logo
практимум по гражданскому праву Корнеев

Тема 30. Авторское право и смежные права

Вопросы

  1. Что понимается под авторским правом и смежными правами и каковы их функции в системе исключительных прав (интеллектуальной собственности)?

  2. Какими правовыми актами регулируются отношения в области авторского права и смежных прав? В каких международных конвенциях об охране авторских и смежных прав участвует Российская Федерация?

  3. Каковы критерии охраноспособности и виды произведений, охраняемых авторским правом? Кто является субъектом авторского права? Какие действия порождают соавторство и каковы его виды? Кому принадлежат имущественные права на служебное произведение?

  4. Что понимается под личными неимущественными авторскими правами и каковы их виды? Какие имущественные права защищаются авторским правом?

  5. При каких условиях допускаются ограничения исключительных авторских прав? Каковы сроки действия авторских прав?

  6. Каковы особенности авторско-правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем?

  7. Кто является субъектом и каково содержание смежных прав? В чем проявляются ограничения и каковы сроки действия смежных прав?

230

  1. Каковы формы ответственности за нарушение авторских и смежных прав?

Задачи

Задача 1. На сцене театра эстрады был поставлен водевиль по пьесе иностранного автора. Пьесу перевел на русский язык Иванов. Спустя два года после первой постановки пьесы поэты Семенов и Попов предъявили в суде иск к Иванову о признании их соавторами сценической редакции пьесы и взыскании в их пользу части выплаченного переводчику вознаграждения. Одновременно к Иванову предъявил иск Рогов с требованием признать его соавтором перевода пьесы, поскольку им был переведен ее первый акт.

Экспертиза по делу установила, что с одобрения автора пьеса подверглась в процессе постановки значительной литературной и сценической переработке. Поэты по заказу театра написали стихи для песен, созданных композитором Пуховым и ставших неотъемлемой частью либретто. Эти песни в значительной мере определили общий тональный стиль спектакля. За стихи и музыку поэты и композитор получили гонорар, установленный договором с театром. Анализ текстов переводов пьесы, представленных Ивановым и Роговым, показал, что пьеса поставлена театром полностью по переводу Иванова.

Задача 2. Газета "Политический вестник" без согласия Ефремова и без выплаты ему вознаграждения опубликовала в сокращенном виде его речь, произнесенную на митинге в защиту бастующих шахтеров. После митинга Ефремов и другие ораторы обратились к издательству "Политика XX века" с предложением издать сборник их речей. Издательство приняло их предложение и согласилось заключить договор о передаче ему исключительных прав с оговоркой о невозможности включения в сборник речи Ефремова, поскольку она уже была ранее опубликована. В связи с этим Ефремов предъявил в суде иск к газете "Политический вестник" о взыскании вознаграждения и о возмещении убытков, причиненных незаконной публикацией его речи.

Задача 3. Составители справочника "Телефоны, адреса, реклама", изданного закрытым акционерным обществом "Городская телефонная сеть", предъявили в суде иск к составителям справочника "Бизнес-телефоны", опубликованного спустя два года российско-американским коммерческим издательством "Адресные книги для предпринимателей", о нарушении их авторских прав, выплате компенсации в размере 60 000 минимальных размеров оплаты труда и конфискации контрафактных экземпляров справочника. В исковом заявлении, в частности,

231

отмечалось, что ответчики использовали одни и те же адреса и телефонные номера абонентов. О плагиате свидетельствует и тот факт, что в справочнике ответчиков не исправлены даже опечатки, допущенные в ранее изданном справочнике истцов.

Возражая против иска, ответчики пояснили, что хотя информация об адресах и телефонах охраняется авторским правом, однако они проявили и самостоятельное творчество: по-иному расположили предметный каталог, отдельные рубрики, фотоиллюстрации, рекламные материалы, цифровые, буквенные и графические компоненты справочника. Суд иск удовлетворил. Ответчики обжаловали решение суда.

Задача 4. В мае 1992 г. иностранная фирма, зарегистрированная в России, заключила с российской телекомпанией договор об использовании фирмой имеющихся у компании аудиовизуальных произведений с записями передач симфонической музыки в исполнении известных российских музыкантов, певцов и дирижеров. По договору фирма приобретала исключительные права на использование произведений в коммерческих целях по каналам мирового шоу-бизнеса, в том числе путем уступки данных прав третьим лицам.

В феврале 1993 г. группа исполнителей, чьи концерты были записаны по трансляции, обратилась к телекомпании с требованием расторгнуть договор как нарушающий их авторские права и возместить им убытки. При этом действия иностранной фирмы были названы пиратскими. Получив отказ, исполнители обратились в суд. Иностранная фирма в свою очередь предъявила в суде иск к исполнителям о возмещении морального вреда за нанесение ущерба ее деловой репутации.

Задача 5. Издательство направило Тимченко проект авторского договора на написание им книги о рынке ценных бумаг. В сопроводительном письме указывалось, что договор заключается на следующих условиях: а) автор обязуется издать книгу под псевдонимом, избрав в качестве такового броское имя, прозвище, что необходимо в рекламных целях; б) автор дает согласие на литературную обработку текста его рукописи, поскольку этого требует характер подготавливаемой книги; в) вследствие того, что типография, с которой работает издательство, находится в другом городе и издательство не получает корректуру, автор не будет настаивать на ее просмотре, а при желании может прочесть корректуру непосредственно в издательстве, съездив туда за свой счет.

