§ 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
Дела о несостоятельности относятся к подведомственности хозяйственного суда, правовой формой деятельности которого является хозяйственный процесс, осуществляемый в соответствии с нормами ХПК. Возникает вопрос, к какому виду судопроизводства они относятся: исковому, административному, особому? ХПК, в отличие от ГПК, не выделяет специальные разделы о производстве по делам, возникающим из административных отношений и об особом производстве. В гл. 21 «Особенности производства по отдельным категориям дел» в отношении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, прямо указано, что они рассматриваются хозяйственным судом в порядке, предусмотренном ХПК, т. е. в исковом порядке. Однако в ХПК, наряду с терминами «иск», «спор», используются термины «дела», «заявления» и т. д. Кроме того, имеются специальные нормы, посвященные особому производству по отдельным категориям дел, прежде всего по делам о несостоятельности. Последние рассматриваются хозяйственным судом в порядке, предусмотренном ХПК, с особенностями, установленными специальным Законом о несостоятельности (ст. 171 ХПК, ст. 5 Закона о несостоятельности).
Исходя из этого, многие авторы делают вывод, что ХПК (косвенно) выделяет виды судопроизводства1. По мнению В. С. Белых, дела о несостоятельности нельзя рассматривать в порядке искового производства, равно как и нельзя использовать при рассмотрении этой категории дел такие термины, как «истец», «ответчик», «исковое заявление». С позиций науки процессуального права более корректным является употребление терминов «заявитель», «должник», «заявление».
В производстве о несостоятельности хозяйственный суд констатирует юридические факты - несостоятельность неплатежеспособного должника либо, наоборот, его платежеспособность. Следовательно дела о несостоятельности относятся к сфере особого производства. В ходе производства по этим делам должник может оспаривать требования кредиторов, т. е. существует вероятность спора о праве. Кроме того кредиторам и должнику предоставлено право обжалования действий антикризисного управляющего, т. е. может
возникнуть административный спор. Однако эти обстоятельства, по мнению некоторых авторов, не влияют на природу производства по делам о несостоятельности как особого и допускаются из соображений практического удобства1.
Дела о несостоятельности как одна из разновидностей дел особого производства проходят через те же стадии хозяйственного процесса, что и споры, разрешаемые в порядке искового производства: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство; пересмотр судебных актов, не вступивших в законную силу; пересмотр в порядке надзора; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнение судебных актов.
В юридической литературе2 производство по делам о несостоятельности разделяется на две стадии: разбирательство в хозяйственном суде и процедура банкротства. На первой стадии устанавливается факт несостоятельности или платежеспособности должника, на второй — принятый судебный акт исполняется.
В. Ф. Попондопуло предлагает разделить первую стадию на три отдельные стадии: возбуждение, подготовку к разбирательству и разбирательство дела о несостоятельности3. Поскольку именно на этих стадиях проявляется специфика дел о несостоятельности рассмотрим их более подробно.
В соответствии со ст. 33 ХПК дела о несостоятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства должника - индивидуального предпринимателя. Ч. 2 ст. 19 Закона о несостоятельности содержит запрет на передачу таких дел на рассмотрение третейского суда, не упоминая при этом общие суды. Как известно, критериями разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами является субъектный состав и содержание спорного правоотношения.
Специфика подведомственности дел о несостоятельности проявляется в том, что ни один из указанных критериев сам по себе роли не играет, поскольку в качестве кредиторов могут выступать лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (субъекта-
ми хозяйствования), а в качестве должника — юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями. Следовательно дела о несостоятельности относятся к подведомственности хозяйственных судов независимо от статуса и характера деятельности, осуществляемой должником или кредиторами. Эти дела являются примером исключительной подсудности, т. е. рассматриваются только по месту нахождения или по месту жительства должника.
В соответствии со ст. 6 Закона о несостоятельности правом на подачу заявления в хозяйственный суд о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают сам должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренном законодательством. При этом право на подачу заявления кредитора о признании должника несостоятельным имеют лица, признаваемые в качестве конкурсных кредиторов. К ним Закон о несостоятельности относит кредиторов по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представителя работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
Правом на обращение в хозяйственный суд в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы (ч. 2 ст. 6 Закона о несостоятельности). К иным лицам, о которых идет речь в ст. 6 относятся ликвидационная комиссия, собственник имущества должника унитарного предприятия, учредитель (участник) должника, государственные органы.
Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника является разновидностью права на обращение в суд за судебной защитой. Реализация последнего зависит от определенных условий - предпосылок права на обращение в суд за судебной защитой. Материальными и процессуальными предпосылками права на обращение в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве должника являются условия, предусмотренные ХПК и ст. 7,10 Закона о несостоятельности.
Основанием возбуждения дела о несостоятельности является заявление о признании должника несостоятельным, поданное управомоченным лицом. Требования к форме и содержанию такого заявления установлены ст. 23-30 Закона о несостоятельности. Хозяйственный суд обязан принять к производству заявление о банкротстве должника, поданное с соблюдением вышеперечисленных требований, после чего в течение пяти дней выносится определение о возбуждении производства по делу о банкротстве (ст. 31 Закона о несостоятельности). С этого момента:
1) по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц приостанавливается в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника;
2) приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;
3) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников).
В целях принятия перечисленных мер определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника направляется в банки и небанковские кредитно-финансовые организации, с которыми должник заключил договоры об открытии банковского счета, а также в общий суд, хозяйственный суд, соответствующим судебным исполнителям, в налоговые и иные уполномоченные органы.
Основания для возвращения заявления о банкротстве установлены ст. 32 Закона о несостоятельности и ст. 126 ХПК. Хозяйственный суд может также отказать в принятии заявления о банкротстве должника по основаниям, предусмотренным ст. 125 ХПК.
Подготовка дела к судебному разбирательству - обязательная самостоятельная стадия хозяйственного процесса, проводимая независимо от категории дела в целях его правильного рассмотрения и принятия законного и обоснованного решения. Данная стадия начинается с момента возбуждения дела о банкротстве должника и проводится в соответствии сост. 130-132 ХП К с особенностями, установленными ст. 43 Закона о несостоятельности.
Специфика подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству заключается в следующих действиях судьи, совершаемых на этой стадии:
1) установление круга лиц, участвующих в деле. К таковым относятся должник, управляющий (временный управляющий), конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника - юридического лица, прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством, орган государственного управления по делам о банкротстве, в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, иные лица, например, ликвидационная комиссия или собственник имущества должника - унитарного предприятия (ст. 247). Поскольку банкротство должника затрагивает интересы не только перечисленных, но и других лиц, Закон о несостоятельности предоставляет им право участия в хозяйственном процессе по делу о банкротстве. Это представитель работников должника, участник (учредитель) должника - юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия, их представители, иные лица в случаях, предусмотренных ХПК, Законом о несостоятельности. Помимо лиц, участвующих в деле, в судебном процессе могут участвовать свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, представители (ст. 49 ХПК), Национальный банк- при банкротстве банков, если заявление о банкротстве подано другим лицом (ст. 213 Закона о несостоятельности), иные лица в случаях, предусмотренных ХПК и Законом о несостоятельности. Права и обязанности лиц, участвующих в деле и иных участников судебного процесса определены соответствующими нормами ХПК;
2) определение круга доказательств. В этих целях ч. 2 ст. 43 Закона о несостоятельности предоставляет хозяйственному суду право назначать экспертизу в том числе по собственной инициативе;
3) принятие мер по обеспечению требований кредиторов. Закон о несостоятельности предусматривает дополнительные по сравнению со ст. 85 ХПК обеспечительные меры: обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам; принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества должника. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о несостоятельности меры по обеспечению требований кредиторов применяются соответственно до момента возбуждения конкурсного производства и назначения управляющего, или до момента утверждения хозяйственным судом мирового соглашения, или до момента принятия хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве;
4) проверка обоснованности возражений должника. Хозяйственный суд обязан рассмотреть возражения должника, если они заявлены по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов (ч. 2 ст. 42 Закона о несостоятельности). Напомним, что в данном случае суд рассматривает спор о праве. Закон о несостоятельности не устанавливает правил его рассмотрения (сроки рассмотрения, вид судебного акта, принимаемого (выносимого) по результатам рассмотрения; возможность обжалования), что может увеличивать срок рассмотрения дела о банкротстве. Судебное разбирательство по делам о банкротстве осуществляется в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд, и может быть отложено на срок не более двух месяцев. Особенность этой стадии проявляется также в том, что Закон о несостоятельности (ч. 5 ст. 46) предусматривает дополнительные по сравнению со ст. 94 ХПК основания для отложения рассмотрения дела, прекращения производства по делу;
5) постановление и объявление решения по делу о несостоятельности. В соответствии со ст. 45 Закона о несостоятельности хозяйственный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает (выносит) либо решение о банкротстве с санацией должника, либо решение о банкротстве с ликвидацией должника, либо определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Особенности состава и порядка распределения судебных расходов по делу о банкротстве определены ст. 49 Закона о несостоятельности. В состав указанных расходов помимо обычных включаются расходы на выплату вознаграждения управляющему. Все судебные расходы возмещаются за счет должника и покрываются за счет его имущества вне очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда.
Если хозяйственный суд выносит определение о прекращении
производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием оснований для возбуждения конкурсного производства (ст. 41 Закона о несостоятельности), судебные расходы относятся на кредиторов, подавших в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника, и распределяются между ними пропорционально их требованиям.
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций