logo search
Информ

5. Международный характер информационного права

Информационное общество размывает государственные границы, следовательно, правовое

регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это

проявляется в появлении большого количества межнациональных правовых норм.

Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ

"О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" и

Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г.

Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под

определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его п. 1012

зафиксировано, что электросвязь - это "любая передача, излучение или прием знаков, сигналов

письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-,

оптической или другим электромагнитным системам".

Устав Международного союза электросвязи предусматривает следующие положения.

1. Государство обязано обеспечить передачу сообщений от населения при помощи

международной службы общественной корреспонденции с предоставлением по каждой категории

корреспонденции одинаковых условий обслуживания, тарифов и гарантий без предоставления

какого-либо приоритета или предпочтений (ст. 33 Устава).

2. Государство вправе прервать любую "частную электросвязь, которая могла бы

представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному

порядку или правилам приличия" (ст. 34 Устава).

3. Государство вправе прекращать службу международной электросвязи вообще или для

отдельных видов электросвязи либо корреспонденций с немедленным уведомлением других

членов Союза международной электросвязи (ст. 35 Устава).

4. Не принимается никакая ответственность "по отношению к пользованию службами

международной электросвязи, в частности в отношении претензий по возмещению убытков" (ст. 36

Устава).

5. Принимаются меры для сохранения тайны международных сообщений, с

резервированием за государством права передавать эти сообщения компетентным властям во

исполнение внутреннего законодательства либо международных соглашений (ст. 37 Устава).

Данные положения являются базовыми при изучении правового статуса общедоступных

сетей электросвязи, в том числе международной сети Интернет.

Другим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике

развития и правового регулирования процессов информатизации, среди которых ведущим следует

признать процесс расширения доступности и информационной наполненности сети Интернет,

является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании

стран "восьмерки" 22 июля 2000 г. Участники данного договора подтверждают приверженность

принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного

разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без

исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального

информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие

человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями,

взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Кроме этого, сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций предусматривается

двухсторонними договорами РФ. Среди них соглашения о сотрудничестве в области информации

и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г.,

Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. и др.

Правовое обеспечение государственной информационной политики реализуется в рамках

информационного права. В настоящий момент международное сообщество делает особый акцент

на развитие отдельных государств в информационной сфере, что позволит обеспечить

информационную безопасность общества, личности, отдельно взятых государств, кроме того,

позволит отладить внутригосударственное законодательство.

6. Метод информац. права - это характер волеизъявления одного субъекта правоотношений в

отношении другого. Любая отрасль права использует следующие методы в качестве правового

регулирования:

- предписания;

- запреты или дозволения.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего

воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование

(свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное

регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

Включенность различных методов в систему информационного права не означает их

произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или

иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную

правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного

свойства.