§ 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
В ходе регулирования экономики государство неизбежно сталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран, переживших кризис в экономике, чисто рыночным средством решения этой проблемы является институт экономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов и пресечение неэффективного экономического поведения должников.
В современное законодательство Республики Беларусь термин «экономическая несостоятельность (банкротство)» был введен Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»1 (далее Закон 1991 г.). Данный Закон разграничивал экономическую несостоятельность и банкротство как отдельные процедуры.
ГК и Закон о несостоятельности используют эти термины как синонимы. В ХПК также используется понятие «экономическая несостоятельность (банкротство)». Следовательно законодательство Республики Беларусь о несостоятельности не дифференцирует понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» и употребляет их как синонимы.
Однако в законодательстве стран континентальной Европы термин «банкротство» имеет узкое значение и рассматривается как частный случай несостоятельности. В дореволюционной юридической литературе отмечалось, что «под банкротством следует понимать неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества. Банкротство является, таким образом, уголовной стороной того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью. Оно не представляется необходимым и постоянным спутником последней, но только случайным усложнением»1. В действующем законодательстве о несостоятельности следовало бы также отказаться от использования термина «банкротство» для обозначения явления экономической несостоятельности, относящейся к институту частного права. Анализ названий статей УК (ст. 238 -Ложное банкротство, ст. 239 - Сокрытие банкротства, ст. 240 - Преднамеренное банкротство) позволяет сделать вывод о том, что термин «банкротство» применяется лишь к уголовно-наказуемым деяниям.
Понятия «банкротство» и «несостоятельность» имеют различное содержание и основания применения обозначаемых ими процедур. В ч. 1 п. 1 ст. 61 ГК несостоятельность определяется как невозможность должника удовлетворить требования кредиторов. Кроме того, статья содержит указание на то, что основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Для определения признаков экономической несостоятельности Закон о несостоятельности использует критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости. Следует отметить, что Устав о несостоятельности 1832 г. использовал критерий неоплатности. Подход с этой точки зрения характерен и для современного законодательства об экономической несостоятельности некоторых государств и состоит в превышении стоимости обязательств должника над стоимостью его имущества, т. е. недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
При использовании такого критерия возможна ситуация, когда должник имеющий имущество, стоимость которого превышает размер его долговых обязательств, может не удовлетворять требования кредиторов, не опасаясь признания его экономически несостоятельным. Состояние неплатежеспособности преобразуется в несостоятельность при выполнении двух условий. Во-первых, наличие неплатежеспособности устанавливает хозяйственный суд л ибо должник добровольно объявляет себя неплатежеспособным. Во-вторых, неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер. Закон о несостоятельности не конкретизирует понятие «устойчивый характер». Система признаковая признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена Правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27 апреля 2000 г. № 46/76/1850/201 (далее - Правила). В соответствии с Правилами проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности. В соответствии с п. 7 Правил в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса используются следующие показатели:
коэффициент текущей ликвидности - характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
В приложении 6 к Правилам приведены минимальные значения этих показателей в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта предпринимательской деятельности. Если хотя бы один из указанных коэффициентов имеет значение менее минимального, структура бухгалтерского баланса признается неудовлетворительной, а субъект
предпринимательской деятельности - неплатежеспособным. Субъект считается устойчиво неплатежеспособным в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествовавших его составлению.
В качестве критериев для признания неплатежеспособного субъекта предпринимательской деятельности потенциальным банкротом (собственно банкротом может признать только хозяйственный суд) в соответствии с п. 13 правил выступают:
коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами - характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов;
- коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами - характеризует способность предприятия рассчитаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.
Если значения хотя бы одного из указанных критериев окажутся более значения, приведенного в таблице, согласно приложению 6 к Правилам, устойчиво неплатежеспособный субъект признается потенциальным банкротом.
Кроме этого, п. 22 Правил предусматривает анализ зависимости установленной неплатежеспособности субъекта предпринимательской деятельности от задолженности государства перед ним.
В целях указанного анализа под задолженностью государства перед субъектом предпринимательской деятельности понимаются не исполненные в срок обязательства органа исполнительной власти Республики Беларусь по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого предприятие в силу действующего законодательства не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения предприятием).
Согласно п. 4 Правил, выводы, полученные на основе анализа, проведенного в соответствии с Правилами, могут быть (курсив мой -С. В.) использованы в соответствии с законодательством в процессе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов предпринимательской деятельности, а также при оценке их платежеспособности, т. е. не являются обязательными для применения в указанных случаях. Это обстоятельство, а также отсутствие в Законе о несостоятельности легальных критериев устойчивой неплатежеспособности ставят под сомнение единообразный подход при определении неплатежеспособности субъекта предпринимательской деятельности, как критерия экономической несостоятельности.
Следует отметить, что вышеперечисленные признаки являются экономическими показателями, а экономическая несостоятельность имеет не только экономическое, но и юридическое значение. Следовательно, в законодательстве необходимо предусмотреть критерии несостоятельности, имеющие юридическое содержание, которые применялись бы в совокупности с экономическими показателями.