Задача 6. По договору с певцом Громовым открытое акционерное общество "Золотая мелодия" изготовило фонограммы его концерта. Спустя месяц Громов обнаружил в продаже экземпляры фонограмм

232

своего концерта, изготовленные студией, с которой у него не было договора о передаче исключительных смежных прав. Считая свои права нарушенными, Громов обратился в орган дознания с просьбой конфисковать контрафактные экземпляры фонограмм и передать их ему. Представитель органа дознания объяснил Громову, что в подобных случаях защиту смежных прав осуществляет только суд и только путем взыскания с нарушителей убытков.

Задача 7. Федоров передал в журнал статью о художниках-передвижниках, а в издательство - рукопись книги на ту же тему. Кроме того, Федоров участвовал в съемках научно-популярного фильма о передвижниках в качестве консультанта. После смерти Федорова его наследники потребовали от редакции журнала, дирекции издательства и дирекции киностудии оформить отношения, участником которых он был, договорами с указанием на всех произведениях его имени.

Задача 8. Наследница писателя Козлова Збруева обратилась в суд с иском к телестудии, в котором выражала неудовлетворение в связи с экранизацией телестудией повести Козлова "Майские цветы". Во-первых, телестудия отказалась заключить с нею договор об уступке права экранизации повести, заявив, что такие договоры заключаются только с самими авторами. Во-вторых, студия длительное время не давала Збруевой для ознакомления ни одного из вариантов сценария. Получив сценарий уже после начала съемок, Збруева пришла к выводу, что он не соответствует замыслу писателя и тексту пьесы. Повесть Козлова представляет трудности для экранизации в силу особенностей ее сюжета. При переводе ее на язык телефильма требовалась особая чуткость к идейной основе первоисточника. По мнению Збруевой, в сценарии нет того, ради чего писалась повесть. На этом основании Збруева протестовала против продолжения съемок телефильма по данному сценарию.

Задача 9. Симаков является автором музыки к кинофильму "Родные края". В связи с отказом киностудии выплатить обусловленное договором вознаграждение Симаков обратился в суд с требованием запретить показ кинофильма.

Задача 10. Петров, Иванов, Сидоров, Осипов и Кузнецов по договору с издательством обязались подготовить двухтомный сборник статей. Когда вышел первый том, то в качестве составителей в нем были указаны только Петров и Иванов. Они же были названы в качестве авторов вступительной статьи. В исковом заявлении в суд Сидоров, Осипов и Кузнецов требовали обязать издательство опубликовать соответствующую поправку во втором томе и выплатить им гонорар в соответствии с затраченным ими трудом. Сидоров - журналист, он один осуществил литературную обработку опубликованных текстов.

233

Осипов, владеющий иностранными языками, произвел сверку текстов с иностранными источниками. Петров и Иванов подтвердили выполнение работ Сидоровым и Осиповым. Кроме того, они отметили, что из представленных Кузнецовым 42 авторских листов текста 24 содержали устаревший материал или не соответствовали профилю издания, а 18 были настолько небрежно подготовлены, что почти полностью были ими переработаны. Из представленного им материала для вступительной статьи общим объемом 2 авторских листа они взяли лишь 3 страницы. В целом объем вступительной статьи составил 3 авторских листа.

Задача 11. Трофимов без согласия автора семи песен, записанных на фонограмму (Кедрова), их исполнителя (Жарова) и производителя фонограммы (закрытое акционерное общество "Камертон") воспроизвел указанную фонограмму. Узнав об этом, ЗАО "Камертон" обратилось в суд с иском о взыскании с Трофимова вознаграждения за воспроизведение фонограммы, возмещении убытков (включая упущенную выгоду) и штрафа в размере 10% суммы, которая будет присуждена в пользу истца. Возражая против иска, Трофимов пояснял, что он воспроизвел фонограмму в личных целях. Кроме того, Трофимов выразил желание уплатить положенное вознаграждение как ЗАО "Камертон", так и автору песен (Кедрову) и их исполнителю (Жарову).

Правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 2, 8, 18, 26, 128, 138, 150, 208).

Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.

Литература

Обязательная литература

Зенин И. А. Авторское право. Смежные права // Зенин И. А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. М., 2001 (с. 69-97).

Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1994.

Дополнительная литература

Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.

Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973.

Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М., 1974.

234

Веинке Вилли. Авторское право. М., 1979.

Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. М., 1996.

Зенин И.А. Интеллектуальная собственность (исключительные права) зарубежных стран // Зенин И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. М., 1999 (разд. 1.4. С. 115 - 163).

Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967.

Конторович Я.А. Авторское право. М., 1926.

Макагонова Н.В. Авторское право. Учебное пособие. М., 1999.

Кузнецов М.Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. М., 1988.

Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978.

Международные конвенции по авторскому праву. Комментарий. М., 1982.

Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов. Авторское право. М., 1988.

Проблемы советского авторского права. М., 1979 г.

Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. 1926.

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

Чернышева С.А. Правоотношения в области художественного творчества. М., 1979.

Чертков В.Л. Судебная защита прав и интересов авторов. М., 1971.

Шершеневич Г.Ф. Авторские права // Учебник русского гражданского права. М., 1955 (по изданию 1907 г.).

235