logo search
ПРХД Вабищевич

§ 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании

Одной из характерных черт экономики переходного периода! является непостоянство и противоречивость хозяйственных отношений, вынуждающие субъекта предпринимательской деятельности приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации на. рынке. Как известно, главные факторы, формирующие рынок-это спрос и предложение. Основной способ установления равновесия между ними - цена. По мере увеличения цены предложение товаров растет, и наоборот. Чем выше цены на товар, тем ниже спрос, и наоборот. Являясь регулятором соотношения спроса и предложения, цена влияет на экономическое положение субъек­тов предпринимательской деятельности. Последние представля­ют собой микросистемы, являющиеся элементами макросисте-1 мы, в качестве которой выступает экономика страны в целом. Эти два вида систем находятся в постоянном взаимодействии, упорядочить и придать качество которому способен правовой механизм в рамках разумного государственного регулирования. Последнее обстоятельство позволяет рассматривать цену не только как экономическую, но и как правовую категорию.

В качестве экономической категории цена представляет собой денежное выражение (форму) товара. По отношению к рабо­там и услугам употребляется термин «тариф» (далее - цена). При формулировании цены как экономической категории учитывается, ее взаимосвязь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, с государством, с другими производителями, с конкуренцией, с расходами на про­изводство и т. д.1.

Как юридическая категория цена представляет собой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора. В соответствии со ст. 394 ГК исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законода­тельства. В предусмотренных законодательством случаях применя­ются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), установленные или регу­лируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом ГК не называет цену в числе существенных условий договора. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, его исполнение оплачива­ется по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взима­ется за аналогичные товары, работы, услуги (п. 3 ст. 394 ГК). Цена выступает одновременно в двух качествах: как экономическое сред­ство управления и как объект государственного регулирования.

Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую следующие их виды:

1. В зависимости от участия государства в процессе ценообразо­вания выделяются свободные и регулируемые цены. Свободная цена - цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена - цена, ус­танавливаемая соответствующими государственным органами, осу­ществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом предпринимательской деятельности с учетом установлен­ных этими органами определенных ограничений.

2. В зависимости от наличия контроля за применением предус­мотренного порядка ценообразования цены делятся на контролиру­емые и неконтролируемые. При этом установление контроля зави­сит оттого, является цена регулируемой или свободной. Установле­ние и применение регулируемых цен подлежит контролю со стороны государственных органов. Контроль за установлением и применени­ем свободных цен осуществляется, как правило, в отношении от­дельных субъектов предпринимательской деятельности. Например, ст. 9 Закона о противодействии монополистической деятельности предусматривает контроль за уровнем цен, устанавливаемых хозяй­ствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке.

3. В зависимости от рынка выделяются цены оптовые и розничные. Оптовая цена уплачивается организацией розничной торговли производителю или оптовому посреднику. Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю.

4. В зависимости от территории формирования и применения цены можно разделить на государственные и мировые. Государствен­ные формируются и применяются в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь, а мировые - на основе данных бирже­вых котировок. Последние имеют значение для субъектов, осуще­ствляющих внешнеэкономическую деятельность.

6. В зависимости от отрасли выделяют оптово-отпускные цены - применяются в промышленности, тарифы- применяются в транс­портной деятельности, сметная стоимость - в строительстве, за­купочные цены- цены, применяемые в сельском хозяйстве.

В юридической и экономической литературе существуют и дру­гие классификации цен, проводимые по различным критериям.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. «О ценообразовании»1 (далее - Закон о ценообразовании) процесс по установлению, регулированию цен и контролю за приме­нением установленного законодательством порядка ценообразова­ния предпринимателями, республиканскими органами государствен­ного управления, областными и Минским городским исполнитель­ными и распорядительными органами (субъектами ценообразова­ния) именуется ценообразованием. На наш взгляд контроль за применением порядка ценообразования не может быть одним из эле­ментов самого процесса ценообразования.

Правовой основой этого процесса являются указанный выше Закон, а также Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Рес­публике Беларусь»2 (далее - Указ № 285), Порядок регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Рес­публики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (та­рифов), утвержденный Постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 9443 (с послед, изм. и доп.) (далее - Порядок регистрации цен) и т. д.

Необходимо различать правовое регулирование ценообразования и правовое регулирование цен. В первом случае объектом пра­вового регулирования выступает процесс формирования цен, а во втором - прямое установление цен при их государственном регули­ровании.