Признаки несостоятельности, используемые в Законе о несостоятельности, можно подразделить на две группы. В первую группу входят признаки, служащие основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве. Так, в соответствии со ст. 7 Закона о несостоятельности дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению должника при наличии следующих признаков несостоятельности:
1) неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
2) наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
При наличии одного из указанных признаков должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве. В ст. 8 Закона о несостоятельности приводится перечень признаков, при наличии которых должник обязан подать заявление о своем банкротстве. В частности, такая обязанность возникает в случаях, когда:
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;
органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
выявлено обстоятельство, предусмотренное ч. 1 ст. 247 Закона. В соответствии со ст. 10 Закона о несостоятельности дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению кредитора при наличии следующих признаков:
неплатежеспособность должника имеет или приобретает устойчивый характер, и это обстоятельство достоверно известно кредитору;
- применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение одного месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований;
неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого кредитор намерен подать заявление кредитора. Продолжительность срока, установленного кредитором для погашения задолженности, по истечении которого он намерен подать заявление кредитора, не может быть менее одного месяца;
невыплата денежных средств кредитору (кредиторам) по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в течение срока, предусмотренного законодательством или устанавливаемого в соответствии с ним;
- неплатежеспособность должника, умышленно вызванная деянием должника - индивидуального предпринимателя и (или) деянием физического лица, являющегося заинтересованным лицом в отношении должника, за которые они привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законом;
утаивание или растрата имущества должника либо совершение иных действий должником - индивидуальным предпринимателем или заинтересованным лицом в отношении должника, в результате которых должник стал неплатежеспособным;
недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов (ст. 247 Закона);
сообщение должником кредитору, в хозяйственный суд или в средствах массовой информации о своей неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в том числе согласно ст. 255 Закона.
Указанные признаки служат формальными основаниями для подачи заявления в хозяйственный суд о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве. Их наличие не означает собственно несостоятельности, а лишь свидетельствует о неплатежеспособности должника. Только в ходе судебного разбирательства устанавливается природа неплатежеспособности, т. е. признаки, необходимые и достаточные для констатации экономической несостоятельности должника (вторая группа признаков). К таким признакам относятся:
1) неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;
2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.
Эти признаки, как было указанно выше, не очевидны. Они уточняются в ходе производства по делу о банкротстве либо объявляются самим должником, которому они заранее известны.
Закон о несостоятельности при определении названных признаков не отличается последовательностью. Одни и те же признаки несостоятельности (неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер и неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер) являются одновременно признаками, служащими основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, и признаками, свидетельствующими о несостоятельности должника.
Отметим, что в юридической литературе1 признаки первой группы называются внешними, а признаки второй группы - сущностными. В законодательстве некоторых стран указывается еще один признак несостоятельности -стечение или совокупность кредиторов у одного должника2. Закон о несостоятельности не содержит указания на этот признак, поскольку последний вытекает из смысла и цели конкурсного производства (распределение имущества должника между несколькими кредиторами в очередности, установленной законом). Следует согласиться с тем, что наличие у должника одного кредитора не препятствует возбуждению производства по делу о банкротстве, но решение о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства должно приниматься хозяйственным судом только при наличии двух и более кредиторов. В противном случае принудительное взыскание производится не в рамках процедуры производства по делу о банкротстве (оно подлежит прекращению), а в ходе искового производства3.
При определении наличия признаков несостоятельности принимается во внимание состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4 Закона о несостоятельности). Разграничивая понятия денежное обязательство и платежное обязательство, ст. 1 Закона о несостоятельности на самом деле смешивает их. Исходя из определения платежного обязательства последнее включает в себя помимо обязательных платежей, основанием возникновения которых
является императивное предписание закона, денежное обязательство, которое в свою очередь возникает из договора или по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Вопрос о субъектах, которые могут быть признаны несостоятельными, четко решен в ГК. К ним относятся:
1) индивидуальные предприниматели, которые не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности;
2) коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
3) некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов либо благотворительных или иных фондов.
Термин «процедуры банкротства», которыми оперирует Закон о несостоятельности носит условный характер, т. к. процедурой банкротства в собственном смысле является только конкурсное производство и его упрощенные разновидности: процедура банкротства ликвидируемого должника-юридического лица и процедура банкротства отсутствующего должника. Эти процедуры в отличие от остальных применяются к должнику, признанному банкротом. Конкурсное производство является основной, но не единственной процедурой банкротства, т. е. Закон о несостоятельности предусматривает так называемую «множественность процедур»1.
В современной системе законодательства значительное место заняли восстановительные процедуры. В соответствии со ст. 12 Закона о несостоятельности при рассмотрении дела о банкротстве должника-юридического лица применяются такие процедуры банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные Законом о несостоятельности, в частности, процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника, т. е. упрощенные процедуры банкротства.
При рассмотрении дела о банкротстве должника -индивидуального предпринимателя могут применяться конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные Законом о несостоятельности, например, процедура банкротства отсутствующего должника.
Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций