5. Право и закон
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре¬менно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Со¬крат, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (зако¬ны, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множе¬ство. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце¬дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым за¬коном и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, извест¬ный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц ут¬верждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действу¬ющего законодательства («позитивного права»), - пишет он, - являются соб¬ственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов». В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соот-ношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из об¬щефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами об¬щественного развития. В такой же степени независимы от государства и со¬временные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания обще¬ства и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - вы¬явить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство со¬держания и формы складывается в результате взаимодействия общества и го¬сударства: содержание права (сами правила поведения, информационная сто¬рона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону про¬блемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (зако¬на). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существо¬вать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержа¬ние юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зре¬ния современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естествен¬ного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права пози¬тивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой са¬мого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все со¬временные системы права одеты в мундир законодательства».
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое со¬держание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических усло¬вий существования данного общества.)
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явле¬ний. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.
6. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре¬делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).
Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. На¬пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле¬дующие черты:
1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:
а) людей;
б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол¬лективами;
в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци¬альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.
2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе¬ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают¬ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса¬ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст¬вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих не¬обходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.
В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста¬новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело¬мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци¬альных норм должна быть осознана обществом.
3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действу¬ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет¬но (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе¬мость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:
социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова¬ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию оп¬ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.
4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре¬делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов¬летворения интересов и потребностей.
5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со¬циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.
6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован¬ных порядков реализации, действия социальных норм.
7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха¬низмы обеспечения реализации своих предписаний.
8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас¬штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро¬ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива¬нию взаимодействия между видами социальных норм.
В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разно¬видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра¬няя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный ана¬лиз их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов ре¬гулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реали¬зации своих норм и др. моментов.
Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).
Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом полити¬ки является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.
Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не толь¬ко в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма за¬креплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступа¬ют как нормативные политико-правовые акты.
Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ори¬ентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осозна¬ния субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник фор¬мирования политических и правовых норм - отношения собственности.
Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и госу¬дарства и др.
Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:
а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психо¬логии);
б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;
в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения од¬них и тех же актов поведения;
г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;
д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом слу¬чае может продолжать действовать в силу привычки;
е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сфе¬ру действия;
ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и обществен¬ное мнение;
з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования -системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.
Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особен¬ностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил ги¬гиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и дей¬ствует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи мо¬рального содержания называют еще нравами.
Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению кото¬рых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может созна¬тельно организовывать те или иные традиции, способствовать их становле¬нию, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддерж¬ку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить опреде¬ленные идеи, ценности, полезные формы поведения.
Обыкновения (деловые обыкновения) - обычаи, выработанные в процес¬се деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерчес¬кой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.
К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как доста¬точно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название цере¬мониала (правила церемонии).
Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обы¬чаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.
Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:
а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);
б) внутрисистемные;
в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;
г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому кон¬тролю;
д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.
Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и ин¬тересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;
во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;
в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) ме¬рами воздействия.
Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общест¬венных организаций (объединений). Так, в Конституции Российской Феде¬рации этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 30, 35 и др.). Право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выхо¬дить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.
Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в кото¬рые данная общественная организация может вступать), в оценке правомер¬ности принятого общественной организацией решения.
Технико-юридические нормы - это нормы, которые в качестве диспози¬ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз¬новидность технических норм.
Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие - считают их со¬циальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения че¬ловека к объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоци¬альную сферу); в качестве мер их обеспечения выступают негативные послед¬ствия нарушения естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как:
а) главным объектом регулирования всех социальных норм является пове¬дение людей (установление общественных отношений во всех случаях соци¬ального регулирования - это лишь средство регламентации поведения). На тот же объект направлены и технические нормы;
б) технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, кото¬рая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно раз¬личаться, и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «со-циальности» технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в результате нарушения правил обращения с ней практиче¬ски равна нулю. Хотя опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами может привести к такому бедствию, как пожар.
Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкция¬ми и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Ведь технико-юридические нормы, как и любые правовые нормы, считают социальными. Однако из-за того, что техническую норму обеспечили право¬вой санкцией, она свою природу не изменила: в ней сохранились все те чер¬ты, по которым технические нормы как раз к социальным не относят.
С целью разрешения данного противоречия проф. А.Б. Венгеров предлагает различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регу¬ляторы. Однако понятие «регулятор» здесь используется в смысле, не равноз¬начном понятию «норма», и исследование проблемы, таким образом, перено¬сится в несколько иную плоскость, в частности на уровень нормативных актов.
Проф. А.Б. Венгеров также усматривает существование в обществе ненор¬мативных социальных регуляторов - ценностного, директивного, информа¬ционного и других. Однако речь в данном случае идет не об индивидуальном регулировании. Названные регуляторы имеют общий характер, но не явля¬ются четко выраженными социальными предписаниями и обладают специ¬фическими механизмами воздействия на поведение людей.
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 6) Проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространст¬ве и по кругу лиц («высшая» критика);
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 44. Право и принуждение
- 6) За нарушение норм права различных отраслей может применяться от¬ветственность одного и того же вида;
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 20 Декабря 1993 г. В оон учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем оон и является его заместителем.
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 65. Государство и бюрократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 2 Апреля 1996 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор об образовании Сообщества суверенных государств (ссг). Учреждены специальные органы ссг:
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1