Российская Федерация"? Какие права имеет юридическое лицо, зарегистрировавшее на свое имя фирменное наименование?

  3. Что понимается под товарным знаком (знаком обслуживания), каковы его функции и виды? В каком порядке оформляются права на товарный знак? Какие права и в течение какого срока имеет владелец товарного знака? Как осуществляется регистрация товарного знака за рубежом? Каковы основания прекращения правовой охраны товарного знака?

  4. Что понимается под наименованием места происхождения товара? Каковы условия правовой охраны наименования места происхождения товара? В каком порядке производится регистрация и предоставление права пользования наименования географического объекта? Как осуществляется регистрация наименования места происхождения товара за рубежом? В каком порядке осуществляется использование наименования места происхождения товара?

  5. Каковы формы и условия ответственности за незаконное использование товарного знака и наименование места происхождения товара?

Задачи

Задача 1. В решении учредителей и в уставе вновь учреждаемого открытого акционерного общества "Сибирский кедр" учредители обозначили его фирменное наименование следующими словами: "Сибирский кедр. Акционерное общество". Регистрирующий орган предложил учредителям привести данное наименование в соответствие требованиям действующего законодательства.

Задача 2. Иванов обратился в Министерство юстиции с просьбой зарегистрировать в качестве товарного знака продукции, которую он

243

намерен производить в будущем, трехцветный государственный флаг Российской Федерации. В заявлении он указал, что имеет на дачном участке небольшую пасеку и хотел бы иногда продавать собранный мед на местном рынке. Помещение на банках с медом товарного знака с российским флагом, по мнению Иванова, повысит спрос на мед и увеличит его прибыль. Министерство юстиции ответило Иванову, что на охрану своих товарных знаков вправе претендовать только коммерческие организации - юридические лица.

Задача 3. С согласия вдовы Баранова общество с ограниченной ответственностью "Косметика", производящее средства для ухода за кожей, зарегистрировало товарный знак "Лосьон Баранова". При разработке лосьона были использованы рецептуры известного косметолога Баранова.

Спустя год в продажу с тем же товарным знаком поступили лосьоны, производимые, открытым акционерным обществом "Биопрепараты". Эти лосьоны по своим свойствам существенно отличались от "Лосьона Баранова". Отклонив просьбу ООО "Косметика" о прекращении выпуска и продажи данных лосьонов, ОАО "Биопрепараты" обратилось в апелляционную палату патентного ведомства с возражением против регистрации товарного знака, требуя признать регистрацию недействительной. Возражение обосновывалось тем, что до регистрации знака ОАО "Биопрепараты" по договору с ООО "Косметика" получало от последнего компоненты лосьона, изготовленного по рецептурам Баранова, и производило на их базе лосьоны с теми же свойствами, что и "Лосьон Баранова".

Задача 4. Патентное ведомство России выдало закрытому акционерному обществу (ЗАО) свидетельство о регистрации товарного знака "Иван Чернов и потомки" по классу Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) "безалкогольные напитки". Спустя четыре года иностранная фирма "Реда" направила в апелляционную палату патентного ведомства возражение против регистрации, требуя признать ее недействительной. В качестве оснований возражения фирма привела следующие обстоятельства: 1) сходство до степени их смешения зарегистрированного товарного знака "Иван Чернов и сыновья" и знака фирмы "Реда", право использования которого фирма получила по договору от самого Ивана Чернова; 2) использование обоих знаков применительно к одному и тому же классу товаров МКТУ; 3) наличие факта недобросовестной конкуренции со стороны российского ЗАО в форме нарушения исключительных прав фирмы на ранее зарегистрированные фирмой за рубежом и в России

244

другие товарные знаки с использованием имени Ивана Чернова, такие как: "Сыновья Ивана Чернова", "Торговая компания "Чернов", "Компания Иван Чернов Лимитед",

Задача 5. Государственное унитарное предприятие, производящее фруктовые соки, выпустило в продажу партию бутылок с минеральной водой с указанием на бутылках наименования "Минеральная вода типа "Ессентуки"". В ответ на заявление закрытого акционерного общества "Минеральные воды", имеющего свидетельство на право использования наименования "Ессентуки", о незаконности использования подобного наименования места происхождения товара предприятие пояснило, что оно, во-первых, указало подлинное место происхождения товара, поскольку получает воду для разлива из скважины, расположенной в черте города Ессентуки, а во-вторых, приобрело лицензию от производственного кооператива, впервые зарегистрировавшего указанное наименование сроком на 20 лет в администрации города Ессентуки.

Правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 138, 1027, 1028).

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О введении в действие Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2323.

Литература

Обязательная литература

Зенин И.А. Исключительные права на средства индивидуализации товаров и их производителей // Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. М., 2001 (с. 113-118).

Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. М., 1995 (разд. VI, VII).

Правовая охрана интеллектуальной собственности. М., 1995 (гл. 3, 4).

Дополнительная литература

Андреева А.А. Охрана и использование товарных знаков по праву США и стран Европейского сообщества Автореф. канд. дис. М., 1993.

Веркман К.Д. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. М., 1986.

245

Горленко С.А. Наименование места происхождения и товарный знак: сходство и различия // Вопросы изобретательства. 1991. № 3.

Дозорцев В.А. Функция товарного знака и его правовой режим // Хозяйство и право. 1978. № 1.

Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебно-практическое пособие. М., 1999 (с. 153-159).

Ионова О.В. Международные соглашения по охране наименований мест происхождения товаров. Обзор основных положений. Новосибирск, 1992.

Комментарий к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". М., 1993.

Свядосц Ю.И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969.

Соболева Г.А., Суперанская А.В. Товарные знаки. М., 1986.

Товарные знаки в России (материалы научно-практической конференции) // Патенты лицензии. 1997. № 12 (с. 1-39).

Тыцкая Г.И., Мамиофа И.Э., Мотылева В.Я. Правовая охрана товарных знаков, фирменных наименований, указаний и наименований мест происхождения товаров в капиталистических странах. М., 1985.

246