§ 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
Несмотря на то, что ФПГ не имеет статуса юридического лица законодательство предусматривает особый порядок ее государственной регистрации, наделив соответствующими функциями уполномоченный орган государственного управления, в качестве которого в настоящее время выступает Минэкономики. По общему правилу, регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется областными и Минским городским исполнительными комитетами, а также иными органами государственного управления, выбор которых зависит от предполагаемой сферы, территории деятельности, происхождения капитала потенциального субъекта предпринимательской деятельности. Есть ли некая коллизия в том, что государственную регистрацию ФПГ осуществляет Минэкономики? По всей вероятности, регистрация ФПГ как объединения, не имеющего статуса юридического лица, имеет не только разрешительное, но и иное, своего рода охранительное, значение. Охрана касается как прав и законных интересов остальных субъектов экономического оборота, которым предстоит осуществлять предпринимательскую деятельность наряду с крупным, зачастую доминирующим на рынке образованием в форме ФПГ, так и прав и законных интересов самой ФПГ как единого комплекса.
Создание ФПГ включает следующие стадии: инициативу создания;
подготовку документов для государственной регистрации; получение согласия антимонопольного органа;
- создание центральной компании в случае, если ФПГ создается способом, предусматривающим учреждение этой компании.
Основанием создания ФПГ является инициатива ее потенциальных участников. В случае создания межгосударственной ФПГ в качестве основания выступает межправительственное соглашение.
Обязательными участниками ФПГ являются юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации.
Государственные унитарные предприятия или организации, в уставном фонде которых имеется доля государственной собственности могут быть участниками ФПГ с согласия республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа, в ведении которого находятся эти предприятия и организации.
В состав участников ФПГ могут входить и некоммерческие организации, участие которых в соответствии с законодательством Рее-
публики Беларусь обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ. Исходя из природы правовых и экономических взаимоотношений между основным и дочерним обществами, а также основным и дочерним унитарными предприятиями, дочернее общество (предприятие) может входить в состав ФПГ только в случае, если общество (предприятие-учредитель) является участником данной ФПГ.
В качестве участников ФПГ не могут выступать республиканские органы государственного управления, Национальный банк и местные исполнительные и распорядительные органы. Кроме этого, ст. 4 Закона о ФПГ устанавливает также запрет на участие юридического лица более чем в одной ФПГ, поскольку одинаковый состав нескольких ФПГ создает угрозу монополизации рынка. Однако по отношению к банкам данный запрет нельзя считать целесообразным. В целом в качестве участников ФПГ признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания.
Наиболее важной стадией создания ФПГ является подготовка ее локальных актов, к которым во всех случаях относится организационный проект, а также договор о создании ФПГ, учредительные документы центральной компании, если ФПГ создается способом, предусматривающим ее учреждение.
Анализ норм Закона о ФПГ, определяющих содержание договора о создании ФПГ, не позволяет однозначно назвать природу данного договора. В юридической литературе высказывается мнение1 что данный договор является разновидностью договора о совместной деятельности. Деятельность потенциальных участников по созданию ФПГ вполне укладывается в рамки договора о совместной деятельности (простого товарищества).
Наряду с существенными условиями, предусмотренными для договора о совместной деятельности, договор о создании ФПГ в соответствии со ст. 5 Закона о ФПГ должен содержать: наименование ФПГ;
порядок учреждения центральной компании в случае, когда полномочиями головного предприятия не наделяется один из участников ФПГ;
способ, посредством которого создается ФПГ; - цель создания ФПГ и способы реализации единой хозяйствен-
ной задачи;
порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ;
порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;
порядок распределения прибыли и уплаты налогов;
порядок приобретения и использования центральной компанией (головным предприятием) имущества;
объем, порядок и условия объединения активов участников ФПГ;
срок действия договора.
Положение о порядке регистрации хозяйственных групп расширяет данный перечень, добавляя в него:
перечень юридических лиц - участников хозяйственной группы с указанием их местонахождения и реквизитов государственной регистрации;
полное наименование центральной компании (головной организации, уполномоченного представителя);
порядок ведения учета и представления отчетности хозяйственной группой;
порядок расторжения договора о создании хозяйственной группы по решению ее участников;
порядок распределения имущества центральной компании (головной организации) при прекращении действия договора о создании хозяйственной группы.
Договор о создании ФПГ может содержать и другие условия, обязательные или характерные для данных гражданско-правовых отношений, устанавливаемые участниками, исходя из целей и задач создаваемой ФПГ и требований законодательства Республики Беларусь.
Процедура получения заключения антимонопольного органа о возможности создания ФПГ, сточки зрения соблюдения антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в особом порядке не урегулирована. Соответствующая норма содержится в ст. 11 Закона о противодействии монополистической деятельности, однако, в отношении документов, предоставляемых участниками ФПГ в антимонопольный орган, предусмотрено, что их перечень устанавливается этим органом. На сегодняшний день такой перечень в законодательном порядке не установлен, и это обстоятельство заслуживает отрицательной оценки.
Организационная целостность ФПГ, создаваемой на основе договора о создании ФПГ, обеспечивается посредством учреждения
всеми ее участниками центральной компании. Поскольку учредителями центральной компании выступают организации, различающиеся по видам деятельности, отраслевой и национальной принадлежности, объему капитала и масштабам деятельности, Закон о ФПГ предусматривает учреждение центральной компании в форме АО При этом правовое положение центральной компании будет определяться также законодательством, регламентирующим данную организационно-правовую форму, в частности ГК и Законом «Об АО ОДО и ООО», что создает предпосылки для возникновения вопроса о соотношении Закона о ФПГ как специального нормативного правового акта и указанных актов. Так, в случае учреждения централь ной компании в форме АО, учредительным документом последнего в соответствии с п. 3 ст. 98 ГК является устав, утвержденный учредителями. Однако для центральной компании, созданной в форме АО, договор о создании ФПГ является учредительным договором и, следовательно, входит с состав ее учредительных документов, и действует до момента прекращения деятельности ФПГ.
Цель учреждения центральной компании ФПГ исходя из ч. 3 ст. 4 Закона о ФПГ - координация предпринимательской деятельности участников ФПГ и ведение дел последней. В то же время ст. 9 Закона о ФПГ, которая называется «Центральная компания, учрежденная участниками ФПГ для координации их хозяйственной деятельности» (выделено мной - С. В.), определяет центральную компанию как юридическое лицо, созданное в целях представления интересов всех участников договора о создании ФПГ (выделено мной -С. В.) в форме АО, зарегистрированное на территории Республики Беларусь и уполномоченное договором о создании ФПГ на ведение дел этой ФПГ. Исходя из этого определения можно отметить следующее. Разные нормы Закона о ФПГ, по-разному определяют цели создания центральной компании, если принять во внимание то обстоятельство, что «координация хозяйственной деятельности участников ФПГ» и «представление интересов всех участников договора о создании ФПГ» - понятия не совпадающие. Исходя из того, что центральная компания создается в форме АО, она является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой выступает получение прибыли. Вся ее деятельность ведется исключительно для обеспечения деятельности ФПГ.
Центральная компания как коммерческая организация регистрируется в общем порядке, установленном для субъектов предпринимательской деятельности. В ее наименование после регистрации
ФПГ включаются слова «центральная компания ФПГ», для чего вносятся изменения в устав центральной компании и осуществляется их государственная регистрация.
Закон о ФПГ не содержит никаких положений по поводу дальнейшего функционирования центральной компании ФПГ на тот случай, если Минэкономики откажет в регистрации ФПГ. К сожалению это не единственный пробел указанного Закона в определении правового положения центральной компании, что требует особо тщательного подхода к разработке такого локального акта ФПГ, как устава центральной компании. Он должен определять цели и предмет деятельности центральной компании, соответствовать условиям договора о создании ФПГ и-содержать исчерпывающий перечень ее прав и обязанностей в сфере координации предпринимательской деятельности участников ФПГ и ведения дел последней. В противном случае возможна ситуация, когда центральная компания в силу каких-либо обстоятельств выйдет за пределы своей правоспособности.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о ФПГ полномочия центральной компании могут быть возложены с согласия всех участников на одного из участников этой группы, именуемого головным предприятием.
Достаточно важным локальным документом ФПГ, независимо от способа создания, выступает организационный проект ФПГ, который представляет собой комплект документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах создания ФПГ, инвестиционных проектах и другие обоснования, представляемые будущими участниками ФПГ в уполномоченный республиканский орган государственного управления для принятия решения о регистрации финансово-промышленной группы (ст. 7 Закона о ФПГ). В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о ФПГ требования к организационному проекту ФПГ определяются Правительством Республики Беларусь. Такие требования установлены подп. 3.6. Положения о государственной регистрации хозяйственных групп. Организационный проект состоит из пояснительной записки и технико-экономического обоснования. Пояснительная записка к проекту содержит:
сведения о целях и задачах создания хозяйственной группы;
обоснование способа создания хозяйственной группы;
сведения об организационной структуре хозяйственной группы и о кооперации между ее участниками;
сведения об участниках хозяйственной группы (размер уставного фонда, доля государства в уставном фонде, основные виды деятельности).
Технико-экономическое обоснование включает:
основные показатели финансово-хозяйственной деятельности участников хозяйственной группы за последний финансовый год включая долю на товарных рынках основных видов выпускаемой продукции;
анализ внутренних и внешних рынков сбыта товаров (работ услуг);
- предполагаемую долю товаров (работ, услуг) хозяйственной группы на республиканском и областных (если участники расположены на территории одной области) товарных рынках;
- оценку конкурентоспособности предполагаемых к выпуску товаров (работ, услуг) с указанием ее преимуществ;
- оценку предполагаемой эффективности деятельности хозяйственной группы;
- сведения об инвестиционных проектах и программах, включая прогнозируемые показатели эффективности и сроки их реализации.
Основное содержание организационного проекта составляют технико-экономические показатели будущей совместной деятельности ФПГ, но не учитываются ее социальные, экологические аспекты. Основное предназначение организационного проекта - обоснование возможности предоставления ФПГ мер государственной поддержки.
Объединение юридических лиц приобретает статус ФПГ со дня ее регистрации в Минэкономики. Для этого центральная компания (головная организация) либо в случае, если ФПГ создается способом, не предусматривающим учреждение центральной компании или предоставление ее полномочий головной организации, иной ее участник, зарегистрированный на территории Республики Беларусь и уполномоченный остальными участниками (уполномоченный представитель), представляет в регистрирующий орган: заявление о регистрации ФПГ;
- договор о создании ФПГ;
- нотариально заверенные копии учредительных документов участников ФПГ и свидетельства об их государственной регистрации, а для участников группы - нерезидентов Республики Беларусь нотариально заверенные копии легализованных в установленном порядке учредительных документов;
договор доверительного управления (если ФПГ создается способом, при котором один участник группы (доверительный управляющий) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы (вверителей) на основании договора доверительного управления имуществом);
выписку из реестра акционеров акционерного общества (если ФПГ создается способом, при котором одному из участников принадлежит доля в имуществе каждого из иных участников или все либо некоторые из этих участников являются акционерными обществами);
организационный проект ФПГ, состоящий из пояснительной записки и технико-экономического обоснования, которые содержат:
а) пояснительная записка:
сведения о целях и задачах создания хозяйственной группы;
обоснование способа создания хозяйственной группы;
сведения об организационной структуре хозяйственной группы и о кооперации между ее участниками;
сведения об участниках хозяйственной группы (размер уставного фонда, доля государства в уставном фонде, основные виды деятельности);
б) технико-экономическое обоснование:
основные показатели финансово-хозяйственной деятельности участников хозяйственной группы за последний финансовый год, включая долю на товарных рынках основных видов выпускаемой продукции;
анализ внутренних и внешних рынков сбыта товаров (работ, услуг);
предполагаемая доля товаров (работ, услуг) хозяйственной группы на республиканском и областных (если участники расположены на территории одной области) товарных рынках;
оценку конкурентоспособности предполагаемых к выпуску товаров (работ, услуг) с указанием ее преимуществ;
оценку предполагаемой эффективности деятельности хозяйственной группы;
сведения об инвестиционных проектах и программах, включая прогнозируемые показатели эффективности и сроки их реализации. Организационный проект может содержать иные сведения, характеризующие особенности создания хозяйственной группы;
заключение о соответствии указанных документов законодательству Республики Беларусь о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции и возможности государственной регистрации ФПГ;
решение юридического лица об участии в ФПГ с указание способа, посредством которого создается группа, принятое в установленном порядке его органом управления, уполномоченным на принятие такого решения.
Срок, в течение которого этот орган должен рассмотреть представленные документы и принять соответствующее решение, составляет 30 дней со дня подачи заявления (п. 6 Положения о государственной регистрации хозяйственных групп). Представляется, ч в п. 6. указанного положения имеется в виду день подачи не только заявления, но и всех необходимых документов, в противном случае теряется смысл упомянутого выше срока. Решение о государственной регистрации оформляется приказом Минэкономики, который в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о нормативных правовых актах является актом применения права. Минэкономики в пятидневный срок в письменном виде уведомляет центральную компанию (головную организацию, уполномоченного представителя) о принятом решении.
