§ 3. Система управления в финансово-промышленных группах
Система управления в ФПГ включает:
совет управляющих, который является высшим органом управления ФПГ;
центральную компанию, являющуюся постоянно действующим органом ФПГ, осуществляющим оперативное управление ФПГ. Совет управляющих ФПГ включает представителей всех ее участников (ч. 1 ст. 8 Закона о ФПГ). Компетенция указанного органа устанавливается договором о создании ФПГ.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о ФПГ центральная компания осуществляет следующие функции:
выступление от имени участников в отношениях, связанных с созданием и деятельностью этой группы;
ведение сводного (консолидированного) учета, баланса и отчетности в части деятельности ФПГ в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;
подготовку отчета о деятельности ФПГ; выполнение в интересах участников ФПГ финансовых операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Понятие и виды финансовых операций определены в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2000 г. «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем»1. Так в соответствии со ст. 7 Закона финансовая операция -деяние субъекта права со средствами независимо от формы и способа их осуществления, направленное на возникновение, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, а равно Удостоверение или регистрация таких деяний.
К финансовым операциям относятся:
банковские операции, в том числе сделки банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, связанные с денежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами, драгоценными камнями и иными видами ценностей;
- сделки и иные деяния с ценными бумагами, предусмотренные законодательством, влекущие за собой переход права собственности или иного права на эти ценные бумаги либо на права, удостоверяемые ценными бумагами;
- почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые отправления с ценными вложениями;
- получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре и в других основанных на риске играх, организация и проведение которых осуществляются на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством;
перемещение средств через таможенную границу Республики Беларусь;
- передача ценных бумаг на хранение в депозитарий или передача на хранение в ломбард ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
внесение физическим или юридическим лицом (страхователем) денежных средств (страхового взноса, страховой премии) страховщику по договору страхования, а также получение страховой суммы (страхового возмещения, страхового обеспечения) по этому
договору;
- внесение денег, ценных бумаг, другого имущества, в том числе имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный фонд либо внесение паев (приобретение долей) при создании (реорганизации) юридического лица, а равно при увеличении уставного фонда юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы;
- иные деяния субъектов права, направленные на возникновение, изменение или прекращение имущественных прав на средства, а равно удостоверение или регистрация таких деяний.
Из приведенного перечня следует, что некоторые виды финансовых операций, например банковские операции, центральная компания может осуществлять только в том случае, если она является банком или небанковской кредитно-финансовой организацией.
Иная деятельность центральной компании по ведению дел Финансово-промышленной группы устанавливается уставом центральной компании и договором о создании финансово-промышленной группы.
Закон о ФПГ не разграничивает компетенции этих органов, что является необходимым, если учесть организационно-правовую форму центральной компании. Дело в том, что АО, в форме которого создается центральная компания, имеет свои органы управления. При этом возможно даже совпадение состава общего собрания как высшего органа управления центральной компании, как юридического лица и совета управляющих как высшего органа управления ФПГ. Поскольку соответствующая норма в Законе о ФПГ отсутствует, данный вопрос (о разграничении компетенции) должен быть урегулирован в договоре о создании ФПГ. Следует согласиться с тем, что «в договоре о создании ФПГ совет управляющих ФПГ ...» можно «наделить компетенцией, принадлежащей общему собранию центральной компании...»1.
Рассматривая вопросы управления в ФПГ следует отметить следующие важные моменты.
1) Полномочия органов управления ФПГ не распространяются на всю предпринимательскую деятельность ее участников. В сферу компетенции этих органов входит только совместная деятельность участников в составе группы, ограниченная целями создания ФПГ и суммой объединенных для этих целей активов участников. Последнее обстоятельство и объясняет тот факт, что участник ФПГ в результате участия в ней не теряет своей самостоятельности. «В ФПГ участник передает органам управления ФПГ лишь часть своей хозяйственной самостоятельности, ведь входящие в состав финансово-промышленной группы организации не теряют статуса юридического лица, а ФПГ не приобретает его»2.
2) Конкретная система управления ФПГ определяется составом участников и характером связей между ними (вертикально или горизонтально интегрированная ФПГ или конгломерат). В любом случае система управления ФПГ состоит из двух уровней. Нижний уровень включает органы управления участников ФПГ, полномочия которых существенно не изменяются после вхождения в группу. Некоторые их функции частично могут передаваться центральной компании ФПГ,
в частности, в сфере управления финансами, сбытом, информационного обеспечения и т. д. Управление деятельностью участников ФПГ должно быть подчинено обеспечению реализации цели совместной деятельности в рамках группы. Для этого общие проекты и программы необходимо детализировать в виде соответствующих «внутренних» планов, например, финансовых, производственных, снабженческих, сбытовых, и обеспечить возможность их реализации. Такое же взаимодействие, но только в обратном направлении, должно осуществляться в целях ведения свободного консолидированного учета и отчетности.
Намного сложнее выглядит верхний уровень управления ФПГ, т. е. управление, осуществляемое Советом управляющих ФПГ и центральной компанией. При этом следует иметь в виду, что центральная компания создается только при договорном объединении участников ФПГ, если ее функции не выполняет головная организация. ФПГ холдингового типа, в которой полномочия центральной компании выполняет основное общество, является ни чем иным, как холдинговой компанией, все отношения внутри которой строятся по правилам взаимоотношений основного и дочерних хозяйственных обществ. Закон о ФПГ этот тип отношений не регламентирует и уделяется внимание лишь ФПГ, представляющим собой договорной альянс.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций