§ 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
Существовавшая до недавнего времени модель экономики основывалась на монополии государственной собственности практически на все экономические ресурсы. Сущность ее заключалась в централизованном распределении и перераспределении этих ресурсов. Отсюда вытекают такие характерные черты административно-командной экономики, как отсутствие внутренних стимулов к развитию, предопределившее отставание экономики советского государства от экономики других стран, и игнорирование интересов главного субъекта экономической системы потребителя.
Все это обусловило неизбежность и безальтернативность перехода к рыночной экономике, основным элементом которой является конкуренция, учитывающая прежде всего интересы потребителя и создающая условия для высокой эффективности производства. Конкуренция возможна в условиях функционирования множества хозяйственно самостоятельных производителей, что, в свою очередь, возможно лишь при существовании различных форм собственности. Таким образом, переход к новой модели экономики требует трансформации отношений в сфере собственности, а именно, ликвидации доминирующего положения государственной собственности.
Как показал опыт других стран, такие преобразования могут быть реализованы в процессе разгосударствления и приватизации1.
Правовую основу разгосударствления и приватизации составляют: ; - Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»2 с послед, изм. и доп. (далее - Закон от 13 января 1993г.);
Государственная программа приватизации, утвержденная Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г.3 (далее-Государственная программа); ^ - Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»4 с послед, изм. и доп. (далее - Закон от 6 июля 1993г);
Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1995 г. № 101 «О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества»5;
- Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности, на 1996 год»6;
- Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь»7 (далее - Декрет от 20 марта 1998г.).
Закон от 13 января 1993 г. содержит определения разгосударствления и приватизации, различая их. Разгосударствление-это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами, При-
1 Более подробно о предпосылках преобразований ртношений собственности и их правовом обеспечении (начиная с 80-х годов) см.: Чигир В.Ф. Разгосударствление и приватизация государственной собственности //Вест. Молодеж. науч. об-ва. -2002. - № 1. - С, 78-95.
2 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 7. - Ст. 41.
3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 26. -- Ст. 329.
4 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - № 25. - Ст. 305.
5 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995. - № 8. - Ст. 163.
6 Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. - 1995. - №36. - Ст. 886.
7 Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998. - № 9. - Ст. 206.
Приватизация - это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Эти понятия определены не совсем удачно. Как справедливо отмечает В. Ф. Чигир, в определении разгосударствления «речь идет о передаче «функций непосредственного управления субъектом хозяйствования», а законодательство Республики Беларусь не содержит понятия такого управления». Следует согласиться также с тем, что «определение приватизации, данное в ч.З ст. 1 не согласуется с ч. 4 этой же статьи: «В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею». Если в результате приватизации право собственности приобретают физические или юридические лица, образованные не на государственной собственности, то государство или административно-территориальное образование утрачивает правомочия владения, пользования и распоряжения полностью. Частично сохранять их за собой они не могут. Они теряют и функции управления непосредственно и опосредовано. Часть 4 ст. 1 не нужна, она лишь вводит в заблуждение».
Таким образом, в результате разгосударствления, в отличие от приватизации, смены собственника не происходит. Государство лишь передает физическим и юридическим лицам право на участие в управлении субъектами хозяйствования. .
- Глава 1 общие вопросы предпринимательского (хозяйственного) права
- § 1. Понятие предпринимательского (хозяйственного) права
- § 2. Наука предпринимательского (хозяйственного права). Основные этапы становления
- § 3. Предмет хозяйственно-правового регулирования. Хозяйственное правоотношение*
- § 4. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
- Глава 2 правовое регулирование предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- § 2. Формы предпринимательской деятельности
- § 3. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- Глава3 субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 2. Способы и порядок создания коммерческих организаций
- § 3. Легитимация предпринимательской деятельности физических лиц
- § 4. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
- § 5. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- Глава 3. Субъекты предпринимательской деятельности (общие положения)
- § 6. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
- § 7. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
- § 8. Ликвидация коммерческих организаций.
- Глава4 правовое положение
- § 1. Индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственный кооператив
- § 5. Унитарное предприятие
- § 6. Объединения коммерческих организаций
- Глава 5 правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и источники формирования имущества предпринимательской деятельности
- § 2. Права субъектов предпринимательской деятельности в отношении их имущества
- § 3. Правовой режим отдельных видов имущества
- Глава 6 правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и анализа в предпринимательской деятельности
- § 1. Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование национальной системы бухгалтерского учета
- § 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
- § 3. Учетная политика организации
- § 4. Понятие, состав и порядок представления бухгалтерской отчетности
- § 5. Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
- Глава 7 правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)
- § 1. Понятие, субъекты и процедуры экономической несостоятельности (банкротства)
- § 2. Природа и система законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 4. Правовое положение участников производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)
- § 5. Защитный период
- § 6. Конкурсное производство
- § 7. Мировое соглашение
- § 8. Упрощенные процедуры банкротства
- Глава 8 правовое регулирование разгосударствления и приватизации в республике беларусь
- § 1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации государственной собственности
- § 2. Органы, уполномоченные осуществлять разгосударствление и приватизацию собственности и объекты разгосударствления и приватизации
- § 3. Формы и способы разгосударствления и приватизации
- § 4. Порядок разгосударствления и приватизации
- Глава9 договор в хозяйственных отношениях (общие положения)
- § 1. Понятие и функции договора в предпринимательской деятельности.
- § 2. Принципы и порядок заключения договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Содержание и форма договора в предпринимательской деятельности
- § 4. Изменение и расторжение договора в предпринимательской деятельности
- Глава 10 санкции в хозяйственных отношениях
- § 1. Понятие, функции и классификация санкций в хозяйственных отношениях
- § 2. Формы имущественных хозяйственно-правовых санкций
- § 3. Меры оперативного воздействия, применяемы в хозяйственных отношениях
- Глава11 правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 1. Нормативное обеспечение качества товаров, работ, услуг
- § 2. Понятие и правовые основы стандартизации
- § 3. Понятие и правовые основы сертификации
- § 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации
- Глава 12 правовое регулирование цен и ценообразования
- § 1. Понятие и виды цен. Законодательство о ценах и ценообразовании
- § 2. Правовые основы государственного регулирования цен
- § 3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования
- Глава 13 правовое обеспечение конкуренции и противодействия монополистической деятельности
- § 1. Правовая характеристика рынка
- § 2. Понятие и юридическое содержание конкуренции
- § 3. Понятие и виды монополистической деятельности
- § 4. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции
- § 5. Способы антимонопольного регулирования
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- § 6. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Глава 14 правовая основа деятельности бирж
- § 1. Понятие и классификация бирж
- § 2. Правовое положение товарной биржи
- § 3. Правовое положение фондовых бирж
- § 4. Правовое положение валютной биржи
- § 5. Понятие и виды биржевых сделок
- Глава 15 правовая основа деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- § 1. Понятие и правовое регулирование банковской деятельности. Банковская система Республики Беларусь
- § 2. Правовое положение Национального банка
- § 3. Правовое положение коммерческих банков
- § 4. Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций
- Глава 16 правовое регулирование рынка ценных бумаг
- § 1. Понятие и правовые основы рынка ценных бумаг
- § 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- § 3. Объекты рынка ценных бумаг
- § 4. Субъекты рынка ценных бумаг
- Глава 17 правовое регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп
- § 1. Понятие, виды и правовая основа финансово-правовых групп
- § 2. Создание и прекращение деятельности финансово-промышленных групп
- § 3. Система управления в финансово-промышленных группах
- § 4. Распределение ответственности в рамках финансово-промышленной группы. Взаимоотношения финансово-промышленной группы и государства
- Глава 18 правовое регулирование инвестиционной деятельности
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
- § 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
- § 4. Правовой режим иностранных инвестиций
- § 5. Правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Глава 19 правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций
- § 1. Понятие, субъекты и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
- § 2. Понятие и система мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- § 3. Правовое регулирование валютных операций