Положение о государственной регистрации хозяйственных групп в качестве оснований для принятия решения об отказе в регистрации ФПГ называет:
нарушение установленного порядка создания ФПГ;
- несоответствие документов, необходимых для государстве ной регистрации, требованиям законодательства Республики Беларусь;
установление обстоятельств, свидетельствующих о том, что создание и регистрация ФПГ на территории Республики Беларусь способствуют монополизации производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ущемлению законных интересов потребителей или противоречат законодательству, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона о ФПГ запрещается создание, а также деятельность на территории Республики Беларусь ФПГ, если это может иметь целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также в других случаях, когда создание и деятельность финансово-промышленной группы противоречат законодательству Республики Беларусь, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан. В результате сравнения приведенных положений указанных нормативных правовых актов можно отметить следующее. Они оперируют различными категориями: «иметь целью или результатом...» и «способствовать» монополизации, которые, на наш взгляд, не совпадают. Более того, антимонопольное законодательство Республики Беларусь оперирует в таких случаях не понятием «монополизация производства и (или) реализации товаров (работ, услуг)», а понятием «возникновение и усиление доминирующего положения на товарных рынках Республики Беларусь».
Такое основание для отказа в государственной регистрации ФПГ, как нарушение установленного порядка ее создания имеет достаточно пространный характер, поскольку сам этот порядок, особенно в случае создания ФПГ не на основе договора, регламентирован не в полном объеме. Несоответствие документов, необходимых для государственной регистрации ФПГ, требованиям законодательства, не предусматривает их возврат на доработку, а влечет отказ в государственной регистрации, что вряд ли оправдано, особенно, если учесть их количество и требования к содержанию.
В решении Минэкономики об отказе в регистрации ФПГ должны быть указаны обстоятельства, явившиеся основанием для принятия такого решения. Последнее может быть обжаловано в судебном порядке.
Сведения о зарегистрированной ФПГ включаются в Государственный реестр финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь, Положение о которых утверждено Приказом Минэкономики от 16 августа 1996 г. № 471. Ведение указанного реестра осуществляется Минэкономики. Государственный реестр финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь представляет собой единый банк данных о созданных, Реорганизованных и ликвидированных финансово-промышленных и иных хозяйственных группах, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и места регистрации предприятий, организаций и учреждений, входящих в их состав.
Государственная регистрация ФПГ подтверждается выдачей центральной компании (головной организации, уполномоченному представителю) свидетельства о регистрации ФПГ по форме, установленной вышеназванным Положением.
Деятельность ФПГ подлежит прекращению в случаях:
истечения срока действия договора о создании финансово-промышленной группы, если он не был продлен ее участниками;
расторжения договора о создании финансово-промышленной группы по решению всех участников группы в порядке, предусмотренном этим договором;
вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы на территории Республики Беларусь;
вступления в законную силу решения суда об установлении нарушения законодательства Республики Беларусь при создании финансово-промышленной группы или в процессе ее деятельности;
принятия Правительством Республики Беларусь решения о прекращении деятельности финансово-промышленной группы при установлении обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 14 Закона о ФПГ.
Следует отметить, что подп. 5 ч. 1 п. 10 Положения о государственной регистрации хозяйственных групп противоречит п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о ФПГ, поскольку называет «принятие Правительством Республики Беларусь решения о прекращении деятельности хозяйственной группы» без указания причин для принятия такого решения. Подп. 4 ч. 1 п.10 Положения о государственной регистрации и п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона о ФПГ не уточняет то, каким должно быть «нарушение законодательства» (грубым, неоднократным и т. д.), т. е. предполагает его любым и даже однократным, что, на наш взгляд, ставит ФПГ в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности. Более того законодательство о ФПГ не раскрывает понятия «деятельность ФПГ», в связи с чем трудно установить, что означает «нарушение законодательства в процессе деятельности ФПГ».
Закон о ФПГ не определяет судьбы центральной компании (головной организации) при прекращении действия договора о создании ФПГ. Подп. 3.2 Положения о государственной регистрации хозяйственных групп в качестве одного из условий договора о создании ФПГ называет порядок распределения имущества центральной
компании, т. е. предполагается, что центральная компания при указанных обстоятельствах подлежит ликвидации. Наступают ли аналогичные последствия в случае принудительного прекращения деятельности ФПГ? С учетом того, что вся деятельность центральной компании ведется исключительно для обеспечения деятельности ФПГ, в указанном случае она, т. е. центральная компания, подлежит ликвидации.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций