logo search
ПРХД Вабищевич

§ 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности

Существовавшая до недавнего времени модель экономики ос­новывалась на монополии государственной собственности прак­тически на все экономические ресурсы. Сущность ее заключа­лась в централизованном распределении и перераспределении этих ресурсов. Отсюда вытекают такие характерные черты адми­нистративно-командной экономики, как отсутствие внутренних стимулов к развитию, предопределившее отставание экономики советского государства от экономики других стран, и игнориро­вание интересов главного субъекта экономической системы потребителя.

Все это обусловило неизбежность и безальтернативность пере­хода к рыночной экономике, основным элементом которой являет­ся конкуренция, учитывающая прежде всего интересы потребите­ля и создающая условия для высокой эффективности производ­ства. Конкуренция возможна в условиях функционирования мно­жества хозяйственно самостоятельных производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм соб­ственности. Таким образом, переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а имен­но, ликвидации доминирующего положения государственной соб­ственности.

Как показал опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе разгосударствления и приватизации1.

Правовую основу разгосударствления и приватизации составляют: ; - Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосу­дарствлении и приватизации государственной собственности в Рес­публике Беларусь»2 с послед, изм. и доп. (далее - Закон от 13 января 1993г.);

Государственная программа приватизации, утвержденная По­становлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г.3 (далее-Государственная программа); ^ - Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»4 с послед, изм. и доп. (далее - Закон от 6 июля 1993г);

Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1995 г. № 101 «О мерах по совершенствованию реформирования государствен­ного имущества»5;

- Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и привати­зации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, на 1996 год»6;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной соб­ственности в Республики Беларусь»7 (далее - Декрет от 20 марта 1998г.).

Закон от 13 января 1993 г. содержит определения разгосударств­ления и приватизации, различая их. Разгосударствление-это пе­редача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами, При-

1 Более подробно о предпосылках преобразований ртношений собственности и их правовом обеспечении (начиная с 80-х годов) см.: Чигир В.Ф. Разгосударствле­ние и приватизация государственной собственности //Вест. Молодеж. науч. об-ва. -2002. - № 1. - С, 78-95.

2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 7. - Ст. 41.

3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 26. -- Ст. 329.

4 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 25. - Ст. 305.

5 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995. - № 8. - Ст. 163.

6 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995. - №36. - Ст. 886.

7 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респуб­лики Беларусь. - 1998. - № 9. - Ст. 206.

Приватизация - это приобретение физическими и юридическими лица­ми права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Эти понятия определены не совсем удачно. Как справедливо от­мечает В. Ф. Чигир, в определении разгосударствления «речь идет о передаче «функций непосредственного управления субъектом хо­зяйствования», а законодательство Республики Беларусь не содер­жит понятия такого управления». Следует согласиться также с тем, что «определение приватизации, данное в ч.З ст. 1 не согласуется с ч. 4 этой же статьи: «В результате приватизации государство полно­стью или частично утрачивает права владения, пользования и рас­поряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею». Если в результате приватизации право собственности приобретают физи­ческие или юридические лица, образованные не на государствен­ной собственности, то государство или административно-территори­альное образование утрачивает правомочия владения, пользования и распоряжения полностью. Частично сохранять их за собой они не могут. Они теряют и функции управления непосредственно и опос­редовано. Часть 4 ст. 1 не нужна, она лишь вводит в заблуждение».

Таким образом, в результате разгосударствления, в отличие от приватизации, смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим и юридическим лицам право на участие в уп­равлении субъектами хозяйствования. .