§ 8. Ликвидация коммерческих организаций.
Прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности
Ликвидация представляет собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК). Ликвидация, также как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению ее учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации содержится в под п. 1 п. 2 ст. 57 ГК и под п. 42.1 Положения о регистрации. К ним относятся:
истечение срока, на который создана коммерческая организация;
достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;
признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.
В последнем случае решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации принимается на основании вступившего в законную силу решения суда. Если решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение принимает хозяйственный суд в соответствии с подл. 42.2 Положения о регистрации.
Таким образом действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для добровольной ликвидация коммерческой организации является решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения остаются за рамками законодательного регулирования.
Решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.2 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом, кроме выше названного, по следующим основаниям:
1) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность (банкротство) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
2) сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;
3) наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправление коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
4) наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;
5) уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
Под п. 42.3 Положения о регистрации в качестве оснований для принятия такого решения регистрирующим органом называет следующие:
1) нарушение сроков регистрации акций, установленных законодательством;
2) нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;
3) неосуществление предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.
Если перечисленные в подл. 42.3 Положения о регистрации основания будут выявлены органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета, Государственного комитета финансовых расследований и иными уполномоченными органами, они в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями подают соответствующее заявление в хозяйственный суд. На основании такого представления хозяйственный суд принимает решение о ликвидации коммерческой организации.
После принятия решения о ликвидации начинается ликвидационный процесс, который проходит также в несколько стадий:
1. Сообщение о принятом решении регистрирующему органу, если решение принято в добровольном порядке, и представление следующих документов:
заявление о ликвидации; решение о ликвидации;
сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
сведения о порядке и сроках ликвидации (п. 47 Положения о
регистрации).
2. Внесение регистрирующим органом на основании указанных документов в десятидневный срок в ЕГР сведений о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.
3. Назначение ликвидационной комиссии, ее председателя либо ликвидатора субъектами, принявшим решение о ликвидации. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством. Решением суда о ликвидации коммерческой организации на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации (ч. 2 п. 3 ст. 57 ГК). Порядок назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) осуществляется хозяйственным судом в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 16 марта 1999 г. № 111. К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами коммерческой организации. Она от имени ликвидируемой коммерческой организации выступает в суде (п. 3 ст. 58 ГК). В соответствии с п. 56 Положения о регистрации в состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы.
4. Ликвидационная комиссия помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывается порядок и сроки заявления кредиторами требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации коммерческой организации.
5. Составление ликвидационной комиссией промежуточного баланса после окончания срока предъявления требований кредиторами. Промежуточный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.
6. Продажа имущества ликвидируемой коммерческой организации. Ликвидационная комиссия сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках. Если этих средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 59 ГК).
7. Расчеты с кредиторами в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК и п. 61 Положения о регистрации:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Механизм
капитализации указанных платежей, учитывая сферу возникновения обязанности по их уплате, нашел свое закрепление в законодательстве о социальной защите. Так, в соответствии с Правилами накопления повременных платежей ликвидируемых предприятий в связи с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо со смертью работника при исполнении им трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. № 6641 повременные платежи, причитающиеся с ликвидируемой коммерческой организации в связи с причинением вреда жизни и здоровью работника (далее - повременные платежи), накапливаются путем зачисления их в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд социальной защиты). Для этого ликвидационная комиссия в 5-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации коммерческой организации обязана письменно уведомить местный орган Фонда социальной защиты об имеющихся у ликвидируемой организации обязательствах по повременным платежам. При наличии таких обязательств в работе ликвидационной комиссии принимают участие представители местного органа Фонда социальной защиты, которые устанавливают размер повременных платежей, подлежащих внесению в бюджет Фонда. Конкретная сумма повременных платежей, причитающихся с организации на момент ее ликвидации и подлежащих внесению в бюджет Фонда социальной защиты, определяется в соответствии с Инструкцией об исчислении повременных платежей ликвидируемых юридических лиц, ответственных за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, утвержденной Постановлением Фонда социальной защиты от 25 марта 2002 г. № 1/92.
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные
фонды;
в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.
Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.
При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 60 ГК).
8. Составление ликвидационного баланса, который подписывается членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами.
9. Представление в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации, следующих документов:
копию публикации в газете «Рэспублiка»;
документ, подтверждающий возврат печати и штампов в органы внутренних дел;
документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках;
отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора);
ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами;
подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или, при его отсутствии, документ уполномоченного государственного органа, удостоверяющий факт утраты (уничтожения)этого подлинника;
справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
справку Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты;
справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;
справку государственной службы занятости;
справку соответствующих территориальных органов государственной статистики об отсутствии задолженности по статистической отчетности перед этими органами;
справку соответствующего территориального (городского или районного) архива соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов (п. 64
Положения).
10. Исключение регистрирующим органом коммерческой организации из ЕГР на основании представленных документов и сообщение в десятидневный срок о ее ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики.
Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а организация прекратившей свою правосубъектность с момента внесения записи об этом в ЕГР.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, установленном для ликвидации коммерческой организации.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций