§ 2. Понятие и правовые основы стандартизации
Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1993 г. «О стандартизации»1 (далее - Закон о стандартизации). Он содержит в основном нормы публичного характера, которые регулируют вертикальные отношения, что обусловлено сущностью стандартизации как деятельности государства в лице уполномоченных органов.
В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации стандартизация (нормирование) - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик (в дальнейшем - требования) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
единства измерений;
экономии ресурсов, повышения энергоэффективности и снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг;
безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций;
обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
Нормативные документы по стандартизации (стандарты) представляют собой документы, содержащие правила, общие нормы, принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов по стандартизации.
В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:
государственные стандарты Республики Беларусь (далее -государственные стандарты);
государственные строительные нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);
государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Беларусь (далее-классификаторы);
отраслевые нормативные документы по стандартизации;
стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования; - технические условия.
В Республике Беларусь применяются также международные (региональные) стандарты, нормы и правила, национальные стандарты, нормы и правила других государств, иные документы по стандартизации. Правительством Республики Беларусь одобрена Программа «Создание системы технического нормирования и стандартизации, гармонизированной с нормами и требованиями Всемирной торговой организации и Европейского Союза». Цель программы -достижение к 2003 г. 70 % уровня гармонизации белорусских стандартов с международными. Следует отметить, что гармонизация национальной нормативной документации с международной - одно из условий вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.
Государственные стандарты, строительные нормы, классификаторы утверждаются Комитетом по стандартизации. Их создание определяется ст. 6 Закона о стандартизации.
Государственные стандарты устанавливают два вида требований к качеству товаров:
1) обязательные для применения всеми органами государственного управления и субъектами хозяйствования. Перечень обязательных требований предусмотрен ч. 3 ст. 6 Закона о стандартизации. В него входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг Для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, Для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и требует конкретизации некоторых требований, например, о технической и информационной совместимости;
2) необязательные для всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации.
Государственные стандарты являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблюдению на всей территории Республики Беларусь.
Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию отраслево-1 го значения. Они не замыкаются на системе конкретной отрасли, а распространяются на всю совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, разрабатывающих и (или) производящих аналогичную по потребительскому или функциональному значению продукцию. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм.
Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются, субъектами хозяйствования самостоятельно. Они также не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.
Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах, но в соответствии с последними.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о стандартизации нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг.
В целях обеспечения широкого применения субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, классификаторов технико-экономической и социальной информации и других нормативных документов по стандартизации Постановлением Кабинета Министров
республики Беларусь от 24 июня 1996 г. утверждено «Положение о Национальном фонде стандартов»1. В соответствии с п.1 указанного Положения Национальный фонд стандартов представляет собой совокупность нормативных документов по стандартизации на бумажных и магнитных носителях, включающих:
государственные стандарты, классификаторы технико-экономической и социальной информации Беларуси и документы, представляемые разработчиками для утверждения государственных стандартов и классификаторов;
межгосударственные, международные, региональные стандарты;
национальные стандарты зарубежных стран;
правила, нормы, рекомендации и другие нормативные документы по стандартизации с их справочно-поисковым аппаратом (базами данных, указателями, каталогами, картотеками).
Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, которому принадлежит также исключительное право официального опубликования нормативных документов в области стандартизации.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций