§ 2. Правовые основы государственного регулирования цен
В соответствии со ст. 7 Закона о ценообразовании регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:
- товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Такой перечень установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом»1 с послед изм. и доп.
В целом государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования. К прямым способам относятся:
1) фиксирование цен. Фиксированная цена - регулируемая цена, Установленная субъектом ценообразования в твердо выраженной Денежной величине. Такие цены устанавливаются, например, Республиканским автотранспортным УП «Миноблавтотранс» на перевозки
пассажиров городским транспортом общего пользования, кроме так-1 си (по согласованию с Минэкономики)1;
2) установление предельных цен. Предельная цена - регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним .< пределами. Например, Постановлением Минэкономики от 10 мая 2001. г. № 87 утвержден Перечень предельных минимальных цен | на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Рее-1 публики Беларусь2;
3) установление предельных торговых надбавок (скидок). Они | представляют собой ограничения к регулируемой цене, устанавливаемые государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения. Например, предельный размер торговых надбавок установлен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, запчасти и расходные материалы к ней, производимые в республике и реализуемые населению, учреждениям и организациям здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности, учреждениям и организациям Министерства труда и социальной защиты, | Министерства образования3;
4) установление предельных нормативов рентабельности. Указанные нормативы являются предельными показателями отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах. В частности, предельные уровни рентабельности установлены по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов4;
5) использование порядка определения и применения цен. Например, Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Минэкономики от 22 апреля 1999г. №431 с послед, изм. и доп. установлен порядок формирования и применения отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифов на услуги, а также розничных цен;
6) декларирование цен. Имеется в виду регистрация цен субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих органах, осуществляющих регулирование ценообразование;
7) регистрация цен. Под п. 1.4 предусматривает право организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществлять экономически обоснованное повышение отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен: Указанные индексы применяются к цене каждого конкретного товара (работы, услуги), устанавливаются и по мере необходимости пересматриваются ежегодно Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком. Органы, осуществляющие дифференцированное доведение предельных индексов изменения отпускных цен до субъектов предпринимательской деятельности, определены под п. 1.5 Указа № 285. Их дифференциация и доведение как по субъектам хозяйствования, так и по месяцам квартала до конкретных субъектов осуществляется исходя из предельных индексов, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь на квартал. При этом порядок повышения отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) заключается в следующем.
Субъекты хозяйствования рассчитывают величину возможного месячного изменения отпускных цен (если им доводятся предельные индексы на квартал, без разбивки по месяцам), исходя из:
-доведенного предельного индекса на квартал;
- необходимости выполнения требования п. 4 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2000 г. № 1000 «Об утверждении предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, на второе полугодие 2000 г.»2 о равномерности изменения отпускных цен (п.З . Постановления Мин-
экономики от 14 сентября 2000 г. № 184 «О вопросах доведения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрации цен (тарифов)»1 (далее - Постановление № 184).
Предельные индексы изменения отпускных цен применяются по отношению к товарам (работам, услугам), производимым в Республике Беларусь, за исключением:
товаров (работ, услуг), выпускаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями;
- перечня товаров (работ, услуг), изменение отпускных цен на которые не ограничивается предельными индексами. Такой перечень утверждается Советом Министров одновременно с утверждением предельных индексов изменения отпускных цен.
В случае невозможности соблюдения указанными выше юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных предельных индексов при формировании отпускных цен на производимые товары (работы, услуги), они обязаны произвести регистрацию таких цен в соответствии с Порядком регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 9442 (с послед, изм. и доп.) (далее - Порядок регистрации цен).
Основанием для регистрации отпускных цен с превышением предельных индексов может служить возможное возникновение убыточности в целом по предприятию3 или по отдельным товарам (работам, услугам), занимающим значительный удельный вес в объеме производства данного предприятия.
Если в текущем месяце произведена регистрация отпускных цен сверх предельного индекса, то в последующие месяцы квартала, при необходимости, увеличение отпускных цен может осуществляться субъектами хозяйствования самостоятельно в пределах предельного индекса, доведенного (рассчитанного) на месяц (ч. 2 п. 7 Постановления № 184).
Регистрации подлежат:
отпускные цены на товары (работы, услуги), производимые субъектами хозяйствования, при экономически обоснованном повышении этими субъектами цен выше предельных индексов изменения отпускных цен, установленных Советом Министров Республики Беларусь и доведенных до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами управления;
отпускные цены на новые товары (работы, услуги). В соответствии с п. 11 Постановления № 184 к новым товарам (работам, услугам) относятся товары (работы, услуги): изготовленные впервые субъектом хозяйствования; отличающиеся от производимых улучшенными свойствами или характеристиками и получающие новое обозначение.
Согласно п. 3 Порядка регистрации цен не подлежат регистрации:
цены на товары (работы, услуги), реализуемые за пределы Республики Беларусь;
цены на товары (работы, услуги), производимые по разовым заказам;
цены на товары (работы, услуги), используемые субъектами хозяйствования для собственных нужд;
цены на продукцию предприятий общественного питания;
цены на товары (работы, услуги), производимые учащимися и студентами в учреждениях образования и их структурных подразделениях;
цены на товары, изготовляемые по договору подряда из сырья заказчика;
цены на опытные партии товаров.
Органы, осуществляющие регистрацию цен, установлены п. 4 Порядка регистрации цен.
Косвенное (экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой, тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары.
Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимается государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике (ст. 8 Закона о ценообразовании).
В соответствии с Законом о ценообразовании государственными] органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республики Беларусь, являются:
- Департамент антимонопольной и ценовой политики, действующий в структуре Минэкономики с правами юридического лица;
другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк, отраслевые министерства;
- